Творческая деятельность Эрнеста Хемингуэя представляет собой серьезный шаг в развитии мирового реалистического искусства. На протяжении всей жизни автора, тема трагичности оставалась главной в его произведениях [1]. Одна из важных особенностей в творчестве заключается в том, что Хемингуэй всегда освещал такие темы, которые были в прошлые годы актуальны, существуют сейчас в современном мире и будут в будущем всегда значительны.
Литературный стиль Э.Хемингуэя уникален в прозе ХХ века. Известен тот факт, что многие писатели со всего мира пытались ему подражать и даже не успевали достичь великих успехов на своем пути. Как ни странно, но манера письма Хемингуэя - эта часть его личности, его биографии [2].
Как уже сказано ранее, что одной из главных тем в творчестве Хемингуэя является трагичность, существует также тесно связанная с косвенностью сообщений еще одна из самых важны черт его литературного стиля – это лаконичность авторской речи и точных копий персонажей. Лаконичность языка является большим преимуществом, поскольку писатель вкладывает глубочайший смысл в каждую краткую фразу и краткое замечание.
Существующий «принцип айсберга», который Хемингуэй считал для себя важным компонентом, есть особый творческий прием, когда писатель, работая над текстом романа, сокращает первоначальный вариант в 3-5 раз, считая, что выброшенные куски не пропадают бесследно, а насыщают текст повествования дополнительным скрытым смыслом, и происходит сочетание с «боковым взглядом» - умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственного отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места [3].
Хемингуэй стремился как можно больше объективизировать повествование, исключить из него прямые авторские оценки, элементы дидактики, заменить, где можно, диалог монологом. В мастерстве внутреннего монолога Хемингуэй достиг больших высот. Компоненты композиции и стиля были подчинены в его произведениях интересам развития действия.
Для того, чтобы понять главные особенности творчества данного писателя, ниже представлена подробная характеристика и анализ широко известного произведения Эрнеста Хемингуэя «Там, где светло и чисто».
История посвящена проблеме одиночества и эгоизма, которое способно погубить моральное состояние человека. Лишь присутствие света и чистоты в душе некоторых персонажей рассказа, помогает не терять надежду на дальнейшее существование в этом тяжком бренном мире.
Сюжет довольно прост – два официанта в последние часы работы наблюдают за стариком, который употребляет алкоголь в гордом одиночестве. Каждый из них представляет себе жизнь так, как хочет. Официант, который по возрасту моложе, сильно торопится к своей семье, и ему совершенно неинтересны причины такого долго присутствия в кабаке пожилого человека. А вот официант, который по возрасту старше, пытается проникнуть в боль глухого старика, и для себя делает вывод, что самым главным в жизни для него - свет и чистота.
Мы видим, что события в произведении упорядочены в хронологическом порядке. История рассказа начинается с экспозиции, содержащее краткое представление о времени (It was late), о месте (every one had left the cafe). Автор создает атмосферу нарастающего напряжения после предложения (The old man looked from his glass across the square, then over at the waiters) и показывает равнодушие официанта, который думает только о своих проблемах ("Why didn't you let him stay and drink?" the unhurried waiter asked. They were putting up the shutters. "It is not half-past two." "I want to go home to bed). В конце рассказа представлен небольшой абзац обыденного вечера одного из официантов.
Главными персонажами произведения являются глухой старик, старший официант и младший официант. Автор использует косвенную характеристику персонажей, о которой читатель должен догадаться самостоятельно и сделать соответствующие выводы для себя. Можно предположить, что молодой официант не обладает чувством сострадания к окружающим и думает только о себе, а старший официант напротив, имеет чувство сожаления к другим людям. Что касается глухого старика, то очень сложно ему дать точную характеристику, поскольку из диалога официантов конкретной информации о нём не сказано, лишь одинокий и богатый пожилой человек, пытающийся покончить жизнь самоубийством по неизвестным причинам. Представленные персонажи не меняются по ходу повествования и поэтому мы можем назвать их плоскими.
Основным стилистическом приемом рассказа является повествование, т.е. последовательное осознание действительности официантом постарше. Герой читает молитву «ничто», в котором нестрашно спрятаться, забыться, пока миром правит абсурдная суета. Рассказ не богат выразительными средствами, автор скупо использует стилистические средства. В рассказе не хватает полноценного описания того или иного действия, но это не делает текст скучным.
Автор не избегает использования стилистически нейтральных слов, полное отсутствие жаргонизмов и диалектных слов. Краткость предложений и резкость их интонаций придают им определенный оттенок резкости. («Another brandy», «Finished», «Another», «No. Finished»). Последовательность именительных предложений отражает душевное состояние героев и оживляет динамическую силу повествования. (It was late and every one had left the cafe…/I want to go home to bed).
Данный рассказ мы рекомендуем к прочтению, поскольку присутствуют определенные моменты, о которых стоится задуматься и принять во внимание.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что структура в творческой деятельности Эрнеста Хемингуэя в произведении является амбивалентность, которая достигается за счет антитезы внешней бессобытийности повествования и подтекстного изображения «события бытия» через детали, диалоги и монолог героя. При подробном анализе произведения «Там, где светло и чисто», мы также сделали соответствующий вывод – умеренная трагичность и равнодушное отношение автора к некоторым персонажам позволяет понять событийность этого мира, что не все, но многие люди будут сосредоточены только на своих проблемах. Тем не менее, Эрнест Хемингуэй и его творчество вызывает чувство восхищения, поскольку не каждому писателю дано передать искренне своё состояние души и вкладывать всю свою энергию на создание того или иного шедевра.