Главная
Конференции
Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России
Развитие элементов словесно-логического мышления у детей 6 лет с нарушением речи

Развитие элементов словесно-логического мышления у детей 6 лет с нарушением речи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

мышление
словесно-логическое мышление
дети с нарушением речи

Аннотация статьи

В данной работе рассматриваются особенности развития элементов словесно-логического мышления у детей 6 лет с речевыми нарушениями. Автором статьи проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логического мышления и организована опытно-экспериментальная работа по исследованию особенностей словесно-логического мышления у старших дошкольников.

Текст статьи

За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам умственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Однако эта проблема все еще остается недостаточно разработанной как в педагогическом, так и в теоретическом аспекте, в частности вопрос об условиях перехода дошкольников к словесно-логическому мышлению и его развитию. Зачастую дети затрудняются решать задачи, представленные в словесно-логической форме. Ещё большие трудности испытывают дети с общим недоразвитием речи, так как речевые нарушения у детей и особенности психического развития обусловливают специфичное развитие их мышления, памяти. Без специального обучения такие дети с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением.

Мышление – это вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

По мнению П.Я. Гальперина, теоретическое мышление - мышление на базе теоретических рассуждений и выводов. Практическое мышление – мышление на баз суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Отличительными особенностями логического мышления от других типов являются:

  • Эмпирическое познание. Законы логики базируются на основании практической информации. Выводы делаются, исходя из экспериментов, опытов, событий, фактов, цифр.
  • Приобретенная врожденность. Логическое мышление не «рождается» вместе с человеком, оно формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Я.Л. Коломинский отмечает, что предпосылки для развития словесно-логического мышления возникают в конце раннего детства, с формированием знаковой функции сознания. В этот период ребенок начинает понимать, что любой предмет можно обозначить, заменить другим предметом [2]. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, умение обобщать и переносить полученный опыт на различные новые ситуации. На данной стадии развития мышления у ребенка формируется способность абстрагирования, с помощью этого он выделяет форму и цвет предмета. В период среднего дошкольного детства развивается наглядно-образное мышление.

Таким образом, в дошкольном возрасте можно говорить лишь об элементах развития словесно-логического мышления. К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

  1. подобрать и описать методики исследования элементов словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи;
  2. провести экспериментальное исследование особенностей элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи;
  3. на основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях элементов словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

По результатам исследования было выявлено, что у детей с нарушением речи развитие словесно-логического мышления отстает от развития мышления у детей без речевых патологий: у 40% выявлен средний уровень развития словесно-логического мышления, у 60% детей – низкий, высокого уровня не выявлено.

В ходе выполнения заданий дети с ОНР II уровня продемонстрировали неумение классифицировать и обобщать понятия, неумение строить мыслительные или устные рассуждения при выполнении задания. Особые затруднения у детей вызвало первое задание, детям с нарушением речи трудно сопоставлять понятия по аналогии, так как для этого нужно уметь классифицировать, обобщать и анализировать предлагаемые слова.

Полученные данные позволили сделать вывод об особенностях словесно-логического мышления детей шестилетнего возраста с ОНР II уровня. Дети затрудняются в использовании понятий и рассуждений для решения поставленных задач, имеют трудности в использовании обобщающих понятий, а также в способности анализировать и структурировать различные понятия. Уровень сформированности словесно-логического мышления у детей с ОНР II уровня ниже, чем у детей без речевых патологий. При общем недоразвитие речи интеллект первично сохранен, однако именно словесно-логическое мышление может формироваться позже вследствие вторичных нарушений, обусловленных первичным недоразвитием речи.

По результатам проведённого исследования предложены рекомендации по разработке коррекционно-развивающей программы, направленные на развитие словесно-логического мышления детей 6 лет с нарушением речи. Целью такой программы является создание психолого-педагогических условий для успешной коррекции и развития элементов словесно-логического мышления у детей 6 лет с нарушением речи.

В программе рекомендовано использовать игр, направленные на классификацию предметов; игры, способствующие развитию умения сравнивать различные объекты на основе признаков их сходства и различия; игры, формирующие умение выделять и учитывать временную последовательность событий при раскладывании картинок, составлении рассказов по сериям картинок; игры, обучающие детей находить причину и варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей. Также рекомендовано использовать авторские дидактические пособия и методические разработки, такие как «Блоки Дьенэша», «Уникуб», «Палочки Кюизенера».

Список литературы

  1. Савенков А.И. Развитие логического мышления 6-7 лет / А.И. Савенков. -М.: Издательство: Академия развития, 2004. - 75 с.
  2. Шаудинис И.В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Вестник экспериментального образования. - 2017. - № 1 (10). - С. 24-34.
  3. Янутан В.А. Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам IV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2016. - С. 43-47.

Поделиться

2364

Синякина С. И. Развитие элементов словесно-логического мышления у детей 6 лет с нарушением речи // Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 декабря 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 113-115. URL: https://apni.ru/article/3334-razvitie-elementov-slovesno-logicheskogo-mish

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января