Значимость этой проблемы состоит в том, что вопрос оптимизации интеллектуальной и физической трудоспособности у курсантов происходит с помощью средств физической культуры и спорта. Данный способ является профилактикой раздражительно-психологических переживаний, увеличению производительности и выносливости в различных условиях повседневной учебной деятельности
Физическая подготовка неотъемлемая часть повседневной деятельности курсантов, ее важность подтверждает Виленский М.Я. утверждая, что занятие физической культурой и спортом позволяют повысить эффективность учебы, повседневной деятельности, поддержанию мышечного тонуса, гормонального баланса, а также психофизиологической активности. Подобные стимулирующие воздействия от занятий физическими упражнениями на психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, устойчивость, умственную работоспособность) способствуют улучшению учебного процесса. Помимо этого, извести также, что более высокий уровень физической развитости позволяет пренебрегать негативным факторам окружающей среды, сохранению выносливости и работоспособности. Любая деятельность, как раздражитель напрямую связана с когнитивными функциями, поскольку осуществляется за счёт них. Главенствующей функцией является внимание, отвечающее за скорость реакции и объем усвоенного материала в период учебной деятельности [1].
Н. Я. Петрова утверждает, что между умственной и физической деятельностью существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость систем, воздействующих друг на друга. Так регулярные занятия физической подготовкой положительно сказываются на психофизиологические черты личности, снимая негативный эмоциональный фон, в процессе утомления. Известно, что на снижение работоспособности во многом влияет умственное утомление. При рассмотрении индивидуальных показателей обнаруживается, что под влиянием одних и тех же физических и психических нагрузок у разных курсантов работоспособность изменяется неоднородно.
Повышение интенсивности физической нагрузки позволит стабилизировать эмоциональное состояние и повысить эмоциональную устойчивость, а также повысить уверенность в себе, однако нужно учитывать уровень нагрузок, поскольку чрезмерность может привести к травмам, и негативным эмоциональным состояниям [4].
При исследовании воздействия нагрузок на интеллектуальную трудоспособность на протяжении недели стало заметна определенная закономерность. Обычно, при небольших и нормальных нагрузках трудоспособность увеличивалась, и у военнослужащих отмечались стенические реакции. После усиленной нагрузки активность значительно понижалась, и у большинства опрошенных преобладали астенические реакции. Принимая во внимание с этим, что стимулирующее воздействие в форме физической деятельности, и организованной на достаточном уровне убирает негативные последствия, и позволяет поддерживать организм в достаточном уровне функционирования.
Основным предметом научных исследований является изучение физической активности курсантов на всем периоде их обучения, в сравнении отдельных отрезков, в последствии преобразующихся в статистические данные позволяющие выделить динамику состояния исследуемых. В основном активность курсантов в периоды семестров обладает цикличными свойствами. И обладает закономерными свойствами с периодом подъема, поддержания и спада, в последовательности [2].
Большее внимание уделяется направленности физической активности, её форм и проявлений. Стоит отметить упражнения сложной активности, требующие времени на подготовку, оказывают большее воздействие на интеллектуальную трудоспособность, чем упражнения простые и не требующие особой подготовки. Направление нагрузок к состоянию размеренности и стабильности, а также заострение внимания на определенных группах мышц, на длительном периоде оказывают большую эффективность, нежели упражнения комплексные, затрагивающие все тело.
Подводя итоги, проведём анализ исследования, подтверждающего развитие мысли, трактуемое в данной работе, и на направленной на связь когнитивных функций, по итогам которых выяснилось, что высокоинтенсивные и незначительные по времени занятие положительно воздействуют на высшие психические функции. Данный эффект проявляется спустя несколько часов и представлен в форме лучшего запоминаний и усвоения информации [5].
Необходимо подметить, что самой эффективной формой занятий у курсантов является утренняя физическая зарядка, направленная на развитие выносливости, быстроты, силы и ловкости, а её интенсивность в небольшой временной промежуток только усиливает данный эффект. Также необходимо отметить её систематичность, позволяющей натренировать тело к конкретным временным промежуткам, и готовности к нагрузке. Только при таких факторах возможно развитие физических навыков у курсантов.