научный журнал «Актуальные исследования» #48 (75), декабрь '21

Эгоцентризм. Выраженность у детей в семьях с одним ребенком

В статье рассматриваются проблемные вопросы развития ребенка. Эгоцентризм детей рассматривается как качественное своеобразие мышления. Исследования в области эгоцентризма у детей в семьях с одним ребенком.

Аннотация статьи
мышление
эгоцентризм
решение
выраженность
психология
Ключевые слова

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что эгоцентризм ребенка характеризует его мышление интуитивного интеллекта.

Анализируя детское мышление, Ж. Пиаже пришел к выводам о том, что ребенок видит и воспринимает окружающий мир со своей точки зрения и считает ее единственной верной. А поэтому общее представление окружающего мира в глазах ребенка представляет собой искажение, развитие происходит в одностороннем профиле.

Французский философ выделил 3 вида эгоцентризма:

  1. Интеллектуальный (ребенок уверен, что ветер дует потому, что деревья качаются).
  2. Моральный (ребенок считает, что только его точка зрения правильная и верная).
  3. Коммуникативный (ребенок не желает и не умеет слушать, слышать оппонента, а желает говорить только о своем, о себе).

Воспитателями была изучена система ценностей каждого ребенка для того, чтобы подготовить его к школе и выявить перспективные их направления в адаптации к новым условиям. Если система ценностей ребенка нарушена, ребенок продолжает видеть окружающий мир с позиции своего внутреннего эгоцентризма, то будут иметь место трудности. В этом случае нужна будет работа с такой категорией детьми.

Таблица

Выраженность эгоцентризма у детей в семьях по видам

Виды эгоцентризма

Эгоцентризм у ребенка из семьи, в которой

1 ребенок

несколько детей

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Интеллектуальный

36%

28%

37%%

43%

24%

33%

Моральный

47%

29%

24%

27%

35%

39%

Коммуникативный

39%

42%

19%

22%

31%

47%

В исследовании принимало 60 детей старшего дошкольного возраста. Из них 30 детей из семей, в которых воспитывается 1 ребенок и 30 детей из семей, в которых воспитываются несколько детей.

По результатам исследования из таблицы 1видно, что интеллектуальный вид эгоцентризма имеет наиболее высокий уровень среди детей, которые воспитываются в семье, где несколько детей (43 %). Моральный вид эгоцентризма наиболее выражен у детей, которые воспитываются в семье с одним ребенком (47%). Показатели коммуникативного же вида имеют низкий уровень среди детей, воспитывающихся в семьях с несколькими детьми и средний уровень – в семьях с одним ребенком.

Показатели, приведенные выше, говорят о том, что детям, которые являются единственными в семье, намного тяжелее адаптироваться в окружающей среде. Такой ребенок сталкивается с большими трудностями и переживаниями в новой среде, так как привык видеть окружающие его явлениями только своими глазами. Причем детско-родительские отношения такому ребенку способствуют развитию эгоцентризма, поскольку родители более балуют единственного ребенка в семье, потакают его капризам….

У таких детей в будущем могут наблюдаться более конфликтные ситуации среди сверстников, чем у детей, воспитывающихся в семьях с несколькими детьми, а также замкнутость, которые могут со временем перейти в девиантное поведение.

И наоборот, детей, воспитывающихся в семьях с несколькими детьми, характеризуют открытость, умение выслушать оппонента, высказать свою точку зрения… Как правило, такие дети более легко адаптируются в новой среде, находят общий язык со сверстниками, более динамичны, общительны и восприимчивы к проблемам других.

С точки зрения ученых, занимающихся этой проблемой, эгоцентризм – это необходимость детской психики в отстаивании своих позиций, планов и утверждение своего Я в этом мире. Считается, что к 9 годам у ребенка уже появляется понимание роли других людей и способность видеть окружающий мир глазами другого человека.

Снижение эгоцентризма происходит не в условиях накопления знаний, а в условиях социальных связей, игре и совместной деятельности с другими детьми, родителями и педагогами, где ребенок соотносит и обменивается своей точкой зрения и учится отождествлять себя с другими людьми.

Текст статьи
  1. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб.: Питер, 1999 г.
  2. Кулагина И.Ю. Личность школьника. – М.: Сфера, 1999 г.
  3. 3.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.: Издательство Московского университета, 1981.
  4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М.: Издательство Московского университета, 1981.
  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Избранные психологические труды. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”. – 1995. – 416 с. Источник: https://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/detskiy-egotsentrizm-i-ego-vliyanie-na-intelektualnoe-razvitie-starshih-doshkolnikov/
Список литературы