Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что эгоцентризм ребенка характеризует его мышление интуитивного интеллекта.
Анализируя детское мышление, Ж. Пиаже пришел к выводам о том, что ребенок видит и воспринимает окружающий мир со своей точки зрения и считает ее единственной верной. А поэтому общее представление окружающего мира в глазах ребенка представляет собой искажение, развитие происходит в одностороннем профиле.
Французский философ выделил 3 вида эгоцентризма:
- Интеллектуальный (ребенок уверен, что ветер дует потому, что деревья качаются).
- Моральный (ребенок считает, что только его точка зрения правильная и верная).
- Коммуникативный (ребенок не желает и не умеет слушать, слышать оппонента, а желает говорить только о своем, о себе).
Воспитателями была изучена система ценностей каждого ребенка для того, чтобы подготовить его к школе и выявить перспективные их направления в адаптации к новым условиям. Если система ценностей ребенка нарушена, ребенок продолжает видеть окружающий мир с позиции своего внутреннего эгоцентризма, то будут иметь место трудности. В этом случае нужна будет работа с такой категорией детьми.
Таблица
Выраженность эгоцентризма у детей в семьях по видам
Виды эгоцентризма |
Эгоцентризм у ребенка из семьи, в которой | |||||
1 ребенок |
несколько детей | |||||
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Интеллектуальный |
36% |
28% |
37%% |
43% |
24% |
33% |
Моральный |
47% |
29% |
24% |
27% |
35% |
39% |
Коммуникативный |
39% |
42% |
19% |
22% |
31% |
47% |
В исследовании принимало 60 детей старшего дошкольного возраста. Из них 30 детей из семей, в которых воспитывается 1 ребенок и 30 детей из семей, в которых воспитываются несколько детей.
По результатам исследования из таблицы 1видно, что интеллектуальный вид эгоцентризма имеет наиболее высокий уровень среди детей, которые воспитываются в семье, где несколько детей (43 %). Моральный вид эгоцентризма наиболее выражен у детей, которые воспитываются в семье с одним ребенком (47%). Показатели коммуникативного же вида имеют низкий уровень среди детей, воспитывающихся в семьях с несколькими детьми и средний уровень – в семьях с одним ребенком.
Показатели, приведенные выше, говорят о том, что детям, которые являются единственными в семье, намного тяжелее адаптироваться в окружающей среде. Такой ребенок сталкивается с большими трудностями и переживаниями в новой среде, так как привык видеть окружающие его явлениями только своими глазами. Причем детско-родительские отношения такому ребенку способствуют развитию эгоцентризма, поскольку родители более балуют единственного ребенка в семье, потакают его капризам….
У таких детей в будущем могут наблюдаться более конфликтные ситуации среди сверстников, чем у детей, воспитывающихся в семьях с несколькими детьми, а также замкнутость, которые могут со временем перейти в девиантное поведение.
И наоборот, детей, воспитывающихся в семьях с несколькими детьми, характеризуют открытость, умение выслушать оппонента, высказать свою точку зрения… Как правило, такие дети более легко адаптируются в новой среде, находят общий язык со сверстниками, более динамичны, общительны и восприимчивы к проблемам других.
С точки зрения ученых, занимающихся этой проблемой, эгоцентризм – это необходимость детской психики в отстаивании своих позиций, планов и утверждение своего Я в этом мире. Считается, что к 9 годам у ребенка уже появляется понимание роли других людей и способность видеть окружающий мир глазами другого человека.
Снижение эгоцентризма происходит не в условиях накопления знаний, а в условиях социальных связей, игре и совместной деятельности с другими детьми, родителями и педагогами, где ребенок соотносит и обменивается своей точкой зрения и учится отождествлять себя с другими людьми.