Большое количество детей с нарушенным речевым развитием обусловлено с серьезными причинами. В наше время дети все чаще проникают в компьютерную сферу и всю необходимую информацию ищут именно там. Их коммуникативные навыки все больше и больше ограничиваются, а языковые средства не до конца образовываются. В данное время наблюдается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушены все компоненты речевой системы. Их готовность к школе значительно уменьшается в связи нарушенной связной речи. Самым простым из ее видов является пересказ.
Пересказ – это содержательное воспроизведение литературного образца в устной речи. Проблема развития связной речи у детей с ОНР отражена в работах таких авторов, как Л. Мещерякова, С.В. Бойкова, В.П.Глухова. Группа ученых – Э. Мастюкова, Н. Жукова, Т. Филичева, В.П. Глухов в своих исследованиях выявили, что старшие дошкольники с ОНР 3 уровня сильно отстают в овладении навыками связной монологической речи от нормально развивающихся сверстников. Они отличаются: трудностями в составлении пересказа, нарушением понимания причинно-следственной связи между предметами и явлениями. У таких детей ограничен и упрощен набор синтаксических структур и слов. Они не могут четко составить программу высказывания, их словарный запас значительно меньше. Тем самым у них речь кажется стереотипной и скудной. При пересказе у детей с ОНР искажается смысл предложения, присутствуют пропуски глаголов. Последовательность рассказа прерывается из-за длинных пауз между предложениями [1, с.35-64].
Для преодоления таких проблем у ребенка с ОНР 3 уровня употребляется пересказ с серией картинок. Важной составляющей этого задания является, чтобы ребенок не просто описал события и образы картинок, но и высказал собственное отношения ко всеми происходящему. При пересказе используют определенные требования к тексту. Они должны быть близки к опыту детей этого возраста и иметь более сокращенный объем. Также дети охотнее пересказывают тексты со знакомыми им персонажами, с ярким сюжетом рассказа, где им понятны мотивы действий героев [4, с.257].
В дошкольном возрасте связная речи только начинает формироваться. Изоляция от других отдельных сторон речи происходит спонтанно. В середине дошкольного возраста коммуникативная функция речи осознается ребенком более яснее, а в позднем дошкольном возрасте она ярко выражена. Нарушенное речевое развитие оказывает плохое воздействие на все сферы личности ребенка. Снижается формирование интеллектуальной сферы, нарушается смысловая и логическая память, уменьшается уровень запоминания, возникают трудности в освоении мыслительной операции [3, с.320].
Ребенок с ОНР 3 уровня при пересказе часто добавляет воспоминания о личном опыте, выделяет в тексте только поверхностные впечатления и затрудняются в подборе нужных слов и фраз. Иногда пропускает сравнения и описания в связи с чем пересказ становится более схематичный и лишенный языковых средств.
Нарушение лексико-грамматических средств языка, а также несформированность самостоятельной связной речи создает для детей в процессе обучения дополнительные трудности.
Для дошкольников с ОНР 3 уровня недоступен пересказ-описание. В данном случае дети заменяют пересказ на перечисление отдельных частей объекта, при этом связность рассказа нарушается. У детей с ОНР возникают трудности при пересказе творческих историй. Им сложно определить концепцию рассказа и последовательно изложить его сюжет. Очень часто дети заменяют творческое задание на пересказ уже знакомого им текста. Инициаторами в общении оказываются родители, которые дают помощь в виде подсказок, суждений и вопросов. И в редких случаях дети сами проявляют желание в общении, но при этом они не задают взрослым вопросы.
Словарный запас у детей с ОНР 3 уровня ограничен. Они постоянно используют в речи одни и те же звучащие слова с разными значениями, что делает их язык стереотипным. Если дети правильно понимают причинно-следственную связь, то они ограничиваются при пересказе только перечислением действий [2, с.402].
При пересказе небольшого текста дошкольники с ОНР не всегда осознают смысл прочитанного, нарушают последовательность рассказа, добавляют лишние эпизоды, опускают важные фрагменты, затрудняются в выборе нужного слова.
У дошкольников с ОНР пассивный словарный запас преобладает над активным. Дети не используют имеющийся в их распоряжении запас языковых единиц, не могут с ними работать. Все это подводит к тому, что у детей не сформированы языковые средства, они не могут спонтанно выбрать языковые знаки и использовать их в своей языковой деятельности.
Дети с нарушением в развитии речи имеют значительные трудности в построении предложений и управлении ими в общении. Эти трудности проявляются в грамматике речи, что свидетельствует об отсутствии грамматического строя [5, с.314].
Таким образом, у старших дошкольников с ОНР 3 уровня связная речи не до конца сформирована. Значительное место у таких детей занимают уроки пересказа по формированию связной речи. Развитие речи повышается только тогда, когда ребенок не только слушает рассказы и сказки, но и умеет правильно воспроизводить их в своей речи. К концу обучения большинство детей с ОНР 3 уровня на основе сюжетных картинок могут пересказывать необъемный текст.