Главная
Конференции
Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России
Формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста посредством игровой ...

Формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Авторы:

Кузнецова Валерия Сергеевна

Шевцова Марина Владимировна

Имангазалиева Батина Хабибовна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

игровая деятельность
личность
развитие
игра
младший дошкольный возраст

Аннотация статьи

В статье идет речь об игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. В игре развивается личность ребенка, формируются основные стороны психического развития, происходит формирование качеств, необходимых для готовности обучения в школе.

Текст статьи

Все знают, как важна игра для детей дошкольного возраста, но современные ученные осознают тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. В настоящее время у детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально-культурные ситуации и отношения. Основной причиной «ухода» игры из детского сада является стремление педагогов максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении к «школьной» модели, уделяя основное время и внимание занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значении для развития детей.

Игровую деятельность можно рассматривать в различных группах дошкольного учреждения. В раннем возрасте (1-3 лет) создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности – процессуальной игры [15]. Она основана на предметных действиях, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать деятельности взрослых. Младшая группа детского сада характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут), но постепенно, при условии правильно организованного педагогического руководства игры становятся более длительными (8-10 минут).

О первых проявлениях игры можно судить в том случае, если ребенок начинает использовать предметы-заменители.

Ребенок кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки, укладывает ее спать в коробку-кроватку. Ребенок уже овладел предметными действиями, то есть он научился их обобщать и с легкостью переносить с одного предмета на другой. Такая игра появляется у ребенка в возрасте 2-3 лет. Нередко дети раннего возраста задерживаются на стадии манипулирования, не пользуются предметами - заменителями. Вследствие этого не происходит переход к предметной игре.

Педагогам необходимо стимулировать этот переход, так как он выводит ребенка на новую ступень психического развития.

Если же задать вопрос маленькому ребенку, который занят перебиранием камушков или кубиков, зачастую он отвечает: «Играю в камушки» или «Играю в кубики».

Главной задачей педагога является формирование у детей младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Только в случае организации процесса игры по принципу решения конкретных игровых задач, она будет иметь развивающий характер.

Игровая деятельность в младшей группе имеет большое разнообразие тематик и ролевых сопровождений.

Это и игры с куклами (кукла заболела, укладывание куклы спать, обед для куклы и др.), и игры с транспортом и машинами (ремонт машины, автобус везет пассажиров и др.), и игры с игрушечными животными (уход за животным, цирк и др.), и игры в магазин (овощной, мясной, магазин одежды и др.), и игры в больницу (прием у врача, прививки, уколы и др.) и т. д. На четвертом году жизни (вторая младшая группа детского сада) у детей происходит активное развитие сюжетно-ролевой игры. Между игрой и воображением существует тесная взаимосвязь. Здесь работа воспитателя определяется в рамках игры как предметной деятельности, когда дети еще не овладели навыками ролевого поведения, но уже имеют представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей.

Воспитатель создает игровую ситуацию, воплощает ее в какой-либо сюжет или образ, так как, благодаря этому происходит целостное восприятие игры (это чрезвычайно важно для развития у ребенка умения строить сюжет игры и создавать замысел). В данной возрастной группе также наиболее востребованными остаются сюжетные игры, но наиболее ценным в этом возрасте становится общение с партнером по игре – сверстником. В сценариях для таких игр расширен диапазон ролей, которые дети могут брать на себя.

В процессе игры происходит формирование и развитие всех сторон личности ребенка. Помимо этого, игра способствует появлению значительных изменений в психической сфере ребенка, которые обеспечивают переход на новую, наиболее высокую стадию развития.

Игра считается «спутником детства», в раннем дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью, взаимосвязанной с трудом и учением. Таким образом, игра составляет основное содержание жизни ребенка. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры применятся в педагогическом процессе, она имеет готовый игровой материал, замысел и правила (в отличие от сюжетно­ролевых, которые имеют спонтанный характер).

Подвижные игры укрепляют здоровье, улучшают общую физическую подготовленность детей, удовлетворяют их биологическую потребность в движениях. Главная черта подвижных игр – эмоциональность (нельзя допускать монотонности).

В конце третьего года жизни ролевые игры становятся любимыми у детей.

В игре ребенок способен почувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. С помощью сюжетно-ролевых игр происходит развитие творческих способностей ребенка, их артистизма, фантазии. Сюжетно-ролевые игры учат детей входить в образы различных персонажей.

В процессе игры происходит знакомство ребенка с поведением и взаимоотношениями взрослых людей. В дальнейшем они выступают образцом для его собственного поведения. Игра способствует приобретению основных навыков общения, качеств, которые необходимы для становления межличностных отношений со сверстниками.

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам [7].

Игра тесно связана с развитием личности. Детство – период интенсивного развития игры. Роль игры в жизни малыша трудно переоценить. Формирование личности ребенка раннего возраста происходит в процессе игровой деятельности.

Как правило, в процессе развития особо значимыми и привлекательными для ребенка становятся те действия и проявления личности, которые стали доступными, но еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и раз за разом совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Таким образом, в процессе игры происходит развитие ребенка, он готовится к дальнейшей деятельности. Игра способна подготовить подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, сформировать в нем способности и качества, которые необходимы для предстоящей деятельности.

Список литературы

  1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 421 с.
  2. Галигузова, Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. [Текст] / Л. Н. Галигузова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008, 70 с.
  3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012, - 130 с.
  4. Николаева, Л. Ю., Николаева, Е. А. Игровая деятельность дошкольников [Текст] / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 25-29.
  5. Пащенко, И. Ю., Студенникова, В. В. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка [Текст] / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. -2015. - С. 22-25.

Поделиться

1458

Кузнецова В. С., Шевцова М. В., Имангазалиева Б. Х. Формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности // Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 дек. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/3346-formirovanie-lichnosti-rebenka-mladshego-dosh

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая