Две важнейшие фигуры в процессе обучения будущего офицера – это курсант и командир. Командир в данном случае выступает субъектом воспитания. Важно понимать актуальность проблемы воспитания в курсантах стремления к саморазвитию в сфере физической подготовки. Физическая подготовка в вооруженных силах – это то, с помощью чего поддерживается постоянная боевая готовность, то, без чего невозможно выполнить боевую задачу. Именно поэтому физической подготовке уделяется так много внимания в высших военных учебных заведениях.
Когда абитуриент приходит в такое заведение, он не понимает важность этой дисциплины, но с каждым месяцем, с каждым полевым выходом он понимает все более насколько необходим высокий уровень физической подготовки. В этом играют огромную роль командиры курсантов, они воспитывают их под требования, которые предоставляет государство к будущим офицерам. Поэтому в высшие военные учебные заведения стараются брать примерных офицеров.
Один из самых эффективных методов в педагогике это метод личного примера и, безусловно, он является лучшим в сфере физической подготовки. При установлении между командиром и курсантами эмоциональной связи им будет важно, что командир делает и говорит, как он поступает и что подмечает. Чтобы этого добиться командир должен выстраивать здравые отношения с личным составом, не приукрашивать, не льстить, быть примером честности и мужества, найти к каждому своему подходу. При этих условиях воспитание будет наиболее эффективно. Если с командира уважают курсанты, то он будет для них примером во всем и, особенно, в физической подготовке. Для этого нужно присутствие офицера во время проведения занятий по физической подготовке с непосредственным участием в них, организацию дополнительных мероприятий по физической подготовке с целью создания интереса и мотивации у курсантов к повышения своей физической подготовки.
Также важно понимать, что влияние может быть, как положительным, так и отрицательным. Если уважение заслужил офицер, который не уделяет должного внимания физической подготовке, то он будет отрицательным примером для курсантов. Им будет казаться, что и без высокого уровня физической подготовки можно выполнять боевые и учебные задачи. Эти выводы пагубно повлияют на уровень мотивации курсантов и вследствие на их боевую готовность.
Курсант – это будущий офицер и в недалеком будущем он сам станет командиром. Он будет прививать те качества, которые как ему кажется будут верны, те качества, которые привили ему самому в высшем военном заведении. Передача ценностей молодого офицера только прибывшим солдатам очень важный процесс и от того какие ценности привили ему самому будет зависеть какие ценности он будет передавать. Армия без высокой физической готовности не сможет выполнять многие задачи. Командир решает очень многое в воспитании будущего офицера, то как он себя вел повлияет на его будущую службу и если офицер правильно использовал метод личного примера, то и курсанты будут его верно использовать. Важно лишь показать эффективность процесса тренировки, а не заставлять человека чем-то заниматься. Лучший тренер для человека это он сам.
Итак, важнейшим из методов воспитания в курсантах высшего военного учебного заведения является личный пример офицера. Для этого нужна некоторая педагогическая среда, в которую входит уважение к офицеру, его высокий уровень физической подготовки и педагогическая компетентность и т.д. Курсанты обращают внимания больше не на слова, а на образ поведения, на поступки офицера, именно они будут определять их будущие ценности и мотивацию. От того как на курсантов повлияет командир в высшем военном учебном заведении будет зависеть судьба тех подразделений, в которые в будущем приедут курсанты уже будучи офицерами. Это ставит большой вопрос о состоянии физической подготовки, а в следствие и боевой подготовки армии и флота.