Автор(-ы):
Азирбаев Казбек Жайлауович
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье исследуется такой феномен как робототехника. В частности определено, что интеграция робототехники в образовательный процесс позволяет формировать и развивать у учащихся навыки глобального гражданства.
Текст статьи
В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью развития алгоритмического мышления учащихся и подготовки специалистов в техническом направлении. Кроме того, робототехнические наборы дают широкий спектр к созданию наглядных примеров практического применения знаний учащихся. В настоящее время выделяют 3 основных вида робототехники: образовательную, спортивную и творческую [1].
Образовательная робототехника предназначена для формирования базовых знаний и умений в области конструирования и программирования роботов. На сегодняшний день самым популярным среди учащихся является Спортивная робототехника. Популярность данного вида обусловлена соревновательной направленностью. Данное направление робототехники включает в себя различные виды соревнований (езда по линии, кегельринг, мини-сумо и др.). Участие в соревнованиях такого формата подразумевает под собой определенную базу знаний, необходимых для создания роботов и их программирования. Творческая робототехника служит для проявления креативных способностей учащихся. Данный вид робототехники характеризуется стремлением к созданию новых роботов, которые могут найти практическое применение в нашей жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что «творческая робототехника – это качественно новый уровень деятельности ребенка, предполагающий наличие базовых и продвинутых знаний в этой области» [2].
В миссии и видении Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления города Атырау указано, что учащиеся и выпускники нашей школы должны:
В данной статье хотелось бы поделиться своими идеями и сравнительно небольшим опытом, как “Творческая робототехника” может помочь в реализации последнего пункта, а именно развития у учащихся навыков глобальной гражданственности.
Глобальная гражданственность – это понимание и умение критически осмыслять глобальные и местные проблемы, проявлять чувство сострадания, солидарности, уважения и ответственности за свою деятельность, иметь активную гражданскую позицию, принимать участие в создании устойчивого мира.
На протяжении последних нескольких лет учащимися нашей школы было реализовано более 10-и инновационных проектов, направленных на решение локальных и глобальных проблем и связанных с 17-ю целями в области устойчивого развития ООН, которые были приняты странами - членами этой организаций в 2015 году. Согласно официальным данным сайта Организации Объединенных Наций, цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран: бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста, по борьбе с изменением климата, по защите окружающей среды и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства [3].
Хотелось бы перечислить некоторые успешные проекты, которые были осуществлены учащимися нашей школы за последние несколько лет:
Эти и другие проекты, разработанные учениками нашей школы за последние несколько лет, показывают большую заинтересованность ими робототехникой наряду с другими предметами и их стремление решить не только локальные, но и глобальные проблемы, как "граждане мира".
В заключение хотелось бы добавить, что ни один их этих проектов не достиг бы своей цели, если бы они были реализованы в узком кругу только одного конкретного предмета. В большинстве случаев успешными становятся проекты, созданные на основе слияния нескольких предметов, где ученикам требуется использовать знания из разных отраслей науки: физики, биологии, математики или даже искусства. Данный подход в решении проблемы по сути очень схож с идеей проектов “STEM” (Science, Technology, Engineering and Math – интеграция предметов Науки, Технологии, Инженерии и Математики), которая становится невероятно популярной в последние годы.
Список литературы
Поделиться
Азирбаев К. Ж. Как сформировать у учащихся навыки глобального гражданства через интеграцию робототехники с другими предметами // Актуальные исследования. 2021. №48 (75). Ч.II.С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/3350-kak-sformirovat-u-uchashchikhsya-naviki-glob