Коррекция межличностного общения у детей с нарушением зрения

В статье представлены материалы исследования дошкольников со зрительной депривацией, раскрываются вопросы специфики межличностного взаимодействия и общения детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями со взрослыми и сверстниками.

Аннотация статьи
зрительная депривация
межличностное общение
дети с нарушением зрения
косоглазие
амблиопия
дошкольный возраст
общение
Ключевые слова

Проблемой, интенсивно развивающейся в психологической науке и практике последнее десятилетие, является проблема психологии обучения людей возможности познавать друг друга, иметь потенциал развития межкультурного взаимодействия, межличностного познания. Постепенно знания о феноменологии, закономерностях и механизмах межличностного познания все расширяются. Многочисленные факты показывают, что отношения проявляются и формируются, как правило, в активном межличностном взаимодействии или общении строятся на отношениях, которые существуют среди собеседников, имеют достаточно характерные показатели этого процесса. Межличностное общение – процесс общения педагога обучающегося или воспитанника с целью формирования всесторонне развитой личности. Обозначенная цель может решаться в нескольких взаимосвязанных плоскостях: образовательной, социальной и дидактической. Взаимодействие, сотрудничество – это начальный этап очеловечивания, первые зачатки формирования межкультурной, межличностной, человеческой жизни в социуме. Межличностное взаимодействие и, в частности, межкультурное общение играют важную роль в развитии межчеловеческих контактов на уровне речевых и неречевых форм общения, это процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе коммуникативного взаимодействия; сопряжённое системами взаимных воздействий. О значении межличностного общения для психического развития детей известно не только психологам, но и всем взрослым, имеющим дело с детьми [2].

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие взаимодействия со сверстниками, то есть умения общаться с себе равными детьми и взрослыми. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития не только речевой стороны, но в том числе и интеллектуальной сферы [3].

Межличностные отношения – это «субъективно переживаемые отношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения». Межличностные отношения – это система взглядов, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других средств с помощью, которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностное взаимодействие опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместных действий и служат основой для формирования социально-психологического климата в коллективе. От взаимодействия индивидов в совместном решении определенного круга задач, наиболее важным условием являются системные межличностные отношения, про которых развивается групповая активность и межличностное общение. В многочисленных работах, посвященных изучению групп, коллективов, динамики развития групповых отношений, коллективному взаимодействию и общению прослеживается влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на формирование межличностных отношений, на формирование сплоченности, ориентированность на ценностное единство членов коллективной группы и межличностные коммуникации [5].

Особенно роль межличностного общения возрастает для детей дошкольного возраста, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы коммуникации и социализации ребенка. Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и, соответственно, недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей является главной причиной трудностей взаимодействия, возникающих у детей дошкольного возраста со сверстниками [4].

Межличностные отношения и межличностная коммуникация между детьми с визуальной депривацией и детьми, без нарушения зрения формируются особым образом и зависят от состояния зрения. В наиболее неблагоприятном положении оказываются с высокой степенью зрительного нарушения. Это связано с их меньшей мобильностью и активностью, низким уровнем развития межкультурной коммуникацией и отражается в том, что они получают меньшее количество выборов, находясь в положении «отвергнутых» или «изолированных» при проведении исследований на их статус в коллективе. Однако следует помнить, что многое в том числе и статусная позиция в данном возрасте зависит от мнения педагога, взрослого и это дает возможность управлять межличностным взаимодействием и установлением контактов для общения, и становлении благоприятного психологического климата. Проблемность в отношениях многих детей с ослабленным зрением связаны с тем, что они не знают, как жить в коллективе: соотносить свои интересы и интересы сверстников, взаимодействовать с ними, играть вместе используя одни и те- же игрушки, учебные материалы, проявлять эмпатию по отношению к собеседнику, наслаждаться успехом сверстников, взаимодействовать и общаться вместе. На достаточная межкультурная связь при общении связана из-за недостаточно развитой диалоговой речи. Насколько успешным будет формирование личности ребенка с визуальной депривацией в группе, зависит от его способности интегрироваться в общество в будущем. Соответственно вырастает актуальность организации адресной психологической поддержки детей с ослабленным зрением с момента их поступления в дошкольную образовательную организацию, в которой психологи и тифлопедагоги работают над снижением проблем в социально-психологической адаптации. межличностном взаимодействии и общении на всех ступенях онтогенеза ребенка со зрительной депривацией [1].

Таким образом общение – это коммуникативная деятельность, обладающая и характеризуемая по нескольким параметрам. В качестве параметров выступают время, место, содержание потребности, ведущие мотивы, средства общения, которые осуществляют коммуникацию ребенка с окружающими людьми. Коммуникативная деятельность или взаимодействия со сверстниками на основе общения являются одной из наиболее важных и главных проблем, которая вбирает в себя целый ряд качеств и свойств, а также имеет сложный механизм формирования и постепенную систему перехода от более простого вида к более сложному. Навыки общения формируются у ребенка во взаимодействии с окружающими людьми в процессе жизнедеятельности. Несформированность навыков общения может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте, т. к. достижения каждого периода развития общения не исчезают и не заменяются более поздними этапами, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни.

Основной целью нашей коррекционно-развивающей работы стало развитие межличностных отношений дошкольников с нарушением зрения с использованием театрализованных игр поскольку «театрализованная игра» – это действия в заданном художественном произведении или заранее оговоренным сюжетом реальной жизни. Данная игра может носить репродуктивный характер. Основными задачами коррекционно-развивающей программы явились: – расширение знаний детей об окружающем; – формирование у них потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении с партнерами; – преодоление ситуативности и негативизма в межличностном общении. Также поставленная цель и основные задачи позволяют выделить ряд частных задач: - развитие интереса к сверстникам, стремления их понять, потребности в общении; - развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику; - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; - выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Комплексное коррекционно-развивающее воздействие осуществляется в следующей последовательности: предварительный этап включает в себя этюды и первые игры-пробы. Дети учатся взаимодействовать на качественно ином уровне, демонстрирующем с большей остротой их многие личностные и коммуникативные особенности, душевное состояние, фантазийные способности. Первоначально игры носят познавательно-занимательный характер, в дальнейшем усложняются, увеличивается количество персонажей, требуется самостоятельная работа ребенка с нарушением зрения в проработке образов героев, требуется достаточно высокий уровень развития фантазии и выразительных возможностей. Система этюдов и упражнений направлены на: – конкретизацию знаний и представлений детей с нарушениями зрения о вербальных и невербальных средствах выразительности; – координацию двигательных и речевых актов; – привитие дошкольникам навыков социально приемлемого поведения. Для пробных игр подбирается доступный для восприятия детей с нарушениями зрения игровой материал, яркие сюжеты, но небольшие по количеству персонажей и объему действий, и используются понятные и близкие детям способы решения поставленных в них проблем. Организация коррекционно-развивающего воздействия предполагает использование специфических театральных кукол.

Таким образом, в каждой конкретной игре-пробе ребенок с нарушенным зрением в доступной и свободной форме приобретает навыки обращения со специфическим видом кукол, развивает собственные выразительные возможности, приобретает опыт коллективного творчества.

Текст статьи
  1. Баландина Л.Л. Межличностные отношения и личность детей с нарушением и нормальным зрением // Фундаментальные исследования. – 2014. – №5 (часть 2). C.388-392.
  2. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. Москва – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
  3. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 268 с.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж, 1997. 383 с
  5. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня