Главная
АИ #49 (76)
Статьи журнала АИ #49 (76)
Использование театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с ...

Использование театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Рубрика

Психология

Ключевые слова

дошкольный возраст
театрализованная деятельность
дошкольники
ОВЗ
коррекция
эмоционально-волевая сфера

Аннотация статьи

В данной статье раскрывается важность работы с эмоционально-волевой сферой дошкольников. Автор предлагает использование театрализованной деятельности для коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению тревожности детей, борьбы с детскими страхами, замкнутостью и развитию ответственности, доброжелательности. Данная коррекционно-развивающая работа с применением театрализованной деятельности проводится в детском саду на протяжении нескольких лет. В статье автор предлагает выдержки из программы.

Текст статьи

Дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Поэтому главной задачей педагога в любом дошкольном учреждении является формирование творчески развивающей среды, способствующей гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром, воспитанию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Познавательные процессы у современных детей более развиты, они знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, но, к сожалению, наши дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие, а их игры – однообразие.

Работая педагогом, мне часто приходилось встречаться с разными детьми: добрыми и тревожными, открытыми и замкнутыми, неуверенными и агрессивными. Я понимала, что ко всем без исключения необходимо подобрать ключик. Ключик, который не только откроет дверцу в душевный мир, но и поможет сдружиться, не бояться, открыться и научит общаться с другими людьми. Как нельзя лучше в роли этого ключика подходила театрализованная деятельность, только, благодаря инсценировкам, передачи эмоционального состояния сказочных героев, психо-гимнастики можно выработать такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Раскрываясь на сцене, у детей проходят такие проявления, как страхи, различные опасения, неуверенность, замкнутость и появляются ответственность, доброжелательность, корректируется эмоционально-волевая сфера. Дети раскрывают для себя основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, злость. Учатся распознавать эмоции по внешним сигналам: мимике, пантомимике, жестам, вербально, учатся понимать настроение человека.

Имея огромную любовь к театру и возможность корректировать эмоционально-волевую сферу ребёнка через театрализованную деятельность, выбор моей будущей профессии был очевиден: педагог-психолог.

Вы спросите, почему именно, через театрализованную деятельность? Да очень просто: в нашем детском саду вот уже более 20 лет работает театр «Аленушка», в котором всё по-настоящему: и фойе, и зрительный зал и самая настоящая сцена с кулисами. Именно, всё это настоящее помогает ребёнку почувствовать себя актёром, тем, кто может и тем, кто должен сыграть роль так, чтобы все поверили, а значит нужно работать над своими эмоциями, импульсивностью, управлять двигательной активностью.

Яркие выступления, счастливые глаза, улыбки на лицах детей и конечно же громкие аплодисменты – всё это говорит о том, что я на правильном пути, и не смотря на век информационных технологий, главным в жизни человека останется искусство. Ведь не зря говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Ребёнок должен жить в мире творчества, без этого он засушенный цветок».

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет полноценно и всесторонне способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы.

Новизна программы. Данная программа использует театральную деятельность как инструмент для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы. В том числе, для детей с ОВЗ, которые раннее включались в работу детских театральных студий по остаточному принципу, подразумевающему не включение в совместную деятельность, а лишь нахождение рядом, созерцание.

Формы сотрудничества с родителями:

  1. Беседа: знакомство с планом работы на год, беседа о здоровом образе жизни семьи (опыт семейного воспитания); подведение итогов работы за год. Диалог на тему «Помог ли театр родителям в воспитании детей».
  2. «Играем вместе» – мудрость народной педагогики с использованием русского фольклора.
  3. Веселый калейдоскоп: участие детей в семейных праздниках (опыт воспитания в семье, рекомендации педагогов).

Оценка результатов освоения детьми Программы в дошкольном учреждении проводиться один раз в году: в мае. По мере поступления ребенка в дошкольное учреждение проводится первичное диагностическое обследование (дети раннего возраста – сентябрь, вновь поступающие дети – на момент приема в МДОУ). Промежуточная оценка (один раз в году) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей, т. е. результаты мониторинга.

Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

  • система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,
  • мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога- психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Основные используемые методы:

  • наблюдение за ребенком,
  • беседы
  • экспертные оценки.

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность получаемых данных.

Мониторинг достижения планируемых результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки. В системе мониторинга предусмотрено участие педагога- психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОО. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Описание динамики формирование интегративных качеств воспитанника каждой возрастной группы по освоению им Программы по всем направлениям развития детей, т.е. результаты мониторинга. Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям и отвечают следующим требованиям:

  • соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
  • возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы.

Список литературы

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2003. – 55 с.
  2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Дубина Л. А. – М.: Книголюб, 2006. - 62 с.
  3. Ершова А.П. Театральная педагогика. Электронный ресурс. URL: http://ds16.dobryanka-edu.ru/upload/versions/20961/59935/Igry_JErshovoj_A.P..pdf
  4. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л. И. Катаева. – М.: Книголюб, 2005. – 54 с.
  5. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное пособие: выпуски 1-6 / Т. И. Суворова. – С.-Пб.: Русская коллекция, 2014. - 247 с.
  6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 159 с.

Поделиться

1447

Королева М. А. Использование театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками // Актуальные исследования. 2021. №49 (76). С. 119-121. URL: https://apni.ru/article/3355-ispolzovanie-teatralizovannoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января