Понятие «новостные агрегаторы» было введено в обиход после того, как в июне 2016 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1, №26], который уровнял между собой СМИ и новостные агрегаторы.
Несмотря на то, что новостные агрегаторы в сетях представляют новое явление, их корни можно отследить с отчетов информационных агентств, представленных в местных газетах, когда в углу печатались рассказы для читателей. Данная практика сегодня стала использоваться почти во всех газетах, например, главная страница, редакционная страница, международная или спортивная секция оформляются таким образом.
В результате проведенного анализа материалов СМИ, было обнаружено, что многие крупные российские ежедневные издания в конце XX века стали размещать в своих газетах основные разделы и дополнительные разделы с новостями, связанными с субрегионом. Несмотря на распространение данной практики в газетах, образующей в аудитории сегменты, местная журналистика ее практически не использовала, так как отсутствовал готовый способ, чтобы сосредоточить новости только для конкретного региона. Начиная с 1990-х годов, до того, как началась онлайн-журналистика и процесс сбора новостей, новостная практика стала широко использовать синдикацию функций. Важно отметить, что до сих пор это практикуется активно, но традиционные редакторы новостей контролируют данные процессы [2, с. 190].
После того, как в Интернете стали публиковать газеты, данная практика стала распространяться на онлайн-пространство. Так, на общих web-ресурсах появились отдельные разделы, в которых размещались данные печатных газет. Стало возможным расширение количества местных изданий, увеличение географической настройки и демографической персонализации, поскольку затрат на печать и распространение онлайн-версии газет не требовалось. Можно было расширять истории и прикреплять больше фотоматериала, видео. Но, влияние традиционных редакторов новостей было подорвано тем, что стали расти независимые промежуточные web-ресурсы, собирающие и переиздающие заголовки и гиперссылки. Также, 24-часовой новостной цикл в журналистике, началом которого были кабельные новости и, после, внедрение режима онлайн, привели к таким социальным и политическим последствиям, как возникновение ожидания, что трансляция новостей и заголовки будет практически постоянно обновляться.
В это же время отмечается появление RSS-каналов [3] и web-ресурсов агрегации.
Первое использование RSS произошло в 1999 году, когда его первый раз представил интернет-браузер Pioneer Netscape. Тогда пользователям показалось совершенно неудобным его использование, поэтому, чтобы он распространился, прошло несколько лет. В итоге, созданная в Netscape на основе RDF модель для пользователей оказалась достаточно сложной.
Через год формат был разделен. Так, одна группа разработчиков RSS-DEV предложила использовать версию RSS 1.0, в основе которой были стандарты RDF и XML, а, например, сотрудник компании «UserLand Software» Дейв Вайнер предложил к использованию новую версию RSS 0.92, которая стала развитием версии 0.91 [4, с. 767].
После компания UserLand SoftWare выкупила права на данный формат, продолжив его развивать в версии 0.9х, объединив его со своей собственной наработкой похожей технологии ScriptingNews. Это привело к выпуску RSS 0.92, затем RSS 0.93 и в результате - RSS 2.0. Кроме того, RSS-DEV Working Group параллельно разрабатывала свою версию RSS, что привело к выпуску на рынок RSS 1.0, а после и 1.1.
Популярность RSS начала расти в начале 2000-х годов, после внедрения данной системы издательством New York Times: «Именно New York Times стал первым популярным web-ресурсом, который позволял пользователям подписаться на RSS-каналы. Это стало переломным моментом, закрепившим позиции RSS. Кроме того, основные игроки на рынке веб-браузеров в 2005 году стали использовать данную технологию для своих продуктов. Это были компании Microsoft Internet Explorer, Firefox Mozilla и Safari от Apple».
Промежуточные web-ресурсы также используют технологию RSS-каналов, собирая новую информацию, чтобы у конечных пользователей был выбор, и они могли фильтровать данные в зависимости от своих интересов и потребностей. Такое развитие журналистики персонализировало редакционный контроль, изменив взаимодействие отдельных участников с новостями. Побочным эффектом повышения популярности новостных агрегаторов стало увеличение актуальности для конечного пользователя выбранных новостей, получение более быстрого доступа к новостям, рекламе. Соответственно, поиск стал более целенаправленным, повысив личное агентство для ранее пассивной аудитории. Недостатками использования новостных агрегаторов являются наличие повышенного внимания к скорости работы журналистов, исчезновение границ между собиранием новостей и их переизданием, присутствие навязчивой рекламы и недостаточно профессиональной роли редакторов.
В агрегаторах новостей нет публикации полных текстов, есть только ссылки на основной новостной ресурс, по которым пользователи могут перейти [5, с. 66-76]. СМИ, учитывая работу агрегаторов, значительно увеличивают посещаемость своих страниц, а у самих агрегаторов появляются возможности подбирать в контент самые популярные СМИ. Таким образом, можно считать агрегатор новостей медиа-посредником, который существенно больше влияет на массовую аудиторию, чем любые другие СМИ.
Создавать агрегаторы стало модно в начале 2000-х годов. Самым первым, кто стал использовать чужие новости для ретрансляции, был «Корреспондент.нет». В редакцию данного Web-ресурса входило несколько профессиональных редакторов, которые выбирали и обрабатывали каждую новость. Вначале на web-ресурсе были размещены новости традиционных агентств – «Интерфакса» и прочих.
В 2010 году доступ к информации в интернете стал происходить посредством поисковых систем. Тогда интернет WEB 2.0. развивался достаточно бурно и активно, став называться «новыми социальными медиа». Новостные агрегаторы в системе новых медиа заняли прочную позицию. Поисковые системы также пришли к выводу, что поиск в сети не заканчивается только введением навигационных запросов или справочной информации [6, с. 12-24].
В результате, стали развиваться партнерские программы между новостными агрегаторами и издательствами. Учитывая рост использования новостных агрегаторов, стали задумываться о разработке коллективной повестки и внедрение в эту повестку партнеров, которые в этом заинтересованы.
История развития новостных агрегаторов представлена в таблице (табл.).
Таблица
Этапы развития новостных агрегаторов
Этап |
Характеристика |
События |
Применяемые ИТ |
---|---|---|---|
Конец XX века |
Новостная практика стала широко использовать синдикацию функций |
Ежедневные издания стали размещать в своих газетах основные разделы и дополнительные разделы с новостями |
отсутствуют |
Конец 90-х XX века |
На общих web-ресурсах появились отдельные разделы, в которых размещались данные печатных газет |
в Интернете стали публиковать газеты |
появление RSS-каналов и сайтов агрегации |
Начало 2000-х |
Рост популярности RSS |
Внедрения RSS издательством New York Times |
RSS и новостные агрегаторы |
2002 год |
Создание новостных агрегаторов мировых гигантов в Интернет |
Поисковый гигант Google запускает Google News, |
Google News, автоматизированный сервис, который использует сложные компьютерные алгоритмы для сбора заголовков с более чем 4000 новостных сайтов |
2004 год |
Развитие новостных агрегаторов |
Microsoft запускает пробную службу агрегатора новостей под названием Newsbot |
Newsbot, использует базу данных около 4800 источников новостей |
2005 год |
Переломный момент, закрепивший позиции RSS |
Компании Microsoft Internet Explorer, Firefox Mozilla и Safari от Apple начали использовать RSS |
RSS и новостные агрегаторы |
2010 год |
Стали развиваться партнерские программы между новостными агрегаторами и издательствами |
Развитие Интернет WEB 2.0. |
RSS и новостные агрегаторы |
Настоящее время |
Совершенствуется методы и технические инструменты сбора и обработки новостей |
Развитие современных информационных технологий |
Искусственный интеллект, мобильные технологии и пр. |