научный журнал «Актуальные исследования» #49 (76), декабрь '21

История появления и развитие новостных агрегаторов в сети интернет

Информация в современном мире играет все большую роль. Происходит смещение вектора ценности от ресурсов материального характера к информационным ресурсам. Кроме того, объем информации постоянно увеличивается: западные аналитики говорят о том, что удвоение объема информации происходило каждые 4 года, но в данный момент это происходит каждые 72 дня. Соответственно, количество новостей также постоянно растет. В связи с этим в данной статье будет рассмотрено становление новостных агрегаторов, для понимания их развития и перспектив.

Аннотация статьи
СМИ
агрегатор
web-ресурс
RSS
Ключевые слова

Понятие «новостные агрегаторы» было введено в обиход после того, как в июне 2016 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1, №26], который уровнял между собой СМИ и новостные агрегаторы.

Несмотря на то, что новостные агрегаторы в сетях представляют новое явление, их корни можно отследить с отчетов информационных агентств, представленных в местных газетах, когда в углу печатались рассказы для читателей. Данная практика сегодня стала использоваться почти во всех газетах, например, главная страница, редакционная страница, международная или спортивная секция оформляются таким образом.

В результате проведенного анализа материалов СМИ, было обнаружено, что многие крупные российские ежедневные издания в конце XX века стали размещать в своих газетах основные разделы и дополнительные разделы с новостями, связанными с субрегионом. Несмотря на распространение данной практики в газетах, образующей в аудитории сегменты, местная журналистика ее практически не использовала, так как отсутствовал готовый способ, чтобы сосредоточить новости только для конкретного региона. Начиная с 1990-х годов, до того, как началась онлайн-журналистика и процесс сбора новостей, новостная практика стала широко использовать синдикацию функций. Важно отметить, что до сих пор это практикуется активно, но традиционные редакторы новостей контролируют данные процессы [2, с. 190].

После того, как в Интернете стали публиковать газеты, данная практика стала распространяться на онлайн-пространство. Так, на общих web-ресурсах появились отдельные разделы, в которых размещались данные печатных газет. Стало возможным расширение количества местных изданий, увеличение географической настройки и демографической персонализации, поскольку затрат на печать и распространение онлайн-версии газет не требовалось. Можно было расширять истории и прикреплять больше фотоматериала, видео. Но, влияние традиционных редакторов новостей было подорвано тем, что стали расти независимые промежуточные web-ресурсы, собирающие и переиздающие заголовки и гиперссылки. Также, 24-часовой новостной цикл в журналистике, началом которого были кабельные новости и, после, внедрение режима онлайн, привели к таким социальным и политическим последствиям, как возникновение ожидания, что трансляция новостей и заголовки будет практически постоянно обновляться.

В это же время отмечается появление RSS-каналов [3] и web-ресурсов агрегации.

Первое использование RSS произошло в 1999 году, когда его первый раз представил интернет-браузер Pioneer Netscape. Тогда пользователям показалось совершенно неудобным его использование, поэтому, чтобы он распространился, прошло несколько лет. В итоге, созданная в Netscape на основе RDF модель для пользователей оказалась достаточно сложной.

Через год формат был разделен. Так, одна группа разработчиков RSS-DEV предложила использовать версию RSS 1.0, в основе которой были стандарты RDF и XML, а, например, сотрудник компании «UserLand Software» Дейв Вайнер предложил к использованию новую версию RSS 0.92, которая стала развитием версии 0.91 [4, с. 767].

После компания UserLand SoftWare выкупила права на данный формат, продолжив его развивать в версии 0.9х, объединив его со своей собственной наработкой похожей технологии ScriptingNews. Это привело к выпуску RSS 0.92, затем RSS 0.93 и в результате - RSS 2.0. Кроме того, RSS-DEV Working Group параллельно разрабатывала свою версию RSS, что привело к выпуску на рынок RSS 1.0, а после и 1.1. 

Популярность RSS начала расти в начале 2000-х годов, после внедрения данной системы издательством New York Times: «Именно New York Times стал первым популярным web-ресурсом, который позволял пользователям подписаться на RSS-каналы. Это стало переломным моментом, закрепившим позиции RSS. Кроме того, основные игроки на рынке веб-браузеров в 2005 году стали использовать данную технологию для своих продуктов. Это были компании Microsoft Internet Explorer, Firefox Mozilla и Safari от Apple».

Промежуточные web-ресурсы также используют технологию RSS-каналов, собирая новую информацию, чтобы у конечных пользователей был выбор, и они могли фильтровать данные в зависимости от своих интересов и потребностей. Такое развитие журналистики персонализировало редакционный контроль, изменив взаимодействие отдельных участников с новостями. Побочным эффектом повышения популярности новостных агрегаторов стало увеличение актуальности для конечного пользователя выбранных новостей, получение более быстрого доступа к новостям, рекламе. Соответственно, поиск стал более целенаправленным, повысив личное агентство для ранее пассивной аудитории. Недостатками использования новостных агрегаторов являются наличие повышенного внимания к скорости работы журналистов, исчезновение границ между собиранием новостей и их переизданием, присутствие навязчивой рекламы и недостаточно профессиональной роли редакторов.

В агрегаторах новостей нет публикации полных текстов, есть только ссылки на основной новостной ресурс, по которым пользователи могут перейти [5, с. 66-76]. СМИ, учитывая работу агрегаторов, значительно увеличивают посещаемость своих страниц, а у самих агрегаторов появляются возможности подбирать в контент самые популярные СМИ. Таким образом, можно считать агрегатор новостей медиа-посредником, который существенно больше влияет на массовую аудиторию, чем любые другие СМИ.

Создавать агрегаторы стало модно в начале 2000-х годов. Самым первым, кто стал использовать чужие новости для ретрансляции, был «Корреспондент.нет». В редакцию данного Web-ресурса входило несколько профессиональных редакторов, которые выбирали и обрабатывали каждую новость. Вначале на web-ресурсе были размещены новости традиционных агентств – «Интерфакса» и прочих.

В 2010 году доступ к информации в интернете стал происходить посредством поисковых систем. Тогда интернет WEB 2.0. развивался достаточно бурно и активно, став называться «новыми социальными медиа». Новостные агрегаторы в системе новых медиа заняли прочную позицию. Поисковые системы также пришли к выводу, что поиск в сети не заканчивается только введением навигационных запросов или справочной информации [6, с. 12-24].

В результате, стали развиваться партнерские программы между новостными агрегаторами и издательствами. Учитывая рост использования новостных агрегаторов, стали задумываться о разработке коллективной повестки и внедрение в эту повестку партнеров, которые в этом заинтересованы.

История развития новостных агрегаторов представлена в таблице (табл.).

Таблица

Этапы развития новостных агрегаторов

Этап

Характеристика

События

Применяемые ИТ

Конец XX века

Новостная практика стала широко использовать синдикацию функций

Ежедневные издания

стали размещать в своих газетах основные разделы и дополнительные разделы с новостями

отсутствуют

Конец 90-х XX века

На общих web-ресурсах появились отдельные разделы, в которых размещались данные печатных газет

в Интернете стали публиковать газеты

появление RSS-каналов и сайтов агрегации

Начало 2000-х

Рост популярности RSS

Внедрения RSS издательством New York Times

RSS и новостные агрегаторы

2002 год

Создание новостных агрегаторов мировых гигантов в Интернет

Поисковый гигант Google запускает Google News,

Google News, автоматизированный сервис, который использует сложные компьютерные алгоритмы для сбора заголовков с более чем 4000 новостных сайтов

2004 год

Развитие новостных агрегаторов

Microsoft запускает пробную службу агрегатора новостей под названием Newsbot

Newsbot, использует базу данных около 4800 источников новостей

2005 год

Переломный момент, закрепивший позиции RSS

Компании Microsoft Internet Explorer, Firefox Mozilla и Safari от Apple начали использовать RSS

RSS и новостные агрегаторы

2010 год

Стали развиваться партнерские программы между новостными агрегаторами и издательствами

Развитие Интернет WEB 2.0.

RSS и новостные агрегаторы

Настоящее время

Совершенствуется методы и технические инструменты сбора и обработки новостей

Развитие современных информационных технологий

Искусственный интеллект, мобильные технологии и пр.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 23.06.2016 N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // "Собрание законодательства РФ", 27.06.2016, N 26 (Часть I), ст. 3877
  2. Мисонжников Б.Я. Введение в профессию : журналистика / Б.Я. Мисонжников, А.П. Тепляшина. - 3-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2019. - 190 с.
  3. RSS 2.0 Specification. Электронный ресурс. URL: http://www.rssboard.org/rss-specification (дата обращения: 05.12.2021)
  4. Воройский Ф. С., Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах / 5-е электронное издание (от 30 мая 2008 г.). - М.: Физматлит. - 2008. - 767 с.
  5. Шагдарова Б.Б. Новостные агрегаторы в Интернете // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. - 2017. - Вып. 1. - С. 66-76
  6. Ткачева Н.В., Вартанов С.А., Гуреева А.Н., Дунас Д.В. Изменение природы новостей в цифровую эпоху: теоретическое осмысление // Медиальманах. - 2016. - № 6. - С. 12-24.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября