Животный мир, являясь неотъемлемой частью природы и важнейшим компонентом природной среды, играет важную роль в поддержании баланса в природе, а также оказывает значительное влияние на все экологические системы природной среды.
Животный мир с давних времен служил средством удовлетворения потребностей человека и, тем самым, всегда был объектом его интереса. Объекты животного мира используются и как источник питания, и как промышленное, а также лекарственное сырье, и даже как средство удовлетворения эстетических потребностей. Такое обширное и интенсивное воздействие человека на фауну повлекло за собой большое число отрицательных последствий, например, таких как: уменьшение численности животных и даже исчезновение некоторых их видов, изменение среды обитания животных и т.д. Исходя из этого, мы видим, что объекты животного мира и среда их обитания нуждаются в постоянной охране со стороны государства и воспроизводстве.
Для начала рассмотрим некоторые из аспектов правового регулирования отношений по охране, воспроизводству и рациональному использованию объектов животного мира и среды их обитания.
Легальное определение термина «животный мир» содержится в ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – ФЗ «О животном мире»), согласно которому под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации [1].
Также в данной статье ФЗ «О животном мире» закрепляется понятие «объект животного мира». Под ним понимается организм животного происхождения (дикое животное).
ФЗ «О животном мире» является одним из основных законодательных актов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, поэтому в данном исследовании мы будем основываться на целях, которые закреплены в ст. 2 данного Федерального закона.
Первой целью является обеспечение биологического разнообразия. Под этим понимается сохранение разнообразия и видового богатства объектов животного мира, недопустимость утраты каких-либо видов животных под влиянием человеческой деятельности.
Вторая цель – устойчивое использование всех компонентов биологического разнообразия.
Третьей целью названо создание условий для устойчивого существования животного мира, т.е. создание условий, обеспечивающих существование разнообразных объектов животного мира на долгосрочную перспективу.
В качестве четвертой цели законодатель определил сохранение генетического фонда диких животных и иная защита животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Данная цель направлена на сохранение генетического материала объектов животного мира, который является материальным носителем многообразия объектов фауны.
Необходимо отметить, что в ст. 3 ФЗ «О животном мире» закрепляется, что входит в законодательство в рассматриваемой нами области, и какие объекты животного мира подпадают под регулирование данным законодательством. Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации (например, ст. 58), федеральных законов об охране окружающей среды (например, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») и состоит из ФЗ «О животном мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (например, постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира (например, Закон Кировской области «Об охране и использовании животного мира в Кировской области» [2]).
Проанализировав действующее законодательство Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, можно выделить следующие направления деятельности государства по обеспечению их охраны и рационального использования: государственный мониторинг объектов животного мира, надзор и контроль в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, нормирование в области охраны и использования объектов животного мира, планирование и прогнозирование в данной области и некоторые другие.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О животном мире» государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, их использованием, а также за структурой, качеством и площадью среды их обитания.
Государственный мониторинг объектов животного мира ведется в отношении объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам или водным биологическим ресурсам.
Ведение государственного мониторинга объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляют федеральные государственные бюджетные учреждения, определенные Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно ст. 16 ФЗ «О животном мире» федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - государственный надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из ст. 17 ФЗ «О животном мире» нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в следующем:
- в установлении нормативов изъятия объектов животного мира;
- в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.
Также стоит сказать, что в Российской Федерации создана система субъектов административно-правового надзора по защите объектов животного мира, которая представлена различными государственными органами. Данные органы можно классифицировать на основе административно-процессуальных полномочий, закрепленных в главе 23 КоАП РФ [3], на:
- Основные (непосредственные): органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
- Вспомогательные: МВД России; ФСБ России; Росгвардия; Санэпидемнадзор; Леснадзор; Пожнадзор; Ветеринарнадзор; Роспотребнадзор и т.д.
- Органы, осуществляющие прокурорский надзор: прокуратура Российской Федерации и ее территориальные подразделения [4, с. 163].
Также в рамках исследования стоит упомянуть и ст. ст. 18, 19 «О животном мире». В ст. 18 данного ФЗ говорится о том, что в целях реализации требований Федерального закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания. Также упоминается, что федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации, а региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Ст. 19 устанавливает, что организация охраны животного мира осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, мы видим, что вопросы, связанные с государственным надзором в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, являются на данный момент очень актуальными ввиду интенсивного воздействия человека на эту область окружающей среды. Правовое регулирование государственного надзора в данной области относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и включает большое число нормативно-правовых актов, регулирующих государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира, охрану объектов животного мира и среды их обитания, а также закрепляющих систему государственных органов, отвечающих за административный надзор в этой области. Данная система представлена различными государственными органами, которые можно подразделить на основные, вспомогательные и органы, осуществляющие прокурорский надзор.