Особенности дистанционного обучения курсантов колледжа

В последние годы в практике профессиональной подготовки будущих специалистов морского транспорта активно используются возможности дистанционного обучения. Цель статьи – раскрыть сущность и особенности дистанционного обучения. Такое обучение проводиться без непосредственного контакта преподавателя и курсанта колледжа в учебной аудитории, а на значительном расстоянии, при помощи Интернета и современных технологий. В статье на основе взглядов ученых вычленены особенности дистанционного обучения, что составляет научную новизну и практическую значимость статьи.

Аннотация статьи
дистанционное обучение
сущность
особенности
профессиональная подготовка
курсанты
Ключевые слова

Актуальность. Исследуемая тема актуальна по следующим причинам:

  • во-первых, повышение требований государства и социума к уровню профессиональной подготовке и компетентности выпускников колледжей;
  • во-вторых, все большим сокращением рабочих мест и жесткой конкуренцией на современном рынке труда;
  • в-третьих, активным внедрением процессов информатизации во все сферы жизнедеятельности человека;
  • в-четвертых, высокими требованиями работодателей к профессионализму претендента, его знаниям, умениям и навыкам работать с компьютерной техникой и соответствующими ИКТ-технологиями.

Разрешение данных проблем, формирование способности и готовности работать в виртуальном мире курсантам колледжа может дать практика дистанционного обучения.

Сущность и особенности дистанционного обучения. Определение сущности исследуемого феномена требует рассмотрения подходов и взглядов ученых к нему.

К примеру, А.А. Андреев и В.И. Солдаткин трактуют термин «дистанционное обучение» как процесс, имеющий целевую направленность и требующий «интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с. 33]. Э.М. Каримулаева и А.М. Курбанова полагают, что дистанционное обучение представляет собой построение виртуальной информационно-образовательной среды, позволяющей осуществить полноценный педагогический процесс с применением разнообразных ИКТ-технологий, но при котором преподаватель и учащийся разделены большим расстоянием [3]. Е.С. Полат, рассматривает данное педагогическое явление как новую и современную форму обучения, предусматривающую удаленное взаимодействие обучающего и обучаемых, а также творческое применение информационных и коммуникационных технологий для комплексного решения всех педагогических задач: обучения, воспитания, формирования и развития личности [6]. Автор выделяет среди достоинств данной формы: массовость, эффективность, параллельность, качество знаний, новую роль преподавателя, вариативность и др. Согласно мнения А.Н. Томилина и соавторов, дистанционное обучение соответствует реалиям ХХI века и представляет собой уникальную форму массового приобщения учащихся к педагогическому процессу, проводимому на расстоянии, когда преподаватель и учащийся разделены значительной дистанцией. Такую возможность им предоставляет Интернет и ИКТ-технологии.

Структура дистанционного обучения включает ряд компонентов: субъекты процесса обучения (преподаватель, обучаемые) разделенных в пространстве и времени; специально сконструированную информационно-образовательную среду; совокупность специально отобранных информационных и коммуникационных технологий [7].

Из приведенных выше определений можем вычленить следующие основные особенности дистанционного обучения:

1. Дистанционное обучение ставит в центре процесса обучения не преподавание, а учение, т.е. самостоятельную познавательную деятельность курсанта по овладению комплексом знаний, умений и навыков. 

2. Обуславливает временную и пространственную отдаленность преподавателя и учащегося в процессе занятий значительным расстоянием. Они могут находиться в разных концах одного и того же здания, на соседних улицах, в разных районах города, в иных городах и даже странах.

3. Сочетает возможности информационных технологий, разработанных в последние годы с традиционно практикой обучения студентов.

4. Характеризуется массовостью и возможностью качественного обучения учащихся на расстояния. 

5. Учитывает и способствует реализации потребности личности в образовании и формировании специалиста, соответствующего требованиям XXI века.

6. Реализация данной формы обучения производиться путем применения возможностей Интернета, социальных сетей, видеосвязи и электронной почты.

Как правило, применяются следующие формы занятий:

  • чат-занятия (обеспечивает всем участникам единовременный доступ к чату);
  • веб-занятия (проводятся в форме дистанционного урока);
  • телеконференции (предоставляет возможность обсуждения разнообразных вопросов) [4].

7. Постоянное повышение уровня интереса преподавателей и учащихся к дистанционному обучению. Это происходит по следующим важным обстоятельствам [2]:

  • соответствие данной формы обучения современным реалиям;
  • работа с техническими средствами наиболее близка современной молодежи как вид деятельности;
  • позволяет расширить кругозор участников дистанта;
  • способствует концентрации внимания учащихся на изучаемой теме.

8. Обеспечивает построение каждому учащемуся своей персональной траектории, представляющий собой персональный путь воплощения в жизнь личностного потенциала курсанта в профессиональном образовании [3].

9. Предоставляет каждому учащемуся неограниченные возможности, с опорой на имеющуюся информационную среду, целеустремленно осуществить процесс изучения конкретной темы, модуля, дисциплины, самостоятельно, индивидуально [5].

10. Обеспечивает каждому курсанту полное удовлетворение своих потребностей и желаний в образовательных услугах [3]. Эта особенность дает возможность:

  • самому определить порядок изучаемого материала;
  • выбрать наиболее привлекательный и комфортный режим занятий.

Заключение. Дистанционное обучение в последние годы все прочнее входит в практику профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена. Дистанционное обучение осуществляется на удаленном расстоянии, с применением возможностей Интернета и ИКТ-технологий. Такая новая форма обучения обладает рядом особенностей. Она ставит в центре педагогического процесса личность курсанта, который путем самостоятельной работы и компьютера овладевает профессиональными компетенциями, новыми знаниями, навыками и умениями.

Текст статьи
  1. Андреев А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / A. А. Андреев, В. И. Солдаткин. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
  2. Блоховцова Г. Г., Волохатых А.С. Перспективы развития дистанционного образования, преимущества и недостатки //Символ науки. – 2016. – № 10. – С. 120.
  3. Каримулаева Э.М., Курбанова А.М. сущность и особенности дистанционного обучения в современной образовательной среде //Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №6(85). – С.79-81.
  4. Кларк Э. Дистанционное обучение: способ преуспеть [Электронный ресурс] / http: // www.bolero.ru (дата обращения: 012.2021).
  5. Курицына Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2016. – №2. – С. 34-51.
  6. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е. С. Полат // Информатика и образование. – 2005. – № 4. – С. 25-33.
  7. Томилин А.Н. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для аспирантов и магистрантов: в двух частях / А.Н. Томилин, С.Н. Томилина, Е.В. Хекерт. Ч. 1: Педагогика высшей школы. 2018. – Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2018. – 184 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября