Актуальность. В настоящее актуальной экологической проблемой в г. Воронеже является загрязнение атмосферного воздуха интенсивными автотранспортными потоками. Данная проблема обусловлена недостатками архитектурно-планировочных решений, которые в настоящее время не предусматривают транспортных развязок, для выведения транспортных потоков из селитебной зоны.
Через г. Воронеж, проходят крупные автомагистрали, которые в том числе являются частью междугородной транспортной инфраструктуры. Такая автомагистраль в г. Воронеже, по ул. Шишкова, которая начинается от пересечения с ул. Московский проспект, и обеспечивает транспортную связь между междугородными транспортными потоками в направлении с севера на юг. Автомагистраль, проходящая по ул. Шишкова, проходит через селитебную зону, данная селитебная зона, представляет из себя крупные жилищные комплексы, которые включают массивы жилых зданий и придомовых территорий, которые используются как зоны отдыха и рекреации населения [1].
Селитебная зона, расположенная вдоль автотрассы, которая проходит через улицу Шишкова, «характеризуется включенностью в районы, планировка которых предполагает плотную застройку, в таких условиях соблюсти экологические требования невозможно, так, как во многих случаях для этого необходима перепланировка территории, а это в свою очередь требует больших материальных затрат» [2]. Однако, несмотря на это, данная проблема требует разрешения и для ее решения необходимы комплексные мониторинговые исследования, и разработка на их основе ландшафтно-экологических мероприятий, таких например, возведение лесозащитных экранов, функциональное зонирование территории с учетом экологических факторов и пр. [2]
В наших исследованиях, представлен опыт сравнительной оценки экологического состояния атмосферного воздуха на различных участках автотрассы, которая проходит через ул. Шишкова, которые характеризуются во-первых различной интенсивностью транспортных потоков, во-вторых частым наличием автомобильных пробок.
Мы выдвинули гипотезу, согласно которой на территории селитебной зоны, жилые дома которой расположены в пределах автомагистрали, загрязнение атмосферного находится в зависимости от интенсивности движения и наличия автомобильных пробок автомагистрали, к которой эти дома примыкают.
В своих исследованиях в качестве цели, мы определили изучение и сравнение уровней загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта жилых комплексов, расположенных на ул. Шишкова, примыкающей к автомобильной магистрали с интенсивным движением в г. Воронеже.
В качестве объекта исследования мы выделили экологическое состояние жилых комплексов, расположенных в различных условиях влияния автотранспорта.
Предмет исследования: влияние выбросов автотранспорта на экологическое состояние придомовых территорий жилых комплексов в зависимости от их архитектурно-планировочного размещения.
Задачи исследования:
- Провести визуальное обследование исследуемых территорий, определить их пространственное положение по отношению к основным источникам загрязнения атмосферного воздуха.
- Провести исследования состояния атмосферного воздуха, определить уровни загрязнения, а также проследить сезонную динамику загрязнения атмосферного воздуха по сезонам года.
Исследования проводились с января 2021 года по ноябрь 2021 года, таким образом период исследований включал все сезоны года, что позволило нам проследить сезонную динамику загрязнений. Мы проводили экспресс анализы загрязненности воздуха диоксидом углерода (СО2), диоксидом серы (SО2), диоксидом азота (NO2).
Для экспресс-анализа нами была использована лаборатория «Пчелка». Забор проб проводился два раза в сутки ежедневно, в 18.00 часов в пределах непосредственной близости от автомагистрали и в пределах внутри дворовой территории. Забор проб проводился на 2 участках.
Полученные результаты и их интерпретация.
Участок 1 расположен включает жилой массив, расположенный по ул. Шишкова д. 75, этот участок характеризуется интенсивными автотранспортными потоками и отсутствием автомобильных пробок.
Участок 2, здесь расположен жилой массив, имеющий адрес ул. Шишкова 72, этот участок расположен вблизи пересечения с ул. Хользунова, соответственно в этой точке сходятся два транспортных потока, что приводит к образованию автомобильной пробки на данном участке, которая сохраняется в течение большего времени суток, кроме ночного. Оба участка имеют замкнутые придомовые территории, в пределах этих территорий паркуют автомобили собственники квартир.
Дом, расположенный в пределах 1 участка, имеет Г-образную форму, в пределах данного участка во дворе ежедневно во дворе паркуются примерно 50 автомобилей, которые располагаются на тротуаре внутридворовой территории. Автомобили паркуются по периметру детской площадки в один ряд.
Данные, полученные по результатам исследований, в форме среднемесячных долей ПДК, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в пределах участка 1 (доли ПДК, среднемесячные показатели)
Месяц/загрязнитель |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СО2 |
2,8 |
3,1 |
2,9 |
2,1 |
1,6 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,5 |
1,8 |
NO2 |
3,6 |
3,8 |
3,3 |
2,5 |
2,0 |
1,8 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
2,4 |
2,4 |
SO2 |
2,6 |
3,0 |
2,4 |
2,1 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил нам сделать выводы о том, что динамика загрязнения на данной территории характеризуется сезонной периодичностью. В частности, наибольшие превышения относительно ПДК, выявлены в период с января по март по СО2, SO2, NO2, самые высокие превышения относительно ПДК по этим веществам были зарегистрированы в январе, феврале. В эти периоды наблюдалось наибольшее количество дней с отрицательными температурами, при этом самые низкие среднесуточные температуры были зарегистрированы в феврале, именно этот период совпадает с наиболее высокими концентрациями в воздухе загрязняющих веществ.
Мы пришли к выводу, что в связи с тем, что наибольшие превышения загрязняющих веществ совпадают с наиболее холодным периодом, основным фактором загрязнения являются выбросы от разогрева двигателя.
Данные, полученные по результатам исследований, в форме среднемесячных долей ПДК, на участке 2, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень загрязнения атмосферного воздуха в пределах участка 2 (доли ПДК, среднемесячные показатели)
Месяц/загрязнитель |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СО2 |
4,6 |
3,8 |
3,9 |
3,2 |
3,0 |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
3,2 |
3,2 |
3,6 |
NO2 |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,8 |
2,8 |
SO2 |
3,3 |
3,9 |
3,9 |
2,5 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
2,1 |
2,2 |
2,4 |
2,7 |
Данный участок, характеризуется тем, что расположен в пределах участка автомагистрали, где большую часть дневного времени формируется автомобильная пробка и в атмосферу поступают выбросы автомобилей на холостом ходу.
Анализ данных, полученных в ходе исследования позволил нам сделать выводы о том, что уровень загрязнения внутри дворовой территории по СО2, SO2, NO2, значительно выше относительно участка 1, так же выявлено, что в отличие от участка 1, на данном участке, высокий уровень загрязнений сохраняется в течение всего года, с незначительным уменьшением в летние месяцы.
Таким образом, проведенные исследования подтвердили гипотезу, согласно которой атмосферный воздух жилых массивов, которые находятся в зоне влияния автомагистралей с интенсивными транспортными потоками, подвергается интенсивному загрязнению и для решения данной проблемы необходимо научное обоснование и разработка архитектурно-планировочных решений, направленных на оптимизацию экологического состояния этих территорий.