научный журнал «Актуальные исследования» #49 (76), декабрь '21

Роль логоритмики в формировании просодической стороны речи у заикающихся дошкольников

В данной работе рассматривается проблема развития просодического компонента у детей с заиканием. Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной работы по формированию данного компонента, вовремя воздействуя на просодическую сторону речи, можно повлиять на другие ее компоненты заикающихся детей и на их речь в целом.

Аннотация статьи
речь
просодическая сторона речи
заикание
логоритмика
коррекционно-развивающая работа
Ключевые слова

Одной из важнейших психических функций человека является речевая функция. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального речевого общения с окружающими, заикание является серьезным препятствием для выполнения производственных обязанностей, получения образования, устройства личной жизни. Постоянные затруднения в речи травмируют больных, вызывая невротические реакции.

Большое значение для восприятия речи окружающими имеет ее просодическая сторона. Роль просодической стороны речи чрезвычайно важна, поскольку, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Просодическая сторона речи состоит из таких компонентов как интонация, сила и высота голоса, темп, ритм, тембр, логическое ударение, которые определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку. Просодические компоненты речи воспринимаются и воспроизводятся ребенком значительно раньше, чем начинает формироваться словесная речь, и на ранних этапах развития выступают главными средствами коммуникации. Процесс становления просодических элементов заканчивается в период формирования устной речи.

При заикании просодическая сторона речи нарушена. У заикающихся детей ярко выражено неумение, говорить с интонацией, менять темп и ритм речи, делать паузы в нужных местах, использовать логическое ударение, повышение и понижение голоса. Такая речь плохо воспринимается окружающими.

В настоящее время проблеме изучения и развития просодической стороны речи у дошкольников с заиканием посвящены работы таких авторов как Л.З. Арутюнян, Л.И. Белякова, Е.А. Дъякова, Г.А. Волкова, Н.Ю. Морозова, И.А. Поварова, В.И. Селиверстов, и др. Они отмечают, что при заикании страдает просодическая сторона речи. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения и разработки методов коррекции просодической стороны речи. В практике коррекции просодики особую роль отводят логотерапии, с помощью которой корригируют личность человека.

Работа по формированию просодической стороны речи у заикающихся дошкольников проводилась в ходе реализации различных видов деятельности детей в детском саду, на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях.

Для успешного решения поставленных задач нами были определены направления коррекционно-педагогической деятельности.

Система коррекционной работы включала три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Основная задача данного этапа заключается в повышении уровня мотивации к дальнейшим занятиям, создание благоприятной эмоциональной обстановки, формирование положительного настроя. Так же на данном этапе идёт подготовка детей к активной двигательной работе, с помощью упражнений для укрепления мышц плечевого пояса, спины, ног, живота. Спецификой работы на подготовительном этапе было то, что все упражнения мы выполняли под музыку, причем подбирали музыку таким образом, чтобы была яркая смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так как именно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движения на другое. Дети последовательно воспроизводили без заикания слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты в ритмических упражнениях сочетанием с движением, хлопки, притопы, шагистика, отстукивания, работа с мячом, передавали ритмический рисунок с заданных слов.

На втором этапе основная задача – это развитие просодической стороны речи посредством логоритмики. Данный этап включал в себя упражнения на развитие всех составляющих просодики с использованием музыки и методов физического воспитания. Все упражнения разделены на блоки, в соответствии с целями заданий. Дети учились, осознано воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок речи. На этом этапе осуществляется переход к самостоятельной речи. Постепенный переход от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, свободному высказыванию и включает в себя формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. Предусматривались рассказы детей, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию.

После того как ребенок приобрел навык правильной речи, переходим на заключительный этап. На данном этапе идет закрепление навыков свободной связной речи. Работа осуществлялась в театрализованной деятельности в творческих и сюжетно-ролевых играх. Театрализованные представления служат связующим звеном для правильного перехода из игровых условий в привычные и повседневные. Осуществляется навык формирования у ребенка социально- личностных качеств. Определяется правильное взаимодействие и взаимопонимание с окружающими.

Проведенный констатирующий эксперимент выявил недостаточную степень сформированности просодической стороны речи у заикающихся. Наименее сформированными компонентами оказались ритм, интонация, логическое ударение и тембр. Наиболее характерными особенностями речи используемых стали отсутствие пауз. Трудности с воспроизведением интонации и логических пауз.

Для устранения выявленных нарушений была разработана система упражнений по развитию просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями, способствующая развитию связной речи, устранению монотонности, нерасчленности речи, нечеткости дикции, замедленного темпа.

Предложенная нами система логопедической работы по формированию просодической стороны речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики оказалась эффективной. После ее проведения был выявлен устойчивый прирост всех анализируемых показателей. Существенно выросла сформированность уровня просодической стороны речи: отсутствует уровень ниже среднего, появился высокий уровень. Также выявлен устойчивый прирост показателей развития каждого из компонентов просодической стороны речи. Наиболее эффективной предложенная система логопедической работы оказалась в плане улучшения восприятия тембра значительный прирост обнаружен в развитии восприятия ритма, восприятия и воспроизведения логического ударения.

Текст статьи
  1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03; Пед. академия последипломного образования. – Москва, 2003. – 27 с.
  2. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 222, [2] c.
  3. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 1974. - №7. – С. 82-85.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
  5. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика - М., 2008.
Список литературы