Проблема организации работы в дошкольных образовательных организациях по формированию у детей основ здорового образа жизни является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии.
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирическим путем определить педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование позволяет уточнить и расширить знания об особенностях формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что теоретические положения, проверенная на практике программа формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста могут быть полезными для родителей, педагогов, воспитателей ДОО.
Здоровый образ жизни в значительной части исследований рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам. Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
Дошкольный возраст – период интенсивной социализации личности ребенка, получения им жизненного опыта, период, когда защитные механизмы его психики только начинают формироваться, и именно от событий этого периода жизни зависит, какими эти механизмы будут в будущем: продуктивными, т.е. такими, которые стимулируют процесс развития и саморегуляции личности, или непродуктивными, деформирующие картины внешнего мира, а также поведение и деятельность ребенка, в том числе - отношение и стремление к здоровому образу жизни.
Теоретический анализ научной, методической литературы по проблеме исследования позволяет сделать ряд выводов.
- Понятие «здоровье» не имеет четкого определения в научной литературе. Кто-то считает его свойством, кто-то процессом, кто-то трактует его как состояние, кто-то способностью. Как правило, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Но не все семьи понимают это, считая, что если ребенок не болеет, значит, он здоров. Также не все родители уделяют должного внимания воспитанию у ребенка знаний о здоровом образе жизни, поэтому многие дети не используют элементарных правил «чистых рук» и т.д.
- Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
- Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы
- и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
- Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
- Говоря об образе жизни, следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни стиль жизни.
- Формирование основ здорового образа жизни невозможно без специального организованной воспитательной работы администрации ДОО во взаимодействии с семьёй ребенка по формированию позитивных представлений о здоровом образе жизни, по привитию старшим дошкольникам позитивного отношения к здоровью, к здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что работа по формировании основ здорового образа жизни будет эффективным если соблюдаются следующие условия:
- в дошкольной образовательной организации реализуется программа модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения.
Задачи исследования:
- Подобрать методики для проведения экспериментального исследования.
- Определить содержание, методы и формы работы администрации ДОО по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать программу и предложить модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования:
- Методика «Незаконченные предложения».
- Беседа «Мотивация здорового образа жизни дошкольников».
- Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
- Диагностическое задание «Полезная покупка».
- Проблемная ситуация «Место для отдыха».
- Игровая ситуация «Больница».
- Игровая ситуация «Телевизор дома».
- Наблюдение за детьми в режимные моменты и в свободном общении.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ д/с «Арыкчыгаш» Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва; в исследовании принимали участие 25 ребенка старшей группы в возрасте 6 лет: 13 мальчиков и 12 девочек.
Формирующий этап.
Задачей второго этапа исследования была внедрение программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОО. Программа «Жить так здорово здоровым» (авторы Сухоносов А.П., А.И. Лаврова).
Цель проекта: оздоровление детей, формирование у воспитанников знаний о здоровье, позитивного отношения к здоровому образу жизни, совершенствование практических навыков, создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным.
Программа проекта составлена с учетом современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием материалов валеологического блока программы «Планета детства» Л.И. Греховой, Т.Г. Олешкевич и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой и отвечает объективным потребностям практики.
Цель программы: формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма.
При реализации программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации.
Таким образом, мы установили, что в качестве эффективных способов формирования основ здорового образа жизни у дошкольников могут считаться следующие условия: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия. Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
Для коррекции уровня сформированности основ здорового образа жизни старших дошкольников был предложен комплекс игр-упражнений.
Для достижения положительной динамики в процессе формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников работа проводилась систематически ежедневно, как и предусмотрено в программе.
Заключение. Нами проведено исследование организации работы в дошкольной образовательной организации по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ проблемы позволил сделать ряд выводов. Несмотря на неоднозначность трактовки понятия здоровья в научной философской, медицинской, педагогической, психологической, экологической литературе, оно в сущности отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоциональноположительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
В ходе экспериментального исследования нами выявлены уровни сформированности представлений о здоровье и отношения к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов, полученных в ходе данных методик, мы пришли к заключению, что у большинства старших дошкольников основы культуры здоровья сформированы недостаточно и характеризуются преобладанием низкого и среднего уровней развития, что свидетельствует о недостаточной сформированности у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни.
На формирующем этапе эксперимента разработана Проект «Жить так здорово здоровым», целью которого являлось проведение комплекса мероприятий по оздоровлению детей, формирование у них знаний о здоровье, позитивного отношения к здоровому образу жизни, совершенствование практических навыков, создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. В рамках проекта нами внедрена в учебно-воспитательный процесс программа формирования основ здорового образа жизни, которая способствовала повышению уровня сформированности здорового образа дошкольников.
В ходе контрольного этапа эксперимента проведено повторное исследование уровней сформированности представлений о здоровье и отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.
Результаты контрольного этапа показали наличие позитивной динамики.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены; гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что работа администрации ДОО по формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни будет эффективным если соблюдаются следующие условия: в дошкольном образовательном учреждении реализуется программа и модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста; реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения, подтвердилась полностью.