научный журнал «Актуальные исследования» #49 (76), декабрь '21

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные аспекты формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
здоровый образ жизни
образовательная программа
детский сад
педагогические условия
Ключевые слова

Проблема организации работы в дошкольных образовательных организациях по формированию у детей основ здорового образа жизни является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии.

В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в дошкольном учреждении целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.

Цель исследования: теоретически изучить и эмпирическим путем определить педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования: формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что проведенное исследование позволяет уточнить и расширить знания об особенностях формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что теоретические положения, проверенная на практике программа формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста могут быть полезными для родителей, педагогов, воспитателей ДОО.

Здоровый образ жизни в значительной части исследований рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам. Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т.п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Дошкольный возраст – период интенсивной социализации личности ребенка, получения им жизненного опыта, период, когда защитные механизмы его психики только начинают формироваться, и именно от событий этого периода жизни зависит, какими эти механизмы будут в будущем: продуктивными, т.е. такими, которые стимулируют процесс развития и саморегуляции личности, или непродуктивными, деформирующие картины внешнего мира, а также поведение и деятельность ребенка, в том числе - отношение и стремление к здоровому образу жизни.

Теоретический анализ научной, методической литературы по проблеме исследования позволяет сделать ряд выводов.

  1. Понятие «здоровье» не имеет четкого определения в научной литературе. Кто-то считает его свойством, кто-то процессом, кто-то трактует его как состояние, кто-то способностью. Как правило, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Но не все семьи понимают это, считая, что если ребенок не болеет, значит, он здоров. Также не все родители уделяют должного внимания воспитанию у ребенка знаний о здоровом образе жизни, поэтому многие дети не используют элементарных правил «чистых рук» и т.д.
  2. Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
  3. Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы
  4. и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально­ психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
  5. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
  6. Говоря об образе жизни, следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни стиль жизни.
  7. Формирование основ здорового образа жизни невозможно без специального организованной воспитательной работы администрации ДОО во взаимодействии с семьёй ребенка по формированию позитивных представлений о здоровом образе жизни, по привитию старшим дошкольникам позитивного отношения к здоровью, к здоровому образу жизни.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что работа по формировании основ здорового образа жизни будет эффективным если соблюдаются следующие условия:

  • в дошкольной образовательной организации реализуется программа модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
  • реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения.

Задачи исследования:

  • Подобрать методики для проведения экспериментального исследования.
  • Определить содержание, методы и формы работы администрации ДОО по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработать программу и предложить модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Методики исследования:

  1. Методика «Незаконченные предложения».
  2. Беседа «Мотивация здорового образа жизни дошкольников».
  3. Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
  4. Диагностическое задание «Полезная покупка».
  5. Проблемная ситуация «Место для отдыха».
  6. Игровая ситуация «Больница».
  7. Игровая ситуация «Телевизор дома».
  8. Наблюдение за детьми в режимные моменты и в свободном общении.

Экспериментальная база исследования. МБДОУ д/с «Арыкчыгаш» Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва; в исследовании принимали участие 25 ребенка старшей группы в возрасте 6 лет: 13 мальчиков и 12 девочек.

Формирующий этап.

Задачей второго этапа исследования была внедрение программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОО. Программа «Жить так здорово здоровым» (авторы Сухоносов А.П., А.И. Лаврова).

Цель проекта: оздоровление детей, формирование у воспитанников знаний о здоровье, позитивного отношения к здоровому образу жизни, совершенствование практических навыков, создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным.

Программа проекта составлена с учетом современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием материалов валеологического блока программы «Планета детства» Л.И. Греховой, Т.Г. Олешкевич и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой и отвечает объективным потребностям практики.

Цель программы: формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма.

При реализации программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации.

Таким образом, мы установили, что в качестве эффективных способов формирования основ здорового образа жизни у дошкольников могут считаться следующие условия: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия. Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.

Для коррекции уровня сформированности основ здорового образа жизни старших дошкольников был предложен комплекс игр-упражнений.

Для достижения положительной динамики в процессе формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников работа проводилась систематически ежедневно, как и предусмотрено в программе.

Заключение. Нами проведено исследование организации работы в дошкольной образовательной организации по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ проблемы позволил сделать ряд выводов. Несмотря на неоднозначность трактовки понятия здоровья в научной философской, медицинской, педагогической, психологической, экологической литературе, оно в сущности отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально­положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни формирование на этой базе положительного эмоционально-положительного отношения к данному процессу; расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.

Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.

В ходе экспериментального исследования нами выявлены уровни сформированности представлений о здоровье и отношения к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из результатов, полученных в ходе данных методик, мы пришли к заключению, что у большинства старших дошкольников основы культуры здоровья сформированы недостаточно и характеризуются преобладанием низкого и среднего уровней развития, что свидетельствует о недостаточной сформированности у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни.

На формирующем этапе эксперимента разработана Проект «Жить так здорово здоровым», целью которого являлось проведение комплекса мероприятий по оздоровлению детей, формирование у них знаний о здоровье, позитивного отношения к здоровому образу жизни, совершенствование практических навыков, создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. В рамках проекта нами внедрена в учебно-воспитательный процесс программа формирования основ здорового образа жизни, которая способствовала повышению уровня сформированности здорового образа дошкольников.

В ходе контрольного этапа эксперимента проведено повторное исследование уровней сформированности представлений о здоровье и отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

Результаты контрольного этапа показали наличие позитивной динамики.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены; гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что работа администрации ДОО по формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни будет эффективным если соблюдаются следующие условия: в дошкольном образовательном учреждении реализуется программа и модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста; реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения, подтвердилась полностью.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  3. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание / А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Педагогика, 2007. - 86 с.
  4. Баль, JI.B. Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ JI.B. Баль, В.В. Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 128 с.
  5. Билич, Г.Л., Назарова, JI.B. Основы валеологии. - СПб.: Изд-во Водолей, 1998. - 560 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 сентября по 30 сентября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
04 октября
Загрузка в eLibrary
04 октября
Рассылка печатных экземпляров
14 октября