В последнее время отмечается рост детского неблагополучия (невротизации, тревожности, эмоциональных, языковых, речевых нарушений), что влечёт за собой необходимость использования новых, более эффективных инструментов в нашей практике психологической работы с детьми. Методом проб и ошибок я пришла к методу использования метафорических (ассоциативных или терапевтических) карт в работе с дошкольниками.
Что же представляют собой метафорические ассоциативные карты? Это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связанны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Здесь важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека, ребёнка на попавшуюся ему картинку.
Не каждый ребенок, придя на занятие, может рассказать о своих чувствах и своем настроении, а выбрать из предложенных картинок ту, на которую похоже настроение или чувство ему становится проще и интересней. Не стоит с первого занятия давать подобные задания детям. На первом занятии ребёнку предлагается просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке и только потом, когда ребёнок будет заинтересован приступать к работе.
Заданий и занятий с карточками можно придумать множество, как для индивидуальных, так и для групповых форм работы. В своей работе мы применяю следующие колоды карт: «Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний», набор «Она», набор «Метафорические карты», «Сказочные герои. Волшебный сундучок», «Волшебные существа. Волшебный сундучок».
Приёмы и техники работы:
1. Составление историй, рассказов
- Рассказ в группе по кругу. Каждый последующий участник добавляет что-то своё, исходя из изображения на его карте.
- Составление индивидуальных историй из 3-х карт, выбранных в открытую или вслепую.
- Внесение изменения в привычный сюжет- «как измениться история, если вдруг…».
2. Создание картин социальной ситуации ребёнка
Выбрать карту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.
3. Дорисовка
Карта воспринимается как сюжет большой картины, которую предлагается дорисовать.
4. Сопровождение изменений
Принятие новой роли, сформированная мотивация к изменениям - задачи, которые можно решить с помощью метафорических карт.
- каким я был;
- какой я сейчас;
- каким я хочу стать.
5. Представление проблемы с разных точек зрения
Техника «Очки». Она предполагает выбор карточки, символизирующей трудность. На эту трудность предлагается посмотреть глазами разных персонажей.
Это небольшая часть способов работы с метафорическими картами, соприкоснувшись с ними вы можете найти и другие способы их использования.
Таким образом, использование ассоциативных карт как эффективного инструмента в работе педагога-психолога ДОУ позволяет решать различные задачи обеспечения психологического здоровья детей, детско-родительских отношений, взаимодействия педагогов ДОУ, так как в независимости от направления работы проективные карты способствуют:
- возникновению чувства доверия и безопасности, проявляющиеся у ребёнка и взрослого, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;
- созданию общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни ребёнка и взрослого;
- реализации возможностей решения проблем на символическом уровне, возможностей привлекать неосознаваемые ресурсы психики;
- развитию творческих способностей.