Главная
АИ #49 (76)
Статьи журнала АИ #49 (76)
Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного во...

Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста

Автор(-ы):

Келипова Элен Мхитаровна

Снимщикова Елена Юрьевна

Катунина Ирина Николаевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

ассоциативная карта
дети
инструмент
психологическая работа

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности применения технологий метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста.

Текст статьи

В последнее время отмечается рост детского неблагополучия (невротизации, тревожности, эмоциональных, языковых, речевых нарушений), что влечёт за собой необходимость использования новых, более эффективных инструментов в нашей практике психологической работы с детьми. Методом проб и ошибок я пришла к методу использования метафорических (ассоциативных или терапевтических) карт в работе с дошкольниками.

Что же представляют собой метафорические ассоциативные карты? Это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связанны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Здесь важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека, ребёнка на попавшуюся ему картинку.

Не каждый ребенок, придя на занятие, может рассказать о своих чувствах и своем настроении, а выбрать из предложенных картинок ту, на которую похоже настроение или чувство ему становится проще и интересней. Не стоит с первого занятия давать подобные задания детям. На первом занятии ребёнку предлагается просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке и только потом, когда ребёнок будет заинтересован приступать к работе.

Заданий и занятий с карточками можно придумать множество, как для индивидуальных, так и для групповых форм работы. В своей работе мы применяю следующие колоды карт: «Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний», набор «Она», набор «Метафорические карты», «Сказочные герои. Волшебный сундучок», «Волшебные существа. Волшебный сундучок».

Приёмы и техники работы:

1. Составление историй, рассказов

  • Рассказ в группе по кругу. Каждый последующий участник добавляет что-то своё, исходя из изображения на его карте.
  • Составление индивидуальных историй из 3-х карт, выбранных в открытую или вслепую.
  • Внесение изменения в привычный сюжет- «как измениться история, если вдруг…».

2. Создание картин социальной ситуации ребёнка

Выбрать карту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.

3. Дорисовка

Карта воспринимается как сюжет большой картины, которую предлагается дорисовать.

4. Сопровождение изменений

Принятие новой роли, сформированная мотивация к изменениям - задачи, которые можно решить с помощью метафорических карт.

  • каким я был;
  • какой я сейчас;
  • каким я хочу стать.

5. Представление проблемы с разных точек зрения

Техника «Очки». Она предполагает выбор карточки, символизирующей трудность. На эту трудность предлагается посмотреть глазами разных персонажей.

Это небольшая часть способов работы с метафорическими картами, соприкоснувшись с ними вы можете найти и другие способы их использования.

Таким образом, использование ассоциативных карт как эффективного инструмента в работе педагога-психолога ДОУ позволяет решать различные задачи обеспечения психологического здоровья детей, детско-родительских отношений, взаимодействия педагогов ДОУ, так как в независимости от направления работы проективные карты способствуют:

  • возникновению чувства доверия и безопасности, проявляющиеся у ребёнка и взрослого, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;
  • созданию общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни ребёнка и взрослого;
  • реализации возможностей решения проблем на символическом уровне, возможностей привлекать неосознаваемые ресурсы психики;
  • развитию творческих способностей.

Список литературы

  1. Горобченко А., Евменчик М. Уникальные колоды метафорических ассоциативных карт. / Адукатар. - №1 (19), 2011.
  2. Лукьянова Л. С. Теоретико-исторический анализ использования метафорических ассоциативных карт // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14.

Поделиться

1662

Келипова Э. М., Снимщикова Е. Ю., Катунина И. Н. Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №49 (76). С. 106-107. URL: https://apni.ru/article/3369-ispolzovanie-metaforicheskikh-assotsiativnikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня