Близорукость является распространенным глазным заболеванием, которое обычно включает увеличение осевой длины глаза. Близорукость более 6,00 диоптрий связана с более высоким риском развития заболеваний глаз. Распространенность миопии быстро растет во всем мире. В настоящее время один из четырех взрослых в России и каждый третий в Соединенных Штатах близорукий [1, c.35; 10, с.20].
27-37% студентов в России, а в некоторых азиатских странах от 60 до 80% молодых людей, страдают миопией. По некоторым данным предполагается, что около половины населения – миопы. К 2050 году население может быть близоруким, из них около 10% будут пациенты с миопией высокой степени, именно осложненной миопией [7, с.23]. Считается, что распространенность и прогрессия миопии у детей связана с изменениями в повседневной визуальной среде. Поэтому усилия по контролю прогрессирования миопии и профилактика близорукости стали международным приоритетом общественного здравоохранения [5, с. 688; 6, с.313].
Одной из важных проблем стабилизации миопии в РФ является поздняя диагностика (позднее обращение), недостаточная коррекция рефракционных нарушений и даже полное ее отсутствие. Ухудшение зрения в детстве имеет пожизненный характер последствий как для ребенка, так и для его семьи. Это оказывает влияние на развитие ребенка, его образование и навыки, требует опеки семьи и специалистов [3, с.205; 4, с.240]. Низкое зрение формирует взрослого из ребенка, затрагивая его возможности и социальные перспективы. Хотя слабовидение у детей встречается реже, чем во взрослом возрасте, количество «слепых лет», пережитых этими детьми в их жизни, имеют определенное значение.
Нет никаких крупных национальных и мировых исследований по распространенности снижения зрения и качества жизни у детей [9, с.72].
Важно понимать, что влияние ухудшение качества зрения в детстве отлично от влияния ухудшения качества зрения во взрослом возрасте. Оно отличается не только возрастом возникновения и причинами ухудшения, но, что еще более важно, сроками пожизненной нетрудоспособности, Дети с плохим зрением не могут считаться «уменьшенными» взрослыми, и, поэтому, результаты исследований снижения качества жизни у взрослых не могут быть в полной мере перенесены на детей. Было подсчитано, что 80% образования обеспечивает зрение. Большинство детей с низким зрением в Британии получают образование вместе с нормально видящими сверстниками и являются неотъемлемыми членами общества. Вот почему важно оценить качество зрения и жизни, по сравнению с нормально видящими сверстниками [9, с.72].
В последнее время произошли некоторые изменения в области дизайна некоторых вопросников качества зрения у детей: LVP-FVQ и CVFQ были неуместны для использования в этом исследовании. LVP-FVQ был разработан в Индии как инструмент скрининга в развивающихся странах, поэтому специфика вопросов для этих культурных групп затрудняла его использование в Западной популяции. CVFQ был разработан для использования у детей от 7 лет и старше, а также демонстрировал значимые различия у детей с разным уровнем плохого зрения [10, с.20]. Дети участвовали в настоящем исследовании в возрасте от 3 до 16. Единственное первое исследование детей с низкой остротой зрения в Британии включало 2 вопроса: 1. Существует ли какие-либо демографические или клинические факторы, которые могут быть использованы как предикторы ухудшения зрения; 2. Существует ли статистическая разница в качестве жизни у детей с низким зрением по сравнению с возрастной группой сравнения. Таким образом, большинство вопросов по анализу остроты зрения, ее коррекции и навыкам остались открытыми. В этой связи самой полной представляется анкета (табл.) [10, с.20; 9, с.72].
Таблица
Анкетирование пациентов с аметропией
№ |
Вопрос |
До коррекции |
После коррекции |
---|---|---|---|
1 |
Как уверенно ориентируетесь рядом с домом? |
|
|
2 |
Сложно спуститься по лестнице или сойти с тропинки? |
|
|
3 |
Уверены ли, что доберетесь до школы? |
|
|
4 |
Уверены, что сможете пользоваться общественным транспортом (например, автобусами, поездами, паромами) самостоятельно? |
|
|
5 |
Уверены в том, что сможете увидеть и различить то, чего не знаете? |
|
|
6 |
Уверены ли, что сможете безопасно перемещаться в незнакомых местах днем? |
|
|
7 |
Уверены ли, что можете безопасно перемещаться в незнакомых местах в ночное время? |
|
|
8 |
Можете ли найти и увидеть друзей на детской площадке во время обеда или игр? |
|
|
9 |
Когда находитесь в комнате, можете ли узнать людей, которых вы знаете, до того, как они заговорят с вами? |
|
|
10 |
Можете ли принимать участие в играх с друзьями или заниматься спортом комфортно? |
|
|
11 |
Есть ли возможность заниматься активной деятельностью помимо спорта (например, посещать социальные группы)? |
|
|
12 |
Ваше зрение мешает делать то, что вы хотите делать? |
|
|
13 |
Помогают ли другие студенты / школьники, когда вы просите их о помощи? |
|
|
14 |
Зовут ли вас присоединиться к ним другие студенты / школьники? |
|
|
15 |
Вам трудно присоединиться к другим студентам / школьникам? |
|
|
16 |
Часто расстраиваетесь из-за своего плохого зрения? |
|
|
17 |
Как часто расстраиваетесь из-за меньшего объема информации, полученной вами? |
|
|
18 |
Понимают ли другие студенты / ученики ваши особые потребности? |
|
|
19 |
Понимают ли ваши учителя ваши особые потребности? |
|
|
20 |
Можете ли в классе получить ту же информацию, что и другие ученики? |
|
|
21 |
Получаете ли всю информацию одновременно и качественно с другими студентами / школьниками? |
|
|
22 |
Достаточно ли времени в школе / др. учебном заведении, чтобы выполнить задание учителя? |
|
|
23 |
Когда находитесь в классе, уверены ли вы, что сможете попросить о помощи, которая вам нужна? |
|
|
24 |
Все студенты / школьники готовы помочь вам? |
|
|
25 |
Когда получаете помощь от друзей, в полном объеме вы ее получите? |
|
|
26 |
Когда просите о помощи, понимают ли люди, какой объем помощи вам нужно? |
|
|
27 |
Люди говорят, что вам нельзя делать то, что хотите? |
|
|
28 |
Люди мешают делать то, что вы хотите? |
|
|
Варианты ответов на вопросы:
5 – «Всегда»
4 – «Почти всегда»
3 – «Иногда»
2 – «Почти никогда»
1 – «Никогда»
Проводится обследование и анкетирование детей в возрасте от 5 до 18 лет, обратившихся в «Кабинет доктора Сорокина». Выясняются сроки обращения к врачу и начало ухудшения зрения, варианты предшествующей коррекции зрения (если таковая была). Проводится полное офтальмологическое обследование [6, с.313].
- Определение относительной, абсолютной остроты зрения и остроты зрения с привычной коррекцией;
- КСП;
- Рефрактометрия без мидриаза (мидриазом), ретиноскопия;
- Кератометрия, кератотопография;
- Биометрия;
- Биомикроскопия с асферической линзой;
- Прямая и непрямая офтальмоскопия;
- Оптическая когерентная томография – ангиография;
- Оптическая коррекция полная, переносимая очковая, контактная коррекция зрения (сферичные, астигматические, де-фокусные и ОРТ линзы).
Проводится анкетирование качества зрения до коррекции и после разных вариантов коррекции [8]. На данном этапе получены обратно и обработаны только 89 анкет детей. Задержки возврата анкет связаны с разными датами контрольных осмотров.
На данном этапе обследовано 175 детей в возрасте от 5 до 18 лет разного пола. Все разделены на 5 групп [7, с.23]:
1 группа – отсутствие коррекции;
2 группа – полная коррекция;
3 группа – избыточная коррекция;
4 группа – группа контроля;
5 группа – неполная коррекция.
Ниже приведена диаграмма (рис. 1), из которой видно, что значительная группа пришедших на прием с разными видами аметропий – это или отсутствие коррекции, или неполная коррекция. Очень мало детей с полноценной коррекцией, еще меньше с избыточной коррекцией.
Рис. 1. Варианты коррекции
Такое распределение объясняется, в первую очередь, тактикой детских окулистов при выявлении миопии слабой и средней степени у детей. Ниже приводится диаграмма о возрастном распределении детей с отсутствием коррекции (рис. 2). Из диаграммы видно, что чаще остаются без коррекции дети от 11 до 15 лет (40 человек). Меньше группа детей в возрасте 5-10 лет (29 человек).
В процентном соотношении к общему числу обратившихся на прием это составляет: по первой группе (5-10 лет) – 16,5%, по второй группе (11-15 лет) – 22.8%. Мы видим, что 39,3% от всех обратившихся детей не имели никакой коррекции зрения.
На рис. 3 показано распределение всех обратившихся на прием и прошедших обследование детей по возрастным группам. И здесь подавляющее большинство детей в средней и младшей возрастных группах. Это может говорить о слабой профилактической работе, резко выросших зрительных нагрузках и недостаточном выявлении детей с аметропиями в школе и детских садах.
Рис. 2. Распределение по возрастным группам детей без коррекции
Рис. 3. Распределение всех обратившихся по возрасту
Обращает на себя внимание неполное или отсутствие коррекции астигматизма в раннем и среднем детском возрасте у 65 человек (37% от общего количества обратившихся).
Вывод: необходимо отработать новые тактические подходы в более ранней диагностике и полноценной коррекции любой аметропии в младшей и средней возрастной группе. Усилить разъяснительную работу среди родителей и детей, в т.ч. через средства массовой информации, о необходимости ранней и полноценной коррекции зрения. О необходимости регулярного профилактического наблюдения и лечения у офтальмологов для своевременного выявления аметропий.