Главная
АИ #49 (76)
Статьи журнала АИ #49 (76)
Недостаточная привычная коррекция зрения

Недостаточная привычная коррекция зрения

Рубрика

Медицина, фармация

Ключевые слова

рефракция
недостаточная коррекция
миопия
очковая коррекция
контактные линзы
полная коррекция

Аннотация статьи

Близорукость является распространенным глазным заболеванием. Распространенность миопии быстро растет во всем мире. Предполагается, что около половины населения – миопы. К 2050 году население может быть близоруким, из них около 10% будут пациенты с миопией высокой степени, именно осложненной миопией. Считается, что распространенность и прогрессия миопии у детей связана с изменениями в повседневной визуальной среде. Поэтому усилия по контролю прогрессирования миопии и профилактика близорукости стали международным приоритетом общественного здравоохранения. Одной из важных проблем стабилизации миопии в РФ является поздняя диагностика (позднее обращение), недостаточная коррекция рефракционных нарушений и даже полное ее отсутствие.

Текст статьи

Близорукость является распространенным глазным заболеванием, которое обычно включает увеличение осевой длины глаза. Близорукость более 6,00 диоптрий связана с более высоким риском развития заболеваний глаз. Распространенность миопии быстро растет во всем мире. В настоящее время один из четырех взрослых в России и каждый третий в Соединенных Штатах близорукий [1, c.35; 10, с.20].

27-37% студентов в России, а в некоторых азиатских странах от 60 до 80% молодых людей, страдают миопией. По некоторым данным предполагается, что около половины населения – миопы. К 2050 году население может быть близоруким, из них около 10% будут пациенты с миопией высокой степени, именно осложненной миопией [7, с.23]. Считается, что распространенность и прогрессия миопии у детей связана с изменениями в повседневной визуальной среде. Поэтому усилия по контролю прогрессирования миопии и профилактика близорукости стали международным приоритетом общественного здравоохранения [5, с. 688; 6, с.313].

Одной из важных проблем стабилизации миопии в РФ является поздняя диагностика (позднее обращение), недостаточная коррекция рефракционных нарушений и даже полное ее отсутствие. Ухудшение зрения в детстве имеет пожизненный характер последствий как для ребенка, так и для его семьи. Это оказывает влияние на развитие ребенка, его образование и навыки, требует опеки семьи и специалистов [3, с.205; 4, с.240]. Низкое зрение формирует взрослого из ребенка, затрагивая его возможности и социальные перспективы. Хотя слабовидение у детей встречается реже, чем во взрослом возрасте, количество «слепых лет», пережитых этими детьми в их жизни, имеют определенное значение.

Нет никаких крупных национальных и мировых исследований по распространенности снижения зрения и качества жизни у детей [9, с.72].

Важно понимать, что влияние ухудшение качества зрения в детстве отлично от влияния ухудшения качества зрения во взрослом возрасте. Оно отличается не только возрастом возникновения и причинами ухудшения, но, что еще более важно, сроками пожизненной нетрудоспособности, Дети с плохим зрением не могут считаться «уменьшенными» взрослыми, и, поэтому, результаты исследований снижения качества жизни у взрослых не могут быть в полной мере перенесены на детей. Было подсчитано, что 80% образования обеспечивает зрение. Большинство детей с низким зрением в Британии получают образование вместе с нормально видящими сверстниками и являются неотъемлемыми членами общества. Вот почему важно оценить качество зрения и жизни, по сравнению с нормально видящими сверстниками [9, с.72].

В последнее время произошли некоторые изменения в области дизайна некоторых вопросников качества зрения у детей: LVP-FVQ и CVFQ были неуместны для использования в этом исследовании. LVP-FVQ был разработан в Индии как инструмент скрининга в развивающихся странах, поэтому специфика вопросов для этих культурных групп затрудняла его использование в Западной популяции. CVFQ был разработан для использования у детей от 7 лет и старше, а также демонстрировал значимые различия у детей с разным уровнем плохого зрения [10, с.20]. Дети участвовали в настоящем исследовании в возрасте от 3 до 16. Единственное первое исследование детей с низкой остротой зрения в Британии включало 2 вопроса: 1. Существует ли какие-либо демографические или клинические факторы, которые могут быть использованы как предикторы ухудшения зрения; 2. Существует ли статистическая разница в качестве жизни у детей с низким зрением по сравнению с возрастной группой сравнения. Таким образом, большинство вопросов по анализу остроты зрения, ее коррекции и навыкам остались открытыми. В этой связи самой полной представляется анкета (табл.) [10, с.20; 9, с.72].

Таблица

Анкетирование пациентов с аметропией

Вопрос

До коррекции

После коррекции

1

Как уверенно ориентируетесь рядом с домом?

 

 

2

Сложно спуститься по лестнице или сойти с тропинки?

 

 

3

Уверены ли, что доберетесь до школы?

 

 

4

Уверены, что сможете пользоваться общественным транспортом (например, автобусами, поездами, паромами) самостоятельно?

 

 

5

Уверены в том, что сможете увидеть и различить то, чего не знаете?

 

 

6

Уверены ли, что сможете безопасно перемещаться в незнакомых местах днем?

 

 

7

Уверены ли, что можете безопасно перемещаться в незнакомых местах в ночное время?

 

 

8

Можете ли найти и увидеть друзей на детской площадке во время обеда или игр?

 

 

9

Когда находитесь в комнате, можете ли узнать людей, которых вы знаете, до того, как они заговорят с вами?

 

 

10

Можете ли принимать участие в играх с друзьями или заниматься спортом комфортно?

 

 

11

Есть ли возможность заниматься активной деятельностью помимо спорта (например, посещать социальные группы)?

 

 

12

Ваше зрение мешает делать то, что вы хотите делать?

 

 

13

Помогают ли другие студенты / школьники, когда вы просите их о помощи?

 

 

14

Зовут ли вас присоединиться к ним другие студенты / школьники?

 

 

15

Вам трудно присоединиться к другим студентам / школьникам?

 

 

16

Часто расстраиваетесь из-за своего плохого зрения?

 

 

17

Как часто расстраиваетесь из-за меньшего объема информации, полученной вами?

 

 

18

Понимают ли другие студенты / ученики ваши особые потребности?

 

 

19

Понимают ли ваши учителя ваши особые потребности?

 

 

20

Можете ли в классе получить ту же информацию, что и другие ученики?

 

 

21

Получаете ли всю информацию одновременно и качественно с другими студентами / школьниками?

 

 

22

Достаточно ли времени в школе / др. учебном заведении, чтобы выполнить задание учителя?

 

 

23

Когда находитесь в классе, уверены ли вы, что сможете попросить о помощи, которая вам нужна?

 

 

24

Все студенты / школьники готовы помочь вам?

 

 

25

Когда получаете помощь от друзей, в полном объеме вы ее получите?

 

 

26

Когда просите о помощи, понимают ли люди, какой объем помощи вам нужно?

 

 

27

Люди говорят, что вам нельзя делать то, что хотите?

 

 

28

Люди мешают делать то, что вы хотите?

 

 

Варианты ответов на вопросы:

5 – «Всегда»

4 – «Почти всегда»

3 – «Иногда»

2 – «Почти никогда»

1 – «Никогда»

Проводится обследование и анкетирование детей в возрасте от 5 до 18 лет, обратившихся в «Кабинет доктора Сорокина». Выясняются сроки обращения к врачу и начало ухудшения зрения, варианты предшествующей коррекции зрения (если таковая была). Проводится полное офтальмологическое обследование [6, с.313].

  1. Определение относительной, абсолютной остроты зрения и остроты зрения с привычной коррекцией;
  2. КСП;
  3. Рефрактометрия без мидриаза (мидриазом), ретиноскопия;
  4. Кератометрия, кератотопография;
  5. Биометрия;
  6. Биомикроскопия с асферической линзой;
  7. Прямая и непрямая офтальмоскопия;
  8. Оптическая когерентная томография – ангиография;
  9. Оптическая коррекция полная, переносимая очковая, контактная коррекция зрения (сферичные, астигматические, де-фокусные и ОРТ линзы).

Проводится анкетирование качества зрения до коррекции и после разных вариантов коррекции [8]. На данном этапе получены обратно и обработаны только 89 анкет детей. Задержки возврата анкет связаны с разными датами контрольных осмотров.

На данном этапе обследовано 175 детей в возрасте от 5 до 18 лет разного пола. Все разделены на 5 групп [7, с.23]:

1 группа – отсутствие коррекции;

2 группа – полная коррекция;

3 группа – избыточная коррекция;

4 группа – группа контроля;

5 группа – неполная коррекция.

Ниже приведена диаграмма (рис. 1), из которой видно, что значительная группа пришедших на прием с разными видами аметропий – это или отсутствие коррекции, или неполная коррекция. Очень мало детей с полноценной коррекцией, еще меньше с избыточной коррекцией.

Рис. 1. Варианты коррекции

Такое распределение объясняется, в первую очередь, тактикой детских окулистов при выявлении миопии слабой и средней степени у детей. Ниже приводится диаграмма о возрастном распределении детей с отсутствием коррекции (рис. 2). Из диаграммы видно, что чаще остаются без коррекции дети от 11 до 15 лет (40 человек). Меньше группа детей в возрасте 5-10 лет (29 человек).

В процентном соотношении к общему числу обратившихся на прием это составляет: по первой группе (5-10 лет) – 16,5%, по второй группе (11-15 лет) – 22.8%. Мы видим, что 39,3% от всех обратившихся детей не имели никакой коррекции зрения.

На рис. 3 показано распределение всех обратившихся на прием и прошедших обследование детей по возрастным группам. И здесь подавляющее большинство детей в средней и младшей возрастных группах. Это может говорить о слабой профилактической работе, резко выросших зрительных нагрузках и недостаточном выявлении детей с аметропиями в школе и детских садах.

Рис. 2. Распределение по возрастным группам детей без коррекции

Рис. 3. Распределение всех обратившихся по возрасту

Обращает на себя внимание неполное или отсутствие коррекции астигматизма в раннем и среднем детском возрасте у 65 человек (37% от общего количества обратившихся).

Вывод: необходимо отработать новые тактические подходы в более ранней диагностике и полноценной коррекции любой аметропии в младшей и средней возрастной группе. Усилить разъяснительную работу среди родителей и детей, в т.ч. через средства массовой информации, о необходимости ранней и полноценной коррекции зрения. О необходимости регулярного профилактического наблюдения и лечения у офтальмологов для своевременного выявления аметропий.

Список литературы

  1. Розенблюм Ю.3. Оптометрия / Ю.3. Розенблюм. СПб.: Гиппократ, 1996. 247 с. Современная оптометрия №9, 2011г, научно-практический журнал для офтальмологов и оптометристов, С. 35-44.
  2. Аветисов С.А., Егорова Г.Б., Бородина Н.В. Вестник офтальмологии. 2004. - №5. - С.51-54.
  3. Мягков А.В., Парфенова Н. П., Демина Е. И. Руководство по медицинской оптике. Ч. 1. Основы оптометрии. – М.: Апрель, 2016. - 205с.
  4. Офтальмология: учебник / ред. Е.А. Егоров. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - 240с.
  5. Современная офтальмология: руководство/ ред. В.Ф. Даниличев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; СПб, 2009. – 688с.
  6. Ян Ю.Ф., Коул MD. Тестирование остроты зрения в школах: что нужно делать. BMJ. 1996; 313: 1053
  7. Коллиер Дж., Маккинли Д., Филлипс Д. Нормативные значения для общего показателя качества жизни детей (GCQ) из большой школьной выборки. Qual Life Res. 2000; 9: 617–23.
  8. Frost N.A., Sparrow J.M., Durant J.S., Donovan J.L., Peters T.J., Brookes S.T. Разработка анкеты для измерения качества жизни, связанного со зрением. Ophthalmic Epidemiol. 1998; 5: 185–210.
  9. Фелиус Дж., Стаджер Д.Р., старший, Берри П.М., Фосетт С.Л., Стаджер Д.Р., младший, Саломао С.Р. и др. Разработка инструмента для оценки качества жизни детей раннего возраста, связанного со зрением. Am J Ophthalmol. 2004; 138: 362–72.
  10. Cochrane G, Lamoureux E, Keeffe J. Определение содержания нового вопросника по качеству жизни для учащихся со слабым зрением (Влияние ухудшения зрения на детей: IVI_C). Эпидемиол. Офтальмологии. 2008; 15: 114–20.

Поделиться

871

Сорокин В. В. Недостаточная привычная коррекция зрения // Актуальные исследования. 2021. №49 (76). С. 45-50. URL: https://apni.ru/article/3370-nedostatochnaya-privichnaya-korrektsiya-zren

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января