Роль личностно-центрированного подхода к ресоциализации подростков с девиантным и аддиктивным поведением

В настоящее время наблюдается отрыв социального воспитания от обучения. Социальное воспитание лишь сопутствует образовательному процессу, играя второстепенную роль, в силу чего имеет место недостаточный уровень подготовленности педагогов к работе с девиантными подростками. Все это не отвечает вызовам времени и, как следствие, снижает эффективность ресоциализации подростков с девиантным и аддиктивным поведением, что и обусловило актуальность данной статьи. В статье рассматриваются следующие вопросы: важность ресоциализации подростков с девиантным и аддиктивным поведением; использование личностно-центрированного подхода в данном процессе; важнейшие составляющие личностно-центрированного подхода; актуальность психолого-педагогической поддержки педагога при ресоциализации подростков.

Аннотация статьи
ресоциализация подростков
личностно-центрированный подход
девиантное и аддиктивное поведение
психолого-педагогическая поддержка
жизненное самоопределение
личностная позиция
внутренняя мотивация
Ключевые слова

В настоящее время наряду с различными социально-экономическими изменениями в российском обществе можно наблюдать следующие негативные тенденции: увеличение числа семей «группы риска»; рост беспризорности детей; вступление подростков в неформальные группы асоциальной направленности; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; усиление общей бездуховности; плотность миграции; контрастность уровней жизни и т.д. [3]. В этой связи, остро встает вопрос о поиске эффективных способов предупреждения девиантного и аддиктивного поведения несовершеннолетних. К этому побуждает, в частности, доступность всевозможных психоактивных веществ, что вызывает у общества естественную тревогу, особенно на фоне разрушения связей подростка с семьей и позитивно значимыми группами, а также определенная романтизация асоциального поведения среди молодежи. Таким образом, ресоциализация подростков с девиантным и аддиктивным поведением предполагает, что данный процесс должен основываться на понимании взаимосвязи естественного и социального становления личности подростка, у которого необходимо формировать собственную ответственность за развитие самого себя. В данном случае ресоциализация девиантных подростков становится важнейшим условием их благополучия и гармоничного развития. Действительность такова, что проблема ресоциализации подростков в большей степени обусловлена их асоциальным поведением, что ведет обычно к противопоставлению «хороших» и «плохих» молодежных групп. В этом и заключается важность ресоциализации подростков, что требует грамотной коррекционной работы, которая могла бы снизить риски социальной дезадаптации несовершеннолетних [2]. Сюда можно включить и профилактическую работу с таким детьми, поскольку их девиантное и аддиктивное поведение определенным образом откланяется от социальных норм, что часто приобретает среди них или социально пассивное, или агрессивное направление. Например, в социально пассивном подростке можно наблюдать его неготовность решать личные и иные проблемы; он склонен к уклонению от учебы, от работы по дому и т.д. Агрессивно направленный подросток часто на фоне пьянства и токсикомании проявляет себя в поступках, направленных против окружающих, например, в беспричинном вступлении с ними в конфликт. Важность ресоциализации таких подростков заключается в том, что данный процесс должен способствовать расширению их социальной позиции с точки зрения их готовности не только к адекватному восприятию окружающего мира, но и решению возникающих перед ними жизненных проблем [5]. В задачу педагога здесь входит своевременное развитие у подростка устойчивости к негативным социальным воздействиям. Ресоциализация и направлена на сохранение у подростка его положительных качеств и на формирование у него способности к самоопределению в своей жизнедеятельности, принятой социумом. Отсюда, ресоциализация способствует предотвращению дальнейших нарушений собственно процесса социализации, когда у подростка наблюдается такая форма дезадаптации, как невозможность самореализации в намеченной позитивной деятельности. К ресоциализации таких подростков приходится прибегать тогда, когда они в силу различных причин не могут приспособиться к окружающей их среде (например, несовершеннолетние с дефектами речи или с психическими отклонениями); когда подростки, даже не имея нарушений в механизмах адаптации, тем не менее, не усваивают социально значимые установки и ценности; когда для подростков становятся привлекательными негативные роли и стереотипы поведения, что, естественно, и приводит к деформации социальных связей [1]. Сюда мы относим и аддиктивное поведение подростка, которое представляет собой его пристрастие к чему-либо.

В этой связи, исходя из необходимости обращения к процессу ресоциализации подростков, педагогу приходится постоянно ориентироваться на личностный рост подростка, поскольку только в ходе саморазвития его личности возможно раскрытие его потенциала с точки зрения социального становления и жизненного самоопределения. Для этого педагогу важно знать внутренние устремления и мотивы подростка, чтобы оказать ему действенную помощь. Для формирования у подростка положительной внутренней мотивации педагог помогает ему осознать суть его проблемы и совместно с ним попытаться найти способы выхода из трудной ситуации, всячески стараясь проявлять внимательное отношение к интересам подростка на протяжении всего времени взаимодействия с ним. Главное, чтобы педагог при организации работы с подростком соблюдал такт и конфиденциальность, что упраздняет все помехи в ходе его ресоциализации. Расширяя социально-ролевое пространство подростка, педагог демонстрирует свою позицию по отношению к нему, прежде всего, как к человеку, который случайно оказался в нежелательных условиях и которому крайне нужна помощь со стороны взрослых. Педагог всем своим видом и всеми своими действиями должен дать понять подростку, что тот не является ни неудачником, ни социальным инвалидом, а тем человеком, который пытается выбраться из трудной жизненной ситуации. В этом и заключается суть личностно-центрированного подхода, когда педагог через личностную позицию подростка пытается отвлечь его от того или иного вида зависимости, т.е. уменьшить степень его аддиктивного поведения и развить в нем целеустремленность и настойчивость, повышая, тем самым, его самодостаточность [6]. Здесь большую роль играет психолого-педагогическая поддержка педагога, когда он, преодолевая незрелость личностного самоопределения подростка, пытается развить в нем способность к внутреннему диалогу, для которого при его ограниченности саморегуляции поведения требуется изменение сознания в сторону разрешения внутренних конфликтов, связанных с изменившейся системой его мотиваций по улучшению своей жизни «здесь и сейчас». Используемый педагогом личностно-центрированный подход к ресоциализации подростков с девиантным и аддиктивным поведением направлен на то, чтобы довести до сознания подростка сущность его личностной несостоятельности, которая является следствием его негативного поведения. Использование педагогом данного подхода на основе диалога и сотрудничества способствует прерыванию у подростка его хронической неудовлетворенности жизнью, а отсюда - неуверенности в себе. Своим искренним участием в судьбе несовершеннолетнего педагог пытается вернуть его уверенность в собственных силах и уважение к самому себе. Таким образом, в основу личностно-центрированного подхода заложена психолого-педагогическая поддержка подростку в осознании себя личностью; в расширении его самосознания; в подведении его к самоопределению в общественно-приемлемых видах деятельности; в раскрытии его возможностей к творчеству и сознательной активности [7]. На основе личностно-центрированного подхода педагог культивирует у подростка стремление к самореализации, помогая ему понять, что намного интереснее жить в реальном мире, чем в мире иллюзорных идей; данный подход способствует повышению самооценки подростка в понимании им своих сильных и слабых сторон. Для этого в задачу педагога при ресоциализации подростков с девиантным и аддиктивным поведением входит проведение мониторинга поведения и развития ценностных ориентаций у подростков; развитие у несовершеннолетних адекватных представлений о себе и мире; проведение коррекционных занятий с целью создания комплексного психологического влияния на подростков и т.д. [9].

Добавим сюда также и такой важный аспект, как исправление в рамках этого влияния личностных деформаций подростка, который подвергается деструктивному психологическому воздействию со стороны асоциальных лиц. Здесь имеет место проявление трех сторон личностно-центрированного подхода: ценностной, информационной и поведенческой. Так, у подростка вначале формируются основные общечеловеческие ценности (толерантность, эмпатия, справедливость, доброта, чувство долга и т.д.). Затем в рамках различных мероприятий у подростка расширяется кругозор в отношении всевозможных полезных сфер социальной жизни. Далее на этой основе педагог использует активные формы и методы социализации (беседа, дискуссия, семинар, дебаты, решение проблемных ситуаций, ролевые игры, социально значимые проекты, участие в улучшении окружающего социума, сотрудничество со сверстниками и с учителями, участие в развитии школьного самоуправления и т.д.), широко представленные сегодня в практике школы. Эти формы и методы направлены на содействие подростку в его рефлексии собственного поведения; в определении им своей мотивации и направленности действий; на развитие у него умения анализировать, контролировать и регулировать свои поступки; в помощи ему преодолевать возникшие трудные жизненные ситуации и т.д. [4]. В этой связи, на основе личностно-центрированного подхода педагог пытается прогнозировать качественную ресоциализацию подростка, для чего выстраивается система новых контактов для несовершеннолетнего, включая позитивные социальные группы, внутри которых оптимизируются последствия негативного опыта его общения с асоциальным окружением. При этом, педагогу целесообразно опираться на такие принципы психолого-педагогического сопровождения, как приоритет интересов подростка; рекомендательный характер советов педагога; непрерывность сопровождения, а также использование в ходе его комплексности и междисциплинарности. Важнейшим посылом, как считают многие исследователи, является то, что вектор ресоциализации должен строиться не от прилаживания процесса социализации к подростку, а от самого подростка к определению к нему педагогических воздейст­вий, способствующих его развитию и становлению [8]. На это, собственно, и должен быть нацелен личностно-центрированный подход при ресоциализации подростков с девиантным и аддиктивным поведением.

В заключение отметим, что осознание факта отклонений подростков должно постоянно побуждать общество к необходимости постоянной борьбы с различными формами социальной патологии. А сам социальный контроль в лице семьи, школы и общественных организаций с точки зрения социологического смысла надо понимать как совокупность средств и методов воздействия на нежелательные формы поведения несовершеннолетних с целью реальной минимизации данной тенденции.

Текст статьи
  1. Алмазов Б.Н., Грищенко, JI.A. Психология отклоняющего поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. -Свердловск, 1987. - 353 с.
  2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352 с.
  3. Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющего) поведения: учеб. пособие. - СПб., 1993.-408 с.
  4. Гонеев А.Д., Годовникова Л.B. Работа учителя с трудными подростками. -М.: Academia. 2008.-237с.
  5. Горшкова Е.А. Помощь «трудным» детям – Спб.: Речь, 2013. – 47 с.
  6. Еременко В.В. Транскультурные особенности самосознания личности с аддиктивным поведением в подростково-юношеском возрасте: автореф. дисс... канд. психол. наук. – М., 2007. – 30 с.
  7. Клейберг Ю.А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами сопровождения учебно-воспитательного процесса. – М.: Сфера, 2013. - 198 с.
  8. Наилова, М.Л. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
  9. Райфшнайдер Т.Ю. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе. – М.: РУДН-ЮНЕСКО, 2014. - 108с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября