научный журнал «Актуальные исследования» #49 (76), декабрь '21

Педагогические условия организации методической работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду

Данная статья несет в себе задачу показать, насколько важно патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте, ее актуальность на современном этапе развития общества. Проводя анализ понятия «патриотизм», было необходимо провести исторический анализ проблемы в трудах отечественных ученых. Исходя из этого, можно сделать выводы, что патриотическое воспитание включает в себя решение задач нравственного, трудового, умственного, эстетического, физического воспитания.

Аннотация статьи
патриотизм
патриотическое воспитание
культура
поколение
старшая группа
Ключевые слова

Идеи патриотического воспитания в дошкольном возрасте чрезвычайно актуальны в настоящее время, когда возрастают проявления бездуховности, безнравственности, непринятия родной культуры, Родины, сохранения и развитии национальных культур и языков, возрождения народных традиций, что в свою очередь приводит к потере целых поколений людей, оторванных от понятий «Родина» и «патриотизм». Поэтому в последнее время значительное место отводится вопросам воспитания патриотизма подрастающего поколения в системе образования.

Детская дошкольная образовательная организация может и должна осуществлять патриотическое воспитание через систему специально подобранных мероприятий и привлечение родителей дошкольников к участию в них. Потому что именно в дошкольном детстве происходят те бесценные личностные формирования, когда ребенок приобретает социально-личностные ориентиры для дальнейшей своей успешной социализации в обществе, что и поможет нам вырастить патриотически грамотную личность.

Объект исследования: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия организации методической работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем исследовать организацию методической работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ д/с «Сайзанак» с. Шекпээр, Барун-Хемчикского района Республики Тыва.

Задачами работы являются:

  1. Изучить понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
  2. Охарактеризовать формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Проанализировать программы дошкольного образования по патриотическому воспитанию.
  4. Выявить особенности организации методической работы по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения в МБДОУ д/с «Сайзанак».
  5. Разработать методические рекомендации для педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования: концепция патриотического воспитания РФ; исследования Э.К. Сусловой, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, М. Рубцовой, В.Г. Нечаевой по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, анализ противоречий в современном образовании и воспитании, моделирование, аналогия и обобщение; 
  • эмпирические: изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы.
  • интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в систематизации материала раскрывающие особенности организации методической работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста МБДОУ д/с «Сайзанак» с. Шекпээр, Барун-Хемчикского района Республики Тыва.

Теоретическая значимость заключается в научном осмыслении понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» детей дошкольного возраста, организации методической работы в дошкольной организации по патриотическому воспитанию.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно-методической литературы, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.
  2. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.
  3. Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
  4. Воспитание патриотических чувств пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре своей Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.
  5. Педагогическими условиями патриотического воспитания являются: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Текст статьи
  1. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // ПНиО. 2018. №5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-pedagogicheskie-usloviya-patrioticheskogo-vospitaniya-starshih-doshkolnikov
  2. Казаева Е.А. Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста // МНКО. 2014. №4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vospitaniya-patriotizma-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  3. Яковлева С.С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-polikulturnom-regione
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября