Идеи патриотического воспитания в дошкольном возрасте чрезвычайно актуальны в настоящее время, когда возрастают проявления бездуховности, безнравственности, непринятия родной культуры, Родины, сохранения и развитии национальных культур и языков, возрождения народных традиций, что в свою очередь приводит к потере целых поколений людей, оторванных от понятий «Родина» и «патриотизм». Поэтому в последнее время значительное место отводится вопросам воспитания патриотизма подрастающего поколения в системе образования.
Детская дошкольная образовательная организация может и должна осуществлять патриотическое воспитание через систему специально подобранных мероприятий и привлечение родителей дошкольников к участию в них. Потому что именно в дошкольном детстве происходят те бесценные личностные формирования, когда ребенок приобретает социально-личностные ориентиры для дальнейшей своей успешной социализации в обществе, что и поможет нам вырастить патриотически грамотную личность.
Объект исследования: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации методической работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем исследовать организацию методической работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ д/с «Сайзанак» с. Шекпээр, Барун-Хемчикского района Республики Тыва.
Задачами работы являются:
- Изучить понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
- Охарактеризовать формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Проанализировать программы дошкольного образования по патриотическому воспитанию.
- Выявить особенности организации методической работы по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения в МБДОУ д/с «Сайзанак».
- Разработать методические рекомендации для педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования: концепция патриотического воспитания РФ; исследования Э.К. Сусловой, С.А. Козловой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, М. Рубцовой, В.Г. Нечаевой по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, анализ противоречий в современном образовании и воспитании, моделирование, аналогия и обобщение;
- эмпирические: изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы.
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в систематизации материала раскрывающие особенности организации методической работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста МБДОУ д/с «Сайзанак» с. Шекпээр, Барун-Хемчикского района Республики Тыва.
Теоретическая значимость заключается в научном осмыслении понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» детей дошкольного возраста, организации методической работы в дошкольной организации по патриотическому воспитанию.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно-методической литературы, мы можем сделать следующие выводы:
- Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.
- Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.
- Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
- Воспитание патриотических чувств пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре своей Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.
- Педагогическими условиями патриотического воспитания являются: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.