Новеллы в правовом регулировании и реализации процедуры оказания услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В статье рассматриваются и обобщаются последние изменения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Делается вывод о том, что действующее на сегодняшний день законодательство не в полной мере соответствует требованиям, которые необходимы для нормального осуществления деятельности в рассматриваемой области.

Аннотация статьи
индивидуальный предприниматель
государственная регистрация
единый реестр
приказ ФНС
юридическое лицо
Ключевые слова

Процедуры оформления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включают общественные отношения, в которых принимают непосредственное участие, с одной стороны, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и их представители, имеющие для этого определенные должностные полномочия, с другой стороны – граждане РФ, иностранные граждане, апатриды, общественные объединения, предприятия, учреждения и иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

По сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, число зарегистрированных юридических лиц в Приволжском федеральном округе по состоянию на 10 октября 2021 г. Составляет 405215, а индивидуальных предпринимателей – 607712 [1, c 12].

Вследствие оказания государственной услуги регистрации юридических лиц может быть: либо принятие решения о государственной регистрации, либо отказ в государственной регистрации.

В конце 2019 года законодательство о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополняется все новыми изменениями.

Так, с 25.11.2020 вступили в силу новые формы заявлений о регистрации субъектов предпринимательской деятельности и требования к их заполнению [2, c.145]. При регистрации до 24 ноября 2020 года включительно использовались формы заявлений, утвержденные приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25.

В создании последних форм заявлений ФНС приняла в расчет те изменения, которые произошли в законодательстве за последние 5 лет. Поэтому в формах, которые действуют сейчас отражаются сведения о:

  • типовом уставе ООО;
  • электронной почте юридического лица и индивидуального предпринимателя;
  • наличии корпоративного договора;
  • единственном акционере общества.

Также дополнены формы заявлений для внесения сведений о наименовании юридического лица на языках народов РФ и иностранном языке. Теперь в них также можно внести информацию о том, действуют ли несколько лиц, которым предоставлено право выступать от имени компании, совместно или раздельно друг от друга.

Кроме всего вышеперечисленного, с 25 ноября 2020 года вступили в силу правила направления электронных документов для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также требования к их формированию [3, c 57]

Следует отметить, что установлен определенный перечень документов, с помощью которого участники электронного взаимодействия обмениваются важными данными: это документы для госрегистрации и документы, которые выдают по ее результатам.

Также правила устанавливают способы их направления в налоговые органы:

  • через сервис на сайте ФНС «Государственная регистрация ЮЛ и ИП» (при помощи сайта Госуслуг);
  • с помощью электронного взаимодействия между ведомствами (СМЭВ).

Теперь обозначены и способы получения обратной связи:

  • по адресу электронной почты, указанному заявителем или нотариусом;
  • через СМЭВ – при взаимодействии с МФЦ («Мои документы»).

Электронные документы для гос. регистрации необходимо формировать с учетом требований к форматам файлов.

Так, можно использовать форматы tif и pdf. Документы необходимо подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, нотариуса или работника МФЦ. Сформированные файлы направляют в налоговый орган для принятия решения о государственной регистрации.

Федеральная Налоговая Служба считает, что такие улучшения позволяют оптимизировать порядок обмена документами между регистрирующим налоговым органом и другими участниками электронного взаимодействия – уполномоченными заявителями, нотариусами и МФЦ.

С 25 августа 2021 года изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ упростили процедуру подачи документов в налоговую на государственную регистрацию создания бизнеса – организации, ИП [4, c 63].

С помощью этих поправок был адаптирован процесс подачи документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь ни заявителю, ни его уполномоченному лицу нет необходимости самостоятельно передавать документы в регистрирующий налоговый орган для регистрации своего коммерческого дела. Эта функция возложена на нотариуса.

С 25.08.2021 нотариус, подтвердивший подлинность подписи заявителя на заявлении о регистрации, должен самостоятельно направить данное заявление и другие прилагающиеся документы в регистрирующий орган в рамках одного нотариального действия в тот же день. В других случаях представление документов в регистрирующий налоговый орган нотариусом возможно по просьбе заявителя.

Это новшество направлено на оптимизацию процедуры представления документов.

После подачи документов в регистрирующий орган начинается вторая стадия государственной регистрации – принятие регистрирующим органом решения о государственной регистрации.

Следует отметить, что может быть дан отказ ФНС в регистрации. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Так, в ст. 23 Федерального закона № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» имеются основания по причине которых может состояться отказ в государственной регистрации.

Неблагоприятное решение в сторону заявителей может быть вынесено из подп. «а» п. 1 что имеет связь с недостаточностью предоставления необходимых документов. Применительно позиции с точки зрения правовой сферы, которая изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г. № 7075/11, документы, нужные для государственной регистрации, должным образом обязаны соответствовать требованиям закона, содержать точную информацию, так как являются неотъемлемой частью государственных реестров. Из этого можно сделать вывод, что при предоставлении документов самим заявителем, содержание которых неточное, рассматриваются как не предоставление их в регистрирующий орган документов, как содержащих необходимые сведения, а компетенцию налогового органа на время государственной регистрации о недостоверности сведений, указанных в соответствующих документах, что служит основанием для отказа в регистрации на основании подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129 ФЗ.

Федеральным законом № 129 ФЗ принят подп. «р», в связи с которым отказ в регистрации может быть допущен при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о неточности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах информации, которые предусмотрены подп. «в» п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.

К тому же в Концепции совершенствования гражданского законодательства твердо планируется внести кардинальные изменения в один из институтов – правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц, для чего рекомендовано применить меры, одной из которых является установление обязательной юридической экспертизы содержания учредительных документов на предмет соответствия законодательству и достоверности данных, представляемых на государственную регистрацию. В список причин для отказа в регистрации предлагается включить такое основание, как предоставление документов с недостоверными сведениями.

Есть предположение, что при введении таких положений приведет к уменьшению числа незаконных отказов, так как по факту на данный момент регистрирующий орган уже отказывает на основании предоставления документов с неточными сведениями.

Все изложенное выше говорит о том, что необходимо ужесточить контроль государства за регистрацией и деятельностью юридических лиц. При всем при этом, контролировать необходимо именно органы, которые несут ответственность за их регистрацию, дабы избежать свободного толкования требований законодательства в каждом отдельном регионе Российской Федерации. Действующее на сегодняшний день законодательство не в полной мере соответствует требованиям, необходимым для осуществления деятельности в рассматриваемой сфере. В этой связи необходима конкретизация процесса регистрации юридического лица, что в дальнейшем приведет к уменьшению судебных разбирательств.

Текст статьи
  1. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов среднего и малого предпринимательства. https://ofd.nalog.ru/statistics.html
  2. Приказ ФНС от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617.
  3. Приказ ФНС от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743.
  4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 129 // Собр. законодательства РФ. – 2001. – № 33 (ч. 1). – Ст. 3431.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня