Рассматривая систему государственного регулирования рынка труда, необходимо обозначить теоретическую составляющую данного понятия. Основной задачей данного исследования является: формирование общего представления о деятельности государства в сфере рыночных отношений и рыночной экономики.
Рынок труда представляет собой специфические экономические отношения, которые складываются относительно факта осуществления продажи или покупки рабочей силы.
Субъектами рынка и рыночных отношений выступают: государство, домашние хозяйства и предприниматели. По моему мнению, основная отличительная особенность функционирования рынка труда заключается в стремлении к совершенной конкуренции. Данное стремление можно с уверенностью считать несовершенным, потому что рынок труда особо подвержен влиянию несовершенной конкуренции, а также между спросом и конкуренцией существует дисбаланс [3, с 495-501].
В современных условиях, обеспеченность рабочей силой производства и высокий уровень занятости населения являются приоритетными задачами социально-экономической политики государства, государственное вмешательство в рыночные отношения обусловлено несовершенством рынка труда, нестабильной экономической ситуацией, ростом безработицы и снижением уровня занятости населения. Актуальность данной работы обусловлена именно этим аспектом.
Государственное регулирование рынка позволяет органам государственной власти на разных уровнях активно влиять на функционирования структуры рынка в целом, оказывать определенное влияние на развитие и деятельность производств товаров и услуг.
На мой взгляд, осуществление данных функций – «ключ» государственных и муниципальных органов к организации и регулированию внутренней экономики страны, различных социально-политических процессов и социальных проблем.
Государственное регулирование рынка труда ставит перед собой основную цель – стабилизацию рыночных отношений. Основные направления и цели государственного рынка труда представлены ниже на рисунке.
Рис. Цели и направления государственного рынка труда
Для осуществления представленных целей органы государственной власти используют следующие инструменты:
- Повсеместное осуществление государственного планирования с применением целевых установок
- Среднесрочное финансовое планирование, которое является основным инструментом регулирования
- Организация политики «согласования действий» между субъектами рынка труда
- Осуществление денежно-кредитной политики в государстве
Необходимо подчеркнуть, что данные инструменты, в осуществлении государственного регулирования рынка труда, применяются не только на территории Российской Федерации, но и в большинстве стран мира с развитой рыночной экономикой.
Помимо основных инструментов государственного регулирования рынка труда, эксперты выделяют также методы, посредством которых, государство прямым или косвенным способом воздействует на рыночные отношения [2, с. 2-3].
Важной проблемой в рыночной экономике сегодня является – возрастающий уровень безработицы, согласно изученным данным, можно сделать вывод, что подавляющее большинство методов и инструментов направлены в первую очередь на ее устранение и повышение занятости населения. На сегодняшний день данная проблема приобретает особую актуальность, в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Практика реализации программ и методов, направленных на снижение уровня безработицы, действует в каждом развитом государстве, и оказывает положительное воздействие не только на развитие и поддержание внутренней экономики, а также на решение вытекающих социальных и политических проблем. Таким образом, можно говорить о том, что благодаря государственному регулированию рынка труда формируется утвердительный имидж государства и на мировой арене.
Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании, или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах.
Косвенное воздействие на рынок труда заключается в изменении хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов. К данным методам воздействия можно отнести налоговую, кредитно-денежную политику, государственные закупки, политику в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда.
Тем не менее, стоит подчеркнуть, что данные методы и инструменты не всегда оказывают результативное воздействие на развитие и функционирование рынка труда, и рыночную экономику в целом. Некоторые из них обеспечивают развитие лишь «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и вытеснения работников в «неформальный» сектор, подпольные формы занятости. Подпольные фирмы и «неформальный сектор», на сегодняшний день, являются основной сферой занятости населения во многих странах [1, с. 61, 68].
Для того чтобы избежать «затухания» рыночной экономики и оказывать поддержку рынка труда по всем направлениям, многие государства формируют определенные программы, которые также являются способом регулирования и поддержания развития рынка труда. В данном ключе стоит обратить внимание на программы, которые действуют в Российской Федерации.
Следует выделить четыре основных направления программ государственного регулирования:
- Формирование и реализация программ по стимулированию роста занятости
- Реализация программ, направленных на подготовку и обучение кадрового состава и рабочей силы
- Реализация программ по содействию найма рабочей силы
- Реализация программ по социальному страхованию безработицы населения.
Следовательно, можно смело заявить о необходимости государственного регулирования, как рынка труда, так и рыночных отношений, ведь каждая из перечисленных программ, оказывает положительное влияние на снижение безработицы и повышение занятости населения. Ежегодное совершенствование перечисленных программ и их качественная реализация, может оказать положительное влияние на развитие всего государства.
Тем не менее, важно понимать, что каждая из них, довольно качественно закреплена на нормативно правовом уровне и декларирует юридически, важным фактом является ее качественное исполнение и интеграция в зависимости от территориальных и социальных особенностей стран и регионов.