научный журнал «Актуальные исследования» #49 (76), декабрь '21

Государственное регулирование рынка труда

В представленной статье рассматривается аспект государственного регулирования рынка труда, механизмы, методы и инструменты регулирования. Автором изучен вопрос реализации программы стимулирования занятости и способы сдерживания безработицы, предложены рекомендации по стабилизации развития рыночной экономики.

Аннотация статьи
государство
экономика
государственное регулирование
занятость
рынок труда
безработица
Ключевые слова

Рассматривая систему государственного регулирования рынка труда, необходимо обозначить теоретическую составляющую данного понятия. Основной задачей данного исследования является: формирование общего представления о деятельности государства в сфере рыночных отношений и рыночной экономики.

Рынок труда представляет собой специфические экономические отношения, которые складываются относительно факта осуществления продажи или покупки рабочей силы.

Субъектами рынка и рыночных отношений выступают: государство, домашние хозяйства и предприниматели. По моему мнению, основная отличительная особенность функционирования рынка труда заключается в стремлении к совершенной конкуренции. Данное стремление можно с уверенностью считать несовершенным, потому что рынок труда особо подвержен влиянию несовершенной конкуренции, а также между спросом и конкуренцией существует дисбаланс [3, с 495-501].

 В современных условиях, обеспеченность рабочей силой производства и высокий уровень занятости населения являются приоритетными задачами социально-экономической политики государства, государственное вмешательство в рыночные отношения обусловлено несовершенством рынка труда, нестабильной экономической ситуацией, ростом безработицы и снижением уровня занятости населения. Актуальность данной работы обусловлена именно этим аспектом.

Государственное регулирование рынка позволяет органам государственной власти на разных уровнях активно влиять на функционирования структуры рынка в целом, оказывать определенное влияние на развитие и деятельность производств товаров и услуг.

На мой взгляд, осуществление данных функций – «ключ» государственных и муниципальных органов к организации и регулированию внутренней экономики страны, различных социально-политических процессов и социальных проблем.

Государственное регулирование рынка труда ставит перед собой основную цель – стабилизацию рыночных отношений. Основные направления и цели государственного рынка труда представлены ниже на рисунке.

https://m.studref.com/htm/img/29/7293/22.png

Рис. Цели и направления государственного рынка труда

Для осуществления представленных целей органы государственной власти используют следующие инструменты:

  1. Повсеместное осуществление государственного планирования с применением целевых установок
  2. Среднесрочное финансовое планирование, которое является основным инструментом регулирования
  3. Организация политики «согласования действий» между субъектами рынка труда
  4. Осуществление денежно-кредитной политики в государстве

Необходимо подчеркнуть, что данные инструменты, в осуществлении государственного регулирования рынка труда, применяются не только на территории Российской Федерации, но и в большинстве стран мира с развитой рыночной экономикой.

Помимо основных инструментов государственного регулирования рынка труда, эксперты выделяют также методы, посредством которых, государство прямым или косвенным способом воздействует на рыночные отношения [2, с. 2-3].

Важной проблемой в рыночной экономике сегодня является – возрастающий уровень безработицы, согласно изученным данным, можно сделать вывод, что подавляющее большинство методов и инструментов направлены в первую очередь на ее устранение и повышение занятости населения. На сегодняшний день данная проблема приобретает особую актуальность, в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Практика реализации программ и методов, направленных на снижение уровня безработицы, действует в каждом развитом государстве, и оказывает положительное воздействие не только на развитие и поддержание внутренней экономики, а также на решение вытекающих социальных и политических проблем. Таким образом, можно говорить о том, что благодаря государственному регулированию рынка труда формируется утвердительный имидж государства и на мировой арене.

 Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании, или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах.

Косвенное воздействие на рынок труда заключается в изменении хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов. К данным методам воздействия можно отнести налоговую, кредитно-денежную политику, государственные закупки, политику в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда.

Тем не менее, стоит подчеркнуть, что данные методы и инструменты не всегда оказывают результативное воздействие на развитие и функционирование рынка труда, и рыночную экономику в целом. Некоторые из них обеспечивают развитие лишь «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и вытеснения работников в «неформальный» сектор, подпольные формы занятости. Подпольные фирмы и «неформальный сектор», на сегодняшний день, являются основной сферой занятости населения во многих странах [1, с. 61, 68].

Для того чтобы избежать «затухания» рыночной экономики и оказывать поддержку рынка труда по всем направлениям, многие государства формируют определенные программы, которые также являются способом регулирования и поддержания развития рынка труда. В данном ключе стоит обратить внимание на программы, которые действуют в Российской Федерации.

Следует выделить четыре основных направления программ государственного регулирования:

  1. Формирование и реализация программ по стимулированию роста занятости
  2. Реализация программ, направленных на подготовку и обучение кадрового состава и рабочей силы
  3. Реализация программ по содействию найма рабочей силы
  4. Реализация программ по социальному страхованию безработицы населения.

Следовательно, можно смело заявить о необходимости государственного регулирования, как рынка труда, так и рыночных отношений, ведь каждая из перечисленных программ, оказывает положительное влияние на снижение безработицы и повышение занятости населения. Ежегодное совершенствование перечисленных программ и их качественная реализация, может оказать положительное влияние на развитие всего государства.

Тем не менее, важно понимать, что каждая из них, довольно качественно закреплена на нормативно правовом уровне и декларирует юридически, важным фактом является ее качественное исполнение и интеграция в зависимости от территориальных и социальных особенностей стран и регионов.

Текст статьи
  1. Алонкина Л.И. Государственное регулирование занятости населения. Новое издание, 2018. C. 61-97.
  2. Вахтерова Е.О., Гоман И.В. Государственное регулирование рынка труда // Вестник СамГУ. 2019. №8 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-truda-1 (дата обращения: 02.12.2021).
  3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2020. С.495.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 августа по 12 августа
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 августа
Загрузка в eLibrary
16 августа
Рассылка печатных экземпляров
26 августа