Специфика речевой готовности к обучению в школе у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования речевой готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к школьному обучению.

Аннотация статьи
обучение грамоте
словарь
речевая готовность
грамматический строй
общее недоразвитие речи
Ключевые слова

Готовность к обучению в школе – новая ступень в развитии ребёнка. Данное понятие включает в себя: анатомо-физиологическую, психологическую, мотивационную, речевую готовность. Речевая готовность является значимой частью общей готовности к обучению в школе.

Формирование речевой готовности является главной задачей дошкольного образовательного учреждения при подготовке детей 5-7-ми лет к обучению. Ведь речь выполняет различные функции: она является средством общения и приобретения, закрепления знаний, становится существенным обстоятельством в развитии ребёнка.

Учителя-логопеды дошкольных образовательных учреждений отмечают, что растет количество детей с речевыми нарушениями. Основной диагноз у данных воспитанников – это общее недоразвитие речи (ОНР).

(ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [3].

Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Для детей с I уровнем речевого развития характерно отсутствия общеупотребительной речи. Второй уровень речевого развития характеризуется, как начатки общеупотребительной речи. Дети с III уровнем речевого развития имеют развернутую фразовую речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития [3, 5-7].

Для четвёртого уровня развития речи характерны остаточные проявления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы [5, 7].

Общаясь с детьми с общим недоразвитием речи, чаще всего обращаешь внимание на нарушение звукопроизношения. Как правило у воспитанников с ОНP нарушено несколько групп звуков: свистящие, шипящие, сонорные и др. Эти сложные в произношении звуки искажаются, пропускаются, заменяются, смешиваются и не дифференцированно произносятся.

Коррекция различных нарушений звукопроизношения – основная задача индивидуальной работы учителя-логопеда. Педагог работает над усвоением фонетической и фонематической систем языка посредствам отработки артикуляционных звуков и развивает умение различать звуки по их основным признакам.

Коррекция общего недоразвития речи невозможна без формирования словарного запаса и грамматического строя речи. Данный вопрос затрагивается в специальной литературе.

Исследования Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой показывают, что бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессии, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Отмечается задержка в формировании семантических полей [3].

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

По наблюдениям Н.С. Жуковой, среди признаков раннего речевого дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Отмечаются факты длительного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных [2].

Исследования В.К. Воробьевой и др. позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев [1].

Детям с общим недоразвитием речи, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма (так называемые дислексия и дисграфия).

Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимании прочитанного текста.

Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с ОНР является обучение грамоте. Т.А. Ткаченко считает, что ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чте­ния. Реализуется эта задача на занятиях указанного профиля [4].

Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети с ОНР не могут овладеть самостоятельной речью, с возрастом эти расхождения становятся всё более явными. Следовательно, речевая готовность к обучению в школе у данной группы детей без специального логопедического воздействия сформироваться не может. Коррекционное воздействие на несформированные стороны речи подготавливает необходимую основу для успешного обучения в школе детей с общим недоразвитием речи, а также предупреждает возможность возникновения специфических ошибок при письме и чтении ребёнка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными.

Текст статьи
  1. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьёва. – М.: АСТ, 2006.–158 с.
  2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с.
  3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методическое пособие / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина; Под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 286 с.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи 6 лет / Т.А. Ткаченко. – М.: «ГНОМ и Д», 2005. – 144 стр.
  5. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 1999. – 214 с.
  6. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.:1993.
  7. Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи // Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др.; автор- составитель Г.В. Чиркина – М.: «Просвещение», 2008. – 271с.
Список литературы