научный журнал «Актуальные исследования» #49 (76), декабрь '21

Зеленое финансирование как инструмент развития экономики

В данной статье анализируются множественные аспекты, связанные с зеленым финансированием. В рамках статьи зеленое финансирование рассматривается с позиции инструмента развития зеленой экономики РФ. Помимо этого, производится анализ текущих способов финансирования зеленой экономики, связанных с решением отмеченных проблем и противоречий, а также способов преодоления рисков частного финансирования. На основе проведенного анализа предложены некоторые меры, направленные на создание системы комплексного регулирования данных вопросов.

Аннотация статьи
риски
зеленая экономика
проблемы
устойчивое инвестирование
зеленые облигации
экология
Ключевые слова

На современном этапе особую значимость и актуальность в Российской Федерации занимают ESG-критерии (Environmental, Social, and Corporate Governance), нацеленные на экологизацию деятельности человека во всех аспектах экономического взаимодействия. Наряду с этим, основным инструментом поддержки ESG-проектов выступает зеленое устойчивое финансирование, параллельное развитие которого связано с ростом уровня социальной ответственности субъектов экономического взаимодействия, а также, в частности, ориентацией частных компаний на достижение трех основных аспектов деятельности, закладываемых в само понятие ESG – это экология, социум, а также управление. Вместе с тем, в современных условиях в Российской Федерации имеется ряд причин, которые тормозят развитие данных процессов, вступающих в противоречие с текущей ориентацией поставленных стратегических целей и задач экономики на устойчивое инновационное зеленое развитие и создающих почву для формирования мероприятий по улучшению процесса финансирования ESG-проектов. Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с зеленым устойчивым финансированием в современных реалиях имеет особую актуальность.

Цель данной статьи заключается в проведении теоретического анализа процесса зеленого финансирования, а также описании основных противоречий, существующих в Российской Федерации, которые связаны с данным направлением деятельности.

Говоря про ESG-критерии важно отметить характерные особенности данного понятия. Во-первых, как отмечалось выше, аббревиатура «ESG» закладывает в себя три основных понятия. Это E –экология, а именно все вопросы, связанные с воздействием деятельности человека (или конкретной компании) на экологию; S – социум или общество, - категория, затрагивающая ряд проблем, связанных с трудовой деятельностью человека, его безопасностью, а также социальным равенством всех людей вне зависимости от каких-либо признаков и т. д.; G – это управление (или корпоративное управление), включающее в себя все вопросы, касающиеся функционирования управленческого механизма в компаниях, например, связанного со структурой совета директоров, наличием корпоративных принципов и культуры, не идущих в разрез с ESG, соблюдением прав миноритарных акционеров и тому подобным.

В целом, важно отметить, что ESG-критерии являются следствием высокого развития общества, в рамках которого произошел переход от неограниченного потребления к разумному использованию. Конечно, вопросы экологии в данном случае главенствуют по сравнению с другими, поскольку именно такая направленность и соответствует ориентации современного общества на сохранение природы и бережливое отношение к потреблению ресурсов. В связи с этим, особую значимость приобретают возобновляемые источники их получения – зеленая энергетика, промышленность и т. д. [2].

Важно отметить, что ESG-критерии деятельности уже сегодня активно распространяются в западных странах, – именно они задают тенденции развития данного направления, формируя стратегически важные цели. Вместе с тем, участия одних европейских стран в контексте глобальной борьбы с современными проблемами недостаточно; как отмечают многие эксперты и аналитики, а также авторы как отечественных, так и зарубежных научных публикаций, - достижение ESG-критериев в действительно эффективных масштабах возможно только в случае содействия всех стран на мировой арене. Так, сегодня ESG-факторы – это основа деятельности многих зарубежных компаний [5].

Если говорить про Российскую Федерацию, то данные тенденции только в течение последних лет частично актуализировались среди некоторых групп частных инвесторов и агентств, которые анализируют ESG-критерии деятельности частных и государственных компаний. Хотя стратегические цели РФ и направлены на зеленое устойчивое развитие экономики, современная политика только частично способствует достижению данной цели.

Низкая популярность ESG в Российской Федерации обуславливается неосведомленностью инвесторов, связанной с недостатком качественной информации касаемо данных направлений, и, кроме того, государство недостаточно ориентируется на пропаганду данного направления. Вместе с тем, ESG-критерии тесно связано с процессом развития зеленой экономики, поскольку формируются благодаря широкому инвестиционному инструментарию, в который входят, в первую очередь, зеленые ценные бумаги, в частности, облигации. За счет финансирования данного направления, позиции России, относительно других стран, становятся выше. Важно отметить, что сегодня основными компаниями, тесно связанными с ESG, являются государственные корпорации, созданные с целью достижения стратегических задач экономики, а также частные компании, чья деятельность тесно связана со странами Европейского Союза. Одной из самых развитых зеленых отраслей экономики России является энергетическая отрасль, в отношении которой у правительства Российской Федерации сформированы особые планы развития. Например, в текущем (2021) году были утверждены планы по структурному развитию данной отрасли в течение последующих 15 лет. Кроме того, потенциал России в области зеленой энергетики (в частности, солнечной электроэнергии) оценивается как конкурентоспособный среди других стран [1].

В связи с текущими заявлениями, важно рассматривать все способы финансирования подобных проектов. Зеленая энергетика, как и в целом все вопросы, связанные с ESG-факторами, требует огромных капитальных вложений, которые ни государство, ни частные инвесторы не могут обеспечить в полном объеме. В таком случае, одними из эффективнейших способов развития данного направления выступают методы зеленого финансирования. Особенность зеленых ценных бумаг (в качестве которых выступают зеленые облигации) – высокая устойчивость, а также перспектива не только сохранения экологии, но и получения прибыли в долгосрочных периодах. Так, зеленые облигации выступают в качестве основного и в тоже время важнейшего инструмента, нацеленного на привлечение денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на реализацию зеленых проектов, соответствующих принципам ESG. Сегодня Россия только входит на рынок зеленых облигаций, при этом важно заметить, что их основная часть приходится именно на энергетическую отрасль.

Следующими отраслями выступают строительство и транспорт. В целом, говоря про достоинства зеленых облигаций, важно также отметить их гибкость, связанную с получением дохода по ним, а также снижение издержек, поскольку они более устойчивы к кризисным ситуациям, относительно других видов ценных бумаг. Данное суждение подтверждается исследованиями независимых рейтинговых агентств, а также текущей практикой. Помимо прочего, самыми устойчивыми и менее рисковыми среди всех видов зеленых облигаций выступают «зеленые бонды». Их высокое кредитное качество с позиции международных тенденций определяется высоким уровнем стандартизации, прозрачности (которая связана с реализацией ESG-критериев, направленных на раскрытие нефинансовых аспектов деятельности), активной поддержкой как со стороны государства, а также ориентацией на долгосрочное развитие сроком от десяти лет. В связи с этим, в последние годы, объем зеленых облигаций на рынке стремительно возрастает, – они становятся одними из самых эффективных и в тоже время перспективных способов финансирования зеленой экономики [4; 8].

Как отмечалось выше, государство осуществляет активную поддержку проектов, тесно связанных с ESG-критериями и факторами. В основном, её сущность сводится к организации зеленых программ, нацеленных на предоставление ряда гарантий и льгот (льготных кредитов и налоговых каникул), а также получению субсидий со стороны зеленых компаний. Помимо этого, создаются фонды, аккумулирующая функция которых позволяет производить поддержку эко-проектов. Важным способом государственного участия в формировании зеленой инновационной экономики выступает также создание Государственных корпораций, принципы которых тесно интегрированы в ESG [3]. Например, если говорить про ГК «ВЭБ.РФ», то это операторская деятельность, направленная на осуществление контролирующей функции в процессе предоставления денежных средств частным лицам. Государственная корпорация в таком случае следит за их целевым расходованием, осуществляя мониторинговую и контрольно-оценочную функции.

Таким образом, подчеркивая важность государственного финансирования зеленой экономики можно сказать, что такой способ является одним из самых распространенных и крупномасштабных в рамках Российской Федерации, что обуславливается необходимостью в предоставлении больших потоков денежных средств. При этом, последние тенденции отражают некоторую недостаточность средств при опоре на государственное финансирование. Именно поэтому важно также рассматривать частное финансирование в качестве одного из эффективнейших способов поддержки устойчивого зеленого экономического развития Российской Федерации.

Частное финансирование, в сравнении с государственным, хотя и имеет широкую количественную распространённость, по объемам денежных средств сильно уступает последнему. Связано это с тем, что частные инвестиции в зеленую экономику связаны чаще всего с банковскими организациями, которые создают специальные фонды, нацеленные на достижение ESG-принципов. В таком случае собранные средства направляются банковскими организациями на поддержку действительно важных для зеленой экономики ESG-проектов. Стоит отметить, что риски частного финансирования, в сравнении с государственным, гораздо выше, поскольку в данном случае денежные средства, полученные через эмиссию зеленых облигаций, направляются в банковские организации со стороны частных лиц, что и формирует особые уровни риска [7].

Помимо вышеизложенного, практика показывает возможные способы сочетания частного и государственного финансирования зеленой экономики, в ходе которого часть денежных средств направляет государство, а другая часть формируется за счет вложений частных инвесторов.

Однако, несмотря на все существующие меры поддержки, можно отметить ряд тенденций, негативно сказывающихся на развитии зеленой экономики, в том числе и в рамках Российской Федерации. Это, в первую очередь, некоторая рассогласованность законодательства различных стран, отсутствие преемственности стандартов, а также невозможность высокого финансирования зеленых проектов со стороны государства за счет их влияния на формируемые бюджеты. Стоит отметить, что уже сегодня прорабатываются множественные механизмы, направленные на решение данных проблем. Российское законодательство частично формируется с опорой на опыт стран Европейского союза, в сочетании с введением собственных практик [6].

Вместе с тем, важно понимать, что зеленая экономика, помимо ряда преимуществ, имеет определенные риски, с которыми сталкиваются не только инвесторы, но и компании, участвующие в процессе модернизации. Данные риски связаны либо с модернизацией современных предприятий под принципы ESG, что требует огромных капиталовложений, и не может в полном объеме финансироваться со стороны самих «грязных» предприятий, либо это группа рисков, связанных с финансированием новейших проектов, где вся деятельность по формированию зеленой экономики напрямую зависит от суммы денежного потока, направляемого на достижение стратегических целей и задач зеленого проекта. В таких условиях роль зеленого финансирования возрастает, поскольку именно данные процессы призваны установить равновесие между ESG-принципами и финансовыми аспектами деятельности.

Так, только при комплексном регулировании всей зеленой экономической системы возможно преодоление всех рисковых факторов, а также улучшение текущих процессов, происходящих в рамках экономики. Во-первых, это гармонизация всех имеющихся систем финансирования зеленой экономики, а также более распространенная интеграция частных и государственных финансов, направленных на достижение общего экономического блага. Во-вторых, это формирование комплексной нормативно-правовой базы, интегрированной, и, самое важное, признанной со стороны стран Европейского союза. Это позволит наладить партнерство в области ESG, а также выстроить систему по обмену опытом. В-третьих, это ведение государственной пропаганды, направленной на привлечение внимания общественности, в том числе и частных инвесторов, незнакомых с ESG, к процессу формирования зеленой экономики. В целом, предложенные мероприятия имеют довольно обобщенную характеристику, и требуют детальной проработки с учетом текущих достижений и недостатков сформированной государственной политики.

Таким образом, зеленое финансирование – это сложный и в тоже время перспективный процесс по стимулированию зеленого экономического развития Российской Федерации, в ходе которого структурное изменение экономики направляется на достижение трех главных критериев «ESG». Важно понимать, что данные процессы требуют четкой ориентации не только государства, но и общественности, наряду с частными лицами, что в большей мере позволит достичь намеченных стратегических целей и задач.

Текст статьи
  1. Аникина И.Д., Аникин А.А. Анализ методов и инструментов поддержки экологических проектов: лучшие практики и оценка эффективности // РЭиУ. 2020. № 3 (63). С. 1-10.
  2. Бобылев С.Н., Кирюшин П.А., Кошкина Н.Р. Новые приоритеты для экономики и зеленое финансирование // ЭВР. 2021. № 1 (67). C. 152-166.
  3. Богачева О.В., Смородинов О.В. "зеленые" облигации как важнейший инструмент финансирования "зеленых" проектов // Финансовый журнал. 2016. № 2 (30). С. 70-81.
  4. Долганов А.В., Долганова Н.А. О развитии системы зеленого финансирования в Российской Федерации // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-1. С. 315-318.
  5. Еремина О.И., Морозова Г.В., Филичкина Ю.Ю. Международный опыт развития "зеленого" кредита как инструмента "зеленого" финансирования // Контентус. 2021. № 1. С. 34-39.
  6. Мамаева Н.Г. Анализ российской опыта «Зеленого» финансирования // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 163-166.
  7. Раков И.Д. Механизмы поддержки финансирования «Зеленых» проектов: опыт стран // Russian Journal of Economics and Law. 2017. № 2 (42). C. 67-82.
  8. Рябова О.А., Мещанкин А.В. Социальное предпринимательство в экологических проектах // Мир новой экономики. 2015. № 2. C. 86-94.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля