Проблема формирования и развития мотивации к обучению в школьной ситуации является важной и значимой как в психологической, так и в педагогической науке. Её особая актуальность объясняется тем, что формирование мотивационной готовности к обучению в школе является базовым механизмом, характеризующим построение учебного процесса в рамках начальной школы.
В каждом возрастном периоде особую значимость имеют свои механизмы психического развития учеников. В подростковом возрасте – это межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, понимание и принятие себя ребёнком таким, какой он есть, со всеми своими особенностями, достоинствами и недостатками. В юношеском возрасте важным механизмом развития психики является формирование профессиональных и личностных качеств, способствующих более самостоятельному и осознанному выбору дальнейшего жизненного пути.
В младшем школьном возрасте, наряду с преобладанием учебной деятельности, как ведущей и значимой, большое значение имеет формирование мотивационной готовности учеников к усвоению учебного материала. Данный процесс в начальной школе имеет поступенчатый характер и напрямую зависит с проживанием младшими школьниками возрастного кризиса, обусловленного сменой социального статуса, переходом из дошкольного возраста во младший школьный.
Так, например, говоря о поступенчатом характере формирования мотивации к обучению у учеников начальной школы, можно отметить, что на момент поступления ребёнка в первый класс, он не всегда может осознавать, для чего и почему ему необходимо покинуть детский сад и поступить в школу. Данная особенность объясняется тем, что у ребёнка ещё не сформировалось своё собственное отношение к себе, как к школьнику. Он всегда играл с друзьями и получал любовь и поддержку со стороны близких, а школа вносит свои коррективы в распорядок его дня: нужно не просто играть, но еще и для чего-то учиться.
Проблема формирования первичной мотивации к обучению в школьной ситуации характерна для первоклассников, у которых ещё недостаточно сформирована позиция «Я – школьник, Я – ученик». У таких обучающихся в картине психических поведенческих проявлений возникает внутренний не всегда осознаваемый конфликт, который характеризуется некоторой рассогласованностью между его отношением к себе и пониманием себя и теми обязанностями, которые возникают в школьной ситуации (учиться для того, чтобы что-то знать, или для того, чтобы тобой гордились близкие).
Второй ступенью развития мотивации к обучению в школьной ситуации является формирование осознанного отношения младших школьников к процессу обучения и пребывания в школе. Данное психическое приобретение возникает на момент обучения ребёнка во втором классе. К концу первого класса и на момент начала обучения во втором, у ребёнка уже сформировалось собственное виденье себя, как настоящего ученика. Это выражается в том, что в какой-то мере, он уже готов получать оценки, принимать и понимать замечания со стороны учителя, и самостоятельно стремиться к улучшению своих учебных результатов.
На момент обучения в третьем классе происходит существенное преобразование в модели мотивационного отношения учеников к процессу усвоения школьного материала. Это выражается в том, что у детей уже существуют ярко выраженные интересы и предпочтения, которые характеризуют уровень сформированности самостоятельных мотивационных предпочтений и убеждений в необходимости получения школьных знаний. Однако, данный процесс на момент обучения в третьем классе имеет тенденцию к постоянному колебанию.
Во многом это связано с особенностями взаимоотношения ребёнка с учителем, в наличии поддержки в семье, а также в формировании единой стратегии воспитания, как в школьной, так и в домашней ситуации. Если со стороны родителей и педагогов ребёнок получает поощрение, похвалу за совершаемые им действия, поступки, за ту или иную хорошую оценку, то он с удовольствием совершенствует себя в каких-то более интересных делах и начинаниях: занимается музыкой, посещает вокальную студию, танцевальный кружок, ходит на танцы и занимается спортом или изобразительной деятельностью. Если же подобной поддержки со стороны родителей и классного руководителя не возникает, ребёнок не в состоянии самостоятельно понять и объяснить, почему получаемые в школе знания не вызывают значительного интереса и ярко выраженных эмоциональных переживаний в ситуации, характеризующейся получением отрицательной оценки.
Таким образом, формирование мотивации к обучению в школьной ситуации является базовым механизмом, характеризующим поэтапное психическое и личностное развитие учеников не только на момент обучения в начальной школе, но и на последующих этапах возрастного становления и развития. Данное приобретение способствует тому, что на последующих этапах ребёнок начинает осознавать свои сильные и слабые стороны, формирует положительное или отрицательное мнение о самом себе.
Такие изменения в какой-то мере характерны для обучающихся четвертых классов, поскольку период формирования внутреннего отношения к учебной ситуации уже завершён на данном возрастном этапе. Однако, несмотря на наличие поступенчатого характера развития мотивации к обучению в школьной ситуации, становится возможным оказание психолого-педагогической помощи обучающимся в плане более активного развития мотивации. Это происходит, благодаря плодотворному взаимодействию классного руководителя с психологом на занятиях с элементами тренинга. А также на классных часах, проводимых по основному плану, на индивидуальных и групповых психологических занятиях с учениками начальной школы.
Спектр разнонаправленных форм и методов формирования учебной мотивации в начальной школе очень велик. Прежде всего, это занятия с элементами тренинга по следующим темам:
- Помощники (для обучающихся первых классов). Цель данного занятия с элементами тренинга – Формирование первичного представления о значимости обучения в школе. На занятии моделируется ситуация, когда обучающимся необходимо помочь другим детям из другой школы: таким же первоклассникам. В подобной ситуации на урок к обучающимся приходит школьный психолог и приносит письмо от учеников другой школы (выбранной им). Цель данного мероприятия: помочь детям научиться правильно вести себя на уроках и на перемене. Процесс завершения мотивационного развития обучающихся первых классов характеризуется проведением занятия с элементами тренинга по теме: «Я – настоящий ученик». В рамках данного занятия психологом подводится итог о том, что дети теперь уже точно стали настоящими учениками, которыми он очень гордится, так как звание «настоящий ученик» звучит очень гордо.
- С учениками вторых классов целесообразно проводить занятия с элементами тренинга по теме: «Для чего я учусь». Данная форма работы предполагает аналитический рассуждательный характер школьников. Такая деятельность необходима, прежде всего, для того, чтобы ученики научились осмысливать своё учебное предназначение и отвечать на вопрос о своей учёбе.
- В третьем классе важным моментом является проработка такой проблемы, как «как стать успешным в учёбе». На момент данного возрастного периода дети уже могут понимать, что такое успех в школьной ситуации и как же сделать так, чтобы стать успешными в учёбе. Данная особенность объясняется тем, что у обучающихся уже сформировался образ себя в различных жизненных ситуациях, в котором значение имеет именно учебная деятельность.
- На момент обучения в четвертом классе можно провести такое мотивационное занятие, как «будем сотрудничать». Понятие «сотрудничество» в данном возрасте предполагает обучение в школе и получение хороших оценок, как и у всех детей.
Таким образом, спектр разнонаправленных форм, характеризующих развитие школьной мотивации на момент обучения в начальной школе очень разнообразен. Главное для психолога – подобрать именно те формы и методы, которые в данной конкретной ситуации будут приносить пользу, а не вредить ученикам.