Главная
Конференции
Инновационные направления социально-гуманитарных исследований
Особенности развития мотивации обучающихся начальных классов

Особенности развития мотивации обучающихся начальных классов

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

ступени мотивации
мотивационное отношение к учёбе
занятия с элементами тренинга психолого-педагогической направленности
поэтапное формирование психики учащихся

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности формирования мотивационной готовности у учащихся начальной школы. Мотивация в учебной деятельности характеризует тип психического поведенческого реагирования ребёнка в школьной ситуации.

Текст статьи

Проблема формирования и развития мотивации к обучению в школьной ситуации является важной и значимой как в психологической, так и в педагогической науке. Её особая актуальность объясняется тем, что формирование мотивационной готовности к обучению в школе является базовым механизмом, характеризующим построение учебного процесса в рамках начальной школы.

В каждом возрастном периоде особую значимость имеют свои механизмы психического развития учеников. В подростковом возрасте – это межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, понимание и принятие себя ребёнком таким, какой он есть, со всеми своими особенностями, достоинствами и недостатками. В юношеском возрасте важным механизмом развития психики является формирование профессиональных и личностных качеств, способствующих более самостоятельному и осознанному выбору дальнейшего жизненного пути.

В младшем школьном возрасте, наряду с преобладанием учебной деятельности, как ведущей и значимой, большое значение имеет формирование мотивационной готовности учеников к усвоению учебного материала. Данный процесс в начальной школе имеет поступенчатый характер и напрямую зависит с проживанием младшими школьниками возрастного кризиса, обусловленного сменой социального статуса, переходом из дошкольного возраста во младший школьный.

Так, например, говоря о поступенчатом характере формирования мотивации к обучению у учеников начальной школы, можно отметить, что на момент поступления ребёнка в первый класс, он не всегда может осознавать, для чего и почему ему необходимо покинуть детский сад и поступить в школу. Данная особенность объясняется тем, что у ребёнка ещё не сформировалось своё собственное отношение к себе, как к школьнику. Он всегда играл с друзьями и получал любовь и поддержку со стороны близких, а школа вносит свои коррективы в распорядок его дня: нужно не просто играть, но еще и для чего-то учиться.

Проблема формирования первичной мотивации к обучению в школьной ситуации характерна для первоклассников, у которых ещё недостаточно сформирована позиция «Я – школьник, Я – ученик». У таких обучающихся в картине психических поведенческих проявлений возникает внутренний не всегда осознаваемый конфликт, который характеризуется некоторой рассогласованностью между его отношением к себе и пониманием себя и теми обязанностями, которые возникают в школьной ситуации (учиться для того, чтобы что-то знать, или для того, чтобы тобой гордились близкие).

Второй ступенью развития мотивации к обучению в школьной ситуации является формирование осознанного отношения младших школьников к процессу обучения и пребывания в школе. Данное психическое приобретение возникает на момент обучения ребёнка во втором классе. К концу первого класса и на момент начала обучения во втором, у ребёнка уже сформировалось собственное виденье себя, как настоящего ученика. Это выражается в том, что в какой-то мере, он уже готов получать оценки, принимать и понимать замечания со стороны учителя, и самостоятельно стремиться к улучшению своих учебных результатов.

На момент обучения в третьем классе происходит существенное преобразование в модели мотивационного отношения учеников к процессу усвоения школьного материала. Это выражается в том, что у детей уже существуют ярко выраженные интересы и предпочтения, которые характеризуют уровень сформированности самостоятельных мотивационных предпочтений и убеждений в необходимости получения школьных знаний. Однако, данный процесс на момент обучения в третьем классе имеет тенденцию к постоянному колебанию.

Во многом это связано с особенностями взаимоотношения ребёнка с учителем, в наличии поддержки в семье, а также в формировании единой стратегии воспитания, как в школьной, так и в домашней ситуации. Если со стороны родителей и педагогов ребёнок получает поощрение, похвалу за совершаемые им действия, поступки, за ту или иную хорошую оценку, то он с удовольствием совершенствует себя в каких-то более интересных делах и начинаниях: занимается музыкой, посещает вокальную студию, танцевальный кружок, ходит на танцы и занимается спортом или изобразительной деятельностью. Если же подобной поддержки со стороны родителей и классного руководителя не возникает, ребёнок не в состоянии самостоятельно понять и объяснить, почему получаемые в школе знания не вызывают значительного интереса и ярко выраженных эмоциональных переживаний в ситуации, характеризующейся получением отрицательной оценки.

Таким образом, формирование мотивации к обучению в школьной ситуации является базовым механизмом, характеризующим поэтапное психическое и личностное развитие учеников не только на момент обучения в начальной школе, но и на последующих этапах возрастного становления и развития. Данное приобретение способствует тому, что на последующих этапах ребёнок начинает осознавать свои сильные и слабые стороны, формирует положительное или отрицательное мнение о самом себе.

Такие изменения в какой-то мере характерны для обучающихся четвертых классов, поскольку период формирования внутреннего отношения к учебной ситуации уже завершён на данном возрастном этапе. Однако, несмотря на наличие поступенчатого характера развития мотивации к обучению в школьной ситуации, становится возможным оказание психолого-педагогической помощи обучающимся в плане более активного развития мотивации. Это происходит, благодаря плодотворному взаимодействию классного руководителя с психологом на занятиях с элементами тренинга. А также на классных часах, проводимых по основному плану, на индивидуальных и групповых психологических занятиях с учениками начальной школы.

Спектр разнонаправленных форм и методов формирования учебной мотивации в начальной школе очень велик. Прежде всего, это занятия с элементами тренинга по следующим темам:

  1. Помощники (для обучающихся первых классов). Цель данного занятия с элементами тренинга – Формирование первичного представления о значимости обучения в школе. На занятии моделируется ситуация, когда обучающимся необходимо помочь другим детям из другой школы: таким же первоклассникам. В подобной ситуации на урок к обучающимся приходит школьный психолог и приносит письмо от учеников другой школы (выбранной им). Цель данного мероприятия: помочь детям научиться правильно вести себя на уроках и на перемене. Процесс завершения мотивационного развития обучающихся первых классов характеризуется проведением занятия с элементами тренинга по теме: «Я – настоящий ученик». В рамках данного занятия психологом подводится итог о том, что дети теперь уже точно стали настоящими учениками, которыми он очень гордится, так как звание «настоящий ученик» звучит очень гордо.
  2. С учениками вторых классов целесообразно проводить занятия с элементами тренинга по теме: «Для чего я учусь». Данная форма работы предполагает аналитический рассуждательный характер школьников. Такая деятельность необходима, прежде всего, для того, чтобы ученики научились осмысливать своё учебное предназначение и отвечать на вопрос о своей учёбе.
  3. В третьем классе важным моментом является проработка такой проблемы, как «как стать успешным в учёбе». На момент данного возрастного периода дети уже могут понимать, что такое успех в школьной ситуации и как же сделать так, чтобы стать успешными в учёбе. Данная особенность объясняется тем, что у обучающихся уже сформировался образ себя в различных жизненных ситуациях, в котором значение имеет именно учебная деятельность.
  4. На момент обучения в четвертом классе можно провести такое мотивационное занятие, как «будем сотрудничать». Понятие «сотрудничество» в данном возрасте предполагает обучение в школе и получение хороших оценок, как и у всех детей.

Таким образом, спектр разнонаправленных форм, характеризующих развитие школьной мотивации на момент обучения в начальной школе очень разнообразен. Главное для психолога – подобрать именно те формы и методы, которые в данной конкретной ситуации будут приносить пользу, а не вредить ученикам.

Список литературы

  1. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [текст] / А.К. Маркова. – М.: Педагогика,1983. – 64 с.
  2. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [текст] / А.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 1984. – 137 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. [текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия 200.- 518 с.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [текст] / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 544 с.
  5. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения [текст] / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.

Поделиться

2865

Мельникова И. С. Особенности развития мотивации обучающихся начальных классов // Инновационные направления социально-гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 февраля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 62-64. URL: https://apni.ru/article/338-osobennosti-razvitiya-motivatsii-obuchayush

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января