Современное экологическое состояние окружающей среды определяет актуальность экологического образования для подрастающего поколения. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается в исследованиях многих ученых и педагогов.
Осознание природы как ценности, активное отношение к проблемам природопользования и охраны природы практически не включено в систему личных ценностей, не является частью моральных убеждений. В качестве одной из основных причин этого негативного факта может быть названа недостаточная методологическая грамотность педагогов в организации экологической работы с дошкольниками. В этот период жизни в сознание старших дошкольников закладываются реалистичные знания об окружающем мире, основанные на личном чувственном опыте, это период благоприятный для воспитания правильного и заботливого отношения к природе.
Таким образом, противоречие исследования заключается между социальной и научной актуальностью исследования современных путей формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории педагогической науки и практике.
Изучением проблематики ценностей, ценностных ориентаций и формирования ценностного отношения занимались отечественные педагоги и психологи, такие как С.Е. Елишев, С.М. Ершова, О.Г. Холодкова, Н.Е. Щуркова и др.
Проблема формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеева, В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Л.А. Каменева, Е.Н. Лазаренко, Е.В. Михеева, Т. А. Серебрякова, И.В. Цветкова и др.
В то же время, несмотря на достаточное количество работ, раскрывающих образовательные аспекты экологической работы с подрастающим поколением, процесс формирования у дошкольников ценностного отношения к природе как личного образования недостаточно изучен. Вопросы механизма познания ценности природы во всех ее проявлениях и формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе остаются открытыми, указанная проблематика до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Прежде чем рассматривать специфику формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста, определим исходные понятия «формирование» и «ценностные отношения».
В педагогической науке различают понятия формирования и развития. Указанные понятия не относятся к сугубо педагогической сфере, они носят общенаучный характер. Концепт «формирование» следует отличать от концепта «развитие», где формирование в педагогическом ключе характеризует конечный результат, происходящих в ходе изменений, происходящих с личностью, в период жизненного становления. Что касается понятия «развитие», то оно не имеет конечного результата, поскольку данный процесс происходит непрерывно в течение всей жизни, однако также характеризуется изменением личности в ходе различных событий [2].
В общем смысле термин «формирование» (от латинского forma) понимается как порождение и как придание определенной формы, законченности чему-либо.
Исследователь А.Н. Леонтьев отождествлял процесс формирования личности с некими стадиями, которые проживает человек, приобретенные в ходе каждой стадии специфические особенности личности, исходя из различных условий и ситуаций [4].
Что касается содержания формирования, отечественный автор Г.М. Коджаспирова выделяет здесь два аспекта: общесоциальный (становление личности под влиянием внешних воздействий социальной среды) и педагогический [3]. Как отмечает И.Ф. Харламов, формирование выступает как результат развития личности, обозначая ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств [6, с.79].
Таким образом, под формированием в контексте нашего исследования мы будем понимать целенаправленное изменение личности в целом либо каких-то ее определенных сторон, качеств, характеристик, происходящее под целенаправленным влиянием воспитания и обучения.
В научных работах ХХ–XXI вв. подчеркивается междисциплинарный характер ценностей. Согласно определению, данному в большой советской энциклопедии, которое цитируют многие авторы, в частности, С.М. Ершова: «ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество» [1, с. 52]. Позиция ученых в сфере педагогики сформулирована О.Г. Холодковой: ценности – это «абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталоны должного; качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования» [7, с. 53].
В миропонимании исследователя Н.Е. Щурковой, такое понятие, как ценностное отношение необходимо отождествлять со связью человека и природного объекта, включая знание этого объекта и умения воспринять, оценить и использовать в жизнедеятельности [8, с. 19].
В современной сфере образования формирование отношения к природе выступает важнейшей составной частью экологического образования, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением в гармонизации отношений человека, общества и природы.
Так, исследователь Т.А. Серебрякова справедливо подчеркивает, что формирование у детей ценностного отношения к миру природы осуществляется в условиях экологизации образования, где основная роль ложиться на воспитателей, педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). Все это обуславливает создание целостного механизма с целью развития эстетических чувств по отношению к природе и последующего участия старших дошкольников в практической экологической деятельности [5, с. 46].
Таким образом, формирование ценностного отношения к миру природы в условиях ДОУ связано с поиском специальных педагогических условий и приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у детей личностные переживания. Воспитание ценностного отношения к миру природы тесно связано с деятельностью – игровой, изобразительной, конструктивной, наблюдением и т.д.
По нашему мнению, экологическая среда и условия развития предполагают существование таких элементов, которые помогли бы прояснить, расширить и конкретизировать экологическое восприятие детей, просвещать их о ценностном отношении к объектам природы, желании позаботиться о них, почувствовать ответственных за их жизнь и повседневный статус.
Например, применяя такой метод, как рассказ, в воспитательной работе со старшими дошкольниками, педагог решает следующие задачи:
- способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей по отношению к живым существам; проявлению сострадания к тем, кто оказался в беде;
- показывать детям уникальность, красоту и универсальность природы, прививать понятие о том, что мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна;
- вызывать желание соответствовать положительным поступкам.
Так, изучение методической литературы, подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок, подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему обуславливает эмоциональный отклик детей; эти методы способствуют понятию и усвоению заключенных в художественных произведениях различного жанра нравственных оценок и норм поведения по отношению к миру природы.
Важным компонентом ценностного отношения к природе является формирование у детей целостного понимания, что такое добро, что такое зло, а также воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам.
Использование таких методов способствует развитию самокритики детей, способности анализировать их действия, сравнивать их с действиями других. Педагогически целесообразно знакомить детей с заботливым отношением к природе в городе, государстве. Это кормление животных зимой, посадка деревьев, создание резервов, сохранение Красной книги и тому подобное.
Свою эффективность в формировании ценностного отношения к миру природы доказал также метод наблюдения с подключением различных анализаторов. Природа увлекает ребенка, благодаря своему необычному, красивому миру, который дает ребёнку море светлых, запоминающихся впечатлений, вызывает приятные чувства радостные переживания. Для формирования заботливого и осознанного отношения дошкольников к объектам природы большое значение имеет знакомое им природное окружение, которое они видят каждый день по дороге в детский сад, на территории детского сада во время прогулки. Знакомство дошкольников с родной природой является первым шагом в познании родного города, воспитания любви к Родине.
На экскурсиях учитель может организовать игры с использованием натурального материала (песок, снег, вода, листья), в процессе которых дети накапливают сенсорный опыт и изучают различные качества объектов природы. Во время экскурсий педагог задает вопросы, чтобы дети, наблюдая за явлениями, сравнивали их и делали некоторые самостоятельные выводы.
Сложившаяся ситуация говорит о необходимости воспитания ценностного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения, формирования представлений о существующих в природе взаимосвязях и месте человека в них.
Таким образом, в вопросе формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста накопленный теоретический и практический опыт требует дальнейшего исследования, перспективным направлением которого может стать исследование эффективности сотрудничества ДОО и семьи в развитии экологической воспитанности старших дошкольников. Это обуславливается тем, что немаловажным аспектом при формировании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста выступает осуществление тесного сотрудничества с родителями, так как именно семья во многом является для ребенка примером, первоисточником информации, носителем традиций, норм и правил, принятых в обществе (в том числе, касаемо природопользования, природосбережения, природосозидания).