Автор(-ы):
Деркачева Виктория Викторовна
Гладкова Наталья Сергеевна
Скрыпаль Элла Александровна
Серегина Ирина Николаевна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Современное экологическое состояние окружающей среды определяет актуальность экологического образования для подрастающего поколения. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается в исследованиях многих ученых и педагогов.
Осознание природы как ценности, активное отношение к проблемам природопользования и охраны природы практически не включено в систему личных ценностей, не является частью моральных убеждений. В качестве одной из основных причин этого негативного факта может быть названа недостаточная методологическая грамотность педагогов в организации экологической работы с дошкольниками. В этот период жизни в сознание старших дошкольников закладываются реалистичные знания об окружающем мире, основанные на личном чувственном опыте, это период благоприятный для воспитания правильного и заботливого отношения к природе.
Таким образом, противоречие исследования заключается между социальной и научной актуальностью исследования современных путей формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории педагогической науки и практике.
Изучением проблематики ценностей, ценностных ориентаций и формирования ценностного отношения занимались отечественные педагоги и психологи, такие как С.Е. Елишев, С.М. Ершова, О.Г. Холодкова, Н.Е. Щуркова и др.
Проблема формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеева, В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Л.А. Каменева, Е.Н. Лазаренко, Е.В. Михеева, Т. А. Серебрякова, И.В. Цветкова и др.
В то же время, несмотря на достаточное количество работ, раскрывающих образовательные аспекты экологической работы с подрастающим поколением, процесс формирования у дошкольников ценностного отношения к природе как личного образования недостаточно изучен. Вопросы механизма познания ценности природы во всех ее проявлениях и формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе остаются открытыми, указанная проблематика до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Прежде чем рассматривать специфику формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста, определим исходные понятия «формирование» и «ценностные отношения».
В педагогической науке различают понятия формирования и развития. Указанные понятия не относятся к сугубо педагогической сфере, они носят общенаучный характер. Концепт «формирование» следует отличать от концепта «развитие», где формирование в педагогическом ключе характеризует конечный результат, происходящих в ходе изменений, происходящих с личностью, в период жизненного становления. Что касается понятия «развитие», то оно не имеет конечного результата, поскольку данный процесс происходит непрерывно в течение всей жизни, однако также характеризуется изменением личности в ходе различных событий [2].
В общем смысле термин «формирование» (от латинского forma) понимается как порождение и как придание определенной формы, законченности чему-либо.
Исследователь А.Н. Леонтьев отождествлял процесс формирования личности с некими стадиями, которые проживает человек, приобретенные в ходе каждой стадии специфические особенности личности, исходя из различных условий и ситуаций [4].
Что касается содержания формирования, отечественный автор Г.М. Коджаспирова выделяет здесь два аспекта: общесоциальный (становление личности под влиянием внешних воздействий социальной среды) и педагогический [3]. Как отмечает И.Ф. Харламов, формирование выступает как результат развития личности, обозначая ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств [6, с.79].
Таким образом, под формированием в контексте нашего исследования мы будем понимать целенаправленное изменение личности в целом либо каких-то ее определенных сторон, качеств, характеристик, происходящее под целенаправленным влиянием воспитания и обучения.
В научных работах ХХ–XXI вв. подчеркивается междисциплинарный характер ценностей. Согласно определению, данному в большой советской энциклопедии, которое цитируют многие авторы, в частности, С.М. Ершова: «ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество» [1, с. 52]. Позиция ученых в сфере педагогики сформулирована О.Г. Холодковой: ценности – это «абстрактные идеалы, представления, явления действительности, включающие общественные идеалы и принятые как эталоны должного; качества и характеристики личности, которые должны быть достигнуты в результате образования» [7, с. 53].
В миропонимании исследователя Н.Е. Щурковой, такое понятие, как ценностное отношение необходимо отождествлять со связью человека и природного объекта, включая знание этого объекта и умения воспринять, оценить и использовать в жизнедеятельности [8, с. 19].
В современной сфере образования формирование отношения к природе выступает важнейшей составной частью экологического образования, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением в гармонизации отношений человека, общества и природы.
Так, исследователь Т.А. Серебрякова справедливо подчеркивает, что формирование у детей ценностного отношения к миру природы осуществляется в условиях экологизации образования, где основная роль ложиться на воспитателей, педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). Все это обуславливает создание целостного механизма с целью развития эстетических чувств по отношению к природе и последующего участия старших дошкольников в практической экологической деятельности [5, с. 46].
Таким образом, формирование ценностного отношения к миру природы в условиях ДОУ связано с поиском специальных педагогических условий и приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у детей личностные переживания. Воспитание ценностного отношения к миру природы тесно связано с деятельностью – игровой, изобразительной, конструктивной, наблюдением и т.д.
По нашему мнению, экологическая среда и условия развития предполагают существование таких элементов, которые помогли бы прояснить, расширить и конкретизировать экологическое восприятие детей, просвещать их о ценностном отношении к объектам природы, желании позаботиться о них, почувствовать ответственных за их жизнь и повседневный статус.
Например, применяя такой метод, как рассказ, в воспитательной работе со старшими дошкольниками, педагог решает следующие задачи:
Так, изучение методической литературы, подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок, подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему обуславливает эмоциональный отклик детей; эти методы способствуют понятию и усвоению заключенных в художественных произведениях различного жанра нравственных оценок и норм поведения по отношению к миру природы.
Важным компонентом ценностного отношения к природе является формирование у детей целостного понимания, что такое добро, что такое зло, а также воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам.
Использование таких методов способствует развитию самокритики детей, способности анализировать их действия, сравнивать их с действиями других. Педагогически целесообразно знакомить детей с заботливым отношением к природе в городе, государстве. Это кормление животных зимой, посадка деревьев, создание резервов, сохранение Красной книги и тому подобное.
Свою эффективность в формировании ценностного отношения к миру природы доказал также метод наблюдения с подключением различных анализаторов. Природа увлекает ребенка, благодаря своему необычному, красивому миру, который дает ребёнку море светлых, запоминающихся впечатлений, вызывает приятные чувства радостные переживания. Для формирования заботливого и осознанного отношения дошкольников к объектам природы большое значение имеет знакомое им природное окружение, которое они видят каждый день по дороге в детский сад, на территории детского сада во время прогулки. Знакомство дошкольников с родной природой является первым шагом в познании родного города, воспитания любви к Родине.
На экскурсиях учитель может организовать игры с использованием натурального материала (песок, снег, вода, листья), в процессе которых дети накапливают сенсорный опыт и изучают различные качества объектов природы. Во время экскурсий педагог задает вопросы, чтобы дети, наблюдая за явлениями, сравнивали их и делали некоторые самостоятельные выводы.
Сложившаяся ситуация говорит о необходимости воспитания ценностного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения, формирования представлений о существующих в природе взаимосвязях и месте человека в них.
Таким образом, в вопросе формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста накопленный теоретический и практический опыт требует дальнейшего исследования, перспективным направлением которого может стать исследование эффективности сотрудничества ДОО и семьи в развитии экологической воспитанности старших дошкольников. Это обуславливается тем, что немаловажным аспектом при формировании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста выступает осуществление тесного сотрудничества с родителями, так как именно семья во многом является для ребенка примером, первоисточником информации, носителем традиций, норм и правил, принятых в обществе (в том числе, касаемо природопользования, природосбережения, природосозидания).
Список литературы
Поделиться
Деркачева В. В., Гладкова Н. С., Скрыпаль Э. А., Серегина И. Н. Формирование ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №49 (76). С. 102-105. URL: https://apni.ru/article/3384-formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-miru