Цель исследования – выявление связи между рефракционными нарушениями и расстройством цветовосприятия у студентов.
Результаты
Проведенный нами анализ позволил выявить статистически значимые изменения количества ошибок до и после коррекции при выполнении цветотеста Манселла. Выявлена обратная зависимость между остротой зрения и дефицитом цветовосприятия. Показано, что использование коррекции значительно улучшило показатели в проводимых тестах.
Выводы. Острота зрения для юношей одинакова как для левого, так и для правого глаза: у 60% испытуемых выявлена миопия, у 20% гиперметропия, и у оставшихся 20% эмметропия. У девушек на OS 72% испытуемых с миопией, 23% с эмметропией и только 5% имеют гиперметропию. На OD: 75% - миопия, 20% - эмметропия, 5% - гиперметропия. Разбив испытуемых на 3 группы по остроте зрения, ожидалось, что у людей, кто имеет остроту зрения равную 1 или выше, результаты будут заметно лучше относительно людей с миопией. Ожидания подтверждают результаты исследования.
Материалы и методы
Методами исследования являлись: таблица Сивцева для определения остроты зрения (9), пороговые таблицы Юстовой для определения дефицита цветового зрения и FARNSWORTH-MUNSELL 100 HUE TEST, который позволяет определить уровень цветного зрения у испытуемых. Тест Farnsworth-Munsell 100 Hue (FM 100) является доступным методом проверки цветового зрения, используемый в условиях массового скрининга (7). Данный тест позволяет выявить пороговые изменения цветовосприятия у лиц с нарушениями функционирования сетчатки и зрительного нерва.
Количественные показатели рассчитывались на предмет сходства нормальному распределению, методом Шапиро-Уилка (при числе исследуемых менее 50) или Колмогорова-Смирнова (при числе исследуемых более 50). Количественные показатели без нарушений описывались в виде средних арифметических величин (M) и стандартных отклонений (SD) доверительного интервала (95% ДИ), парный Т-критерий Стьюдента использовался при сравнении нормально распределенных количественных показателей (табл. 1, 2).
По результатам исследования было выявлено, что острота зрения для юношей одинакова как для левого, так и для правого глаза: у 60% испытуемых выявлена миопия, у 20% гиперметропия, и у оставшихся 20% эмметропия. У девушек ситуация иная: на OS 72% испытуемых с миопией, 23% с эмметропией и только 5% имеют гиперметропию. На OD: 75% – миопия, 20% – эмметропия, 5% – гиперметропия
Анализируя цветное зрения в группах с разным уровнем рефракции наблюдалось, что в группе юношей с гиперметропией и эмметропией по правому глазу все испытуемые имеют легкий дефицит цветового зрения, по левому глазу у половины обнаружен легкий дефицит, а у другой половины он вовсе отсутствует. В группе юношей с миопией на OD 80% имеют легкий дефицит, а 20% уже дефицит средней тяжести. На OS 40% имеют легкий дефицит, а 60% средний дефицит.
В группе девушек с гиперметропией результаты для левого и правого глаза одинаковы: 50% – легкий дефицит, 50% – нет дефицита. У девушек с эмметропией по OD 37% – нет дефицита, 50% – легкий дефицит и 12% – средний, по OS 22% испытуемых не имеют дефицита, у 44%-ов – легкий и у 33% средний дефицит. В группе с миопией у девушек по OD у 37% - нет дефицита,37% - легкий дефицит и 26% – средний.
По OS 28% не имеют дефицита, большинство – 62% имеют легкий дефицит, 7% – средний и 3% – тяжелый дефицит.
Таким образом, мы можем наглядно наблюдать, как меняется восприятие цветов в группах по остроте зрения.
Проводя анализ влияния коррекции зрения на цветовосприятие, мы получили следующие данные: острота зрения по правому и левому глазу выросла в среднем в 3 раза благодаря использованию корректирующих средств (очки или линзы).
Ожидаемо и снизилось количество ошибок в тесте Фарнсворта-Манселла, данные соответствуют отсутствию дефицита цветового зрения.
Таблица 1
Этапы наблюдения ОD
Этапы наблюдения |
p | |||
Острота зрения (правый глаз) |
Острота зрения (правый глаз с коррекцией) | |||
M±SD |
95% CI |
M±SD |
95% CI | |
0,18 ± 0,1 |
0,07 - 0,3 |
0,58 ± 0,32 |
0,22 - 0,95 |
0,029* |
Количество ошибок (TES) OD без коррекции |
Количество ошибок (TES) (OD с коррекцией) | |||
M±SD |
95% CI |
M±SD |
95% CI | |
66 ± 44,88 |
14,4 - 117,6 |
60,67 ± 55,56 |
3,21 - 124,54 |
0,686 |
Таблица 2
Этапы наблюдения ОS
Этапы наблюдения | ||||
Острота зрения (левый глаз без коррекции) |
Острота зрения (левый глаз с коррекцией) | |||
M±SD |
95% CI |
M±SD |
95% CI |
p |
0,2 ± 0,1 |
0,1 - 0,3 |
0,7 ± 0,3 |
0,4 - 1,1 |
0,008* |
Количество ошибок (TES) (левый глаз без коррекции) |
Количество ошибок (TES) (левый глаз с коррекцией) | |||
M±SD |
95% CI |
M±SD |
95% CI | |
79 ± 53 |
18 - 140 |
63 ± 49 |
7 - 119 |
0,154 |
Проведенный анализ показал, что количество ошибок (правый глаз) не имело статистически значимых изменений (p = 0,686), остроты зрения (правый глаз) отмечались статистически значимые изменения (p = 0,029), а острота зрения (левый глаз) имела статистически значимые изменения (p = 0,008), количество ошибок (левый глаз) не установилось статистически значимых изменений (p = 0,154).
ОБСУЖДЕНИЕ
У лиц с аметропией (миопической рефракцией) по результатам выполнения цветотеста Манселла отмечались статистически значимые изменения количества ошибок до и после коррекции. Анализ абсолютных значений количества ошибок показал, что до коррекции они находились в пределах 18 – 140, а после коррекции 7 – 119. Верхний предел количества ошибок изменился на 21, что соответствовало улучшению остроты зрения с коррекцией с предела 0,1 - 0,3 (без очков) до 0,4-1,1 (с оптической коррекцией).
Проводя анализ влияния коррекции зрения на цветовосприятие, мы получили следующие данные: острота зрения по правому и левому глазу выросла в среднем в 3 раза благодаря использованию корректирующих средств (очки или линзы). Ожидаемо и снизилось количество ошибок в тесте Фарнсворта-Манселла, данные соответствуют отсутствию дефицита цветового зрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У 60% юношей и 75% девушек в возрасте 16-19 лет имеют нарушение рефракции глаза – миопия. Среди юношей у 73% наблюдался дефицит цветового зрения. Среди девушек у 75% наблюдался дефицит цветового зрения. Анализ показателей остроты зрения и цветоощущения показал обратную зависимость: чем ниже острота зрения, тем выше дефицит цветового зрения.
При использовании повседневных корректирующих устройств (очки или линзы) у большинства испытуемых наблюдалось увеличение цветоощущения и снижение дефицита цветового зрения.
В основе развития миопии у студентов медицинского вуза преобладают рефракционные нарушения, что являлось актуальной причиной динамического наблюдения и разработки профилактических мероприятий, направленных на замедление или предотвращение прогрессирования близорукости.