Главная
Конференции
Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России
Формирование системы нематериального стимулирования труда работников на фармацев...

Формирование системы нематериального стимулирования труда работников на фармацевтическом предприятии

Секция

Экономика, финансы

Ключевые слова

стимулирование трудовой деятельности
нематериальное стимулирование труда
мотивация персонала
фармацевтическое предприятие
персонал

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением нематериального стимулирования труда в управлении персоналом фармацевтического предприятия. Представлено описание достоинств нематериального стимулирования трудовой деятельности, его формы, а также этапы разработки. Показано, что нематериальное стимулирование труда выполняет важную роль в формировании эффективной системы управления персоналом фармацевтического предприятия.

Текст статьи

Для любого предприятия важно обеспечивать заинтересованность сотрудников в трудовой деятельности, поскольку мотивированные сотрудники трудятся лучше, чем те, кто не заинтересован в своей работе. В связи с этим формирование системы стимулирования труда представляет собой важную задачу в системе управления персоналом. Для того, чтобы повысить производительность и достичь больших результатов, перед руководством любого предприятия встает важный вопрос – грамотное стимулирование труда персонала, которое базируется в основном на материальных аспектах, однако не менее важную роль выполняет и нематериальное стимулирование.

Развитие системы стимулирования связано в основном с тем, что при регулярных денежных выплатах в качестве премий работники перестают ощущать ценность данного вида воздействия, принимая их как часть заработной платы. При этом снижается вовлеченность персонала в трудовой процесс, поэтому необходимо на каждом конкретном предприятии создавать комплексную систему стимулирования [1, с.272].

Актуальность темы связана с тем, что разносторонний подход к стимулированию персонала приведет организацию к повышенной эффективности работы. Кроме материальных стимулов большое значение играют социальные льготы и нематериальные стимулы. Таким образом, повысив качество системы стимулирования, можно снизить текучесть кадров, гарантировать повышенный интерес к своей работе, повысить работоспособность. Стимулирование труда – это гарантия успешной работы, систему которого необходимо формировать с учетом особенностей персонала.

Среди форм стимулирования труда можно выделить материальные и нематериальные (рис.) [2, с. 271].

Рис. Система стимулирования

Нематериальное стимулирование включает в себя моральное, организационное, трудовое, должностное, партисипативное и принудительное. Характеристика различных форм нематериального стимулирования труда приведена в таблице.

Таблица

Формы нематериального стимулирования

Форма стимулирования

Характеристика

Примеры

Моральное стимулирование

Стимулирование на основе выражения общественного признания

  • объявление благодарностей;
  • вручение почетных грамот, значков;
  • присвоение званий, правительственных наград;
  • размещение фотографий сотрудников на Доске почета (информация должна постоянно обновляться и быть актуальной);
  • проведение внутренних соревнований и награждение победителей.

Организационное стимулирование

Стимулирование на основе создания организационных условий труда

  • условия труда: территориальная близость, приятная обстановка, использование современных качественных материалов в отделке помещений, дизайн и мебель, личная безопасность, современная техника;
  • удобный график работ;
  • психологический климат в коллективе;
  • грамотный руководитель.

Трудовое стимулирование

Основано на осознании значимости выполняемой работы

  • важность работы;
  • возможность принятия самостоятельных решений и поставленных задач (автономия работы);
  • интерес выполняемых задач;
  • возможность применения на практике собственных навыков и умений;
  • наличие обратной связи.

Должностное стимулирование

Комплексная форма стимулирования, позволяет достичь:

  • повышение заработной платы (материально-денежное стимулирование);
  • более интересных задач (трудовое стимулирование);
  • признание заслуг и авторитета личности (моральное стимулирование).
  • повышение в должности;
  • работа в режиме усложнения задач.

Принудительное стимулирование

Основано на отрицательном воздействии на работников

  • замечание, выговор;
  • штраф;
  • понижение в должности;
  • угроза увольнения с работы.

Партисипативное стимулирование (от англ. participant - участник

Предполагает, что работник работает более качественно с большей отдачей в связи с тем, что получает удовлетворение от своего труда.

  • Работники самостоятельно принимают решения по осуществлению трудовой деятельности.
  • Работники принимают участие по решению вопросов производства (составление проектов плановых заданий, выбор формы оплаты труда, использование ресурсов).
  • Работники имеют право вносить предложения по совершенствованию их работы.
  • Сотрудники вправе формировать рабочие группы, исходя из того, с кем из коллектива им хотелось бы работать (бригады, отделы, службы).

К достоинствам нематериального стимулирования труда можно отнести:

  • стимулирование проявление инициативы;
  • гибкость системы;
  • психологическая готовность к переменам – снижение сопротивляемости различным изменениям;
  • снижение материальных затрат на предприятии;
  • формирование открытости компании и внутренней культуры;
  • рост эффективности и производительности труда.

К недостаткам относятся:

  • неудовлетворенность нематериальных потребностей;
  • требуется значительное время, чтобы выявить необходимые потребности;
  • необходимо постоянно оценивать эффективность системы и вносить изменения [3].

В основе разработке системы нематериального стимулирования руководитель должен провести анализ наиболее важных ценностей для всех сотрудников на имеющемся предприятии. Для достижения наилучшего эффекта необходимо ориентироваться на каждого сотрудника и применять комплексный подход.

Основные правила создания системы нематериальной мотивации можно определить следующим образом [4]:

  1. «Используем множество способов». Комплексность системы повышает вероятность достижения желаемого эффекта повышения производительности труда.
  2. «Выбор подходящего момента». Необходимо поддерживать интерес сотрудника к достижению целей.
  3. «Готовность к разным реакциям». Каждый человек индивидуален, все будут по-разному реагировать на поощрения. Нужно учесть возникновение отторжения и обратного эффекта и быть готовым пересмотреть систему.

Система стимулирования труда должна быть четко упорядочена и вводить ее нужно планомерно. Выделим следующие этапы разработки [5]:

Этап 1. Принятие решения о введение системы нематериального стимулирования труда. В процессе создания необходимо провести расчёты по уровню обеспечения достойной системы и издержек на нее. Например, малозатратными методами будут выдача благодарностей и упоминание на Доске почета, а организация питания и оплата обучения будут связаны с существенными затратами.

Этап 2. Определение потребностей персонала. Здесь важно ориентироваться именно на сотрудников. Данный вопрос поможет решить анкетирование, учет пожеланий, анализ потребностей коллектива в целом, ведь если предложенные методы неактуальны, то не будет стремления к поощрениям.

Для различных категорий сотрудников мотиваторы будут разными и нужно учесть этот фактор для применения системы стимулирования. Например, для работников, чей уровень дохода недостаточно высок, для вспомогательного и обслуживающего персонала, будет эффективна оплата путевок в лагеря для их детей, но для руководителей подобная мотивация вряд ли будет эффективной в силу высокого уровня дохода. Помимо этого, удобный вариант, при котором работник будет сам выбирать, стимулирующий фактор для себя в определенной ситуации, будет существенно повышать уровень удовлетворенности.

Этап 3. Определение типов достижений, составление планов их получения. Важно учесть, что нельзя поощрять то, что входит в рамки обыденных должностных обязанностей, так в этом случае работник будет оценивать любое свое действие как подвиг, требующий не только признания, но и обязательного поощрения. Между тем, повышение результатов деятельности, совершенствованию в своей области действий должны однозначно поощряться, они дают ощутимый эффект для компании.

Этап 4. Утверждение системы нематериального стимулирования, ознакомление работников с Положением. Размещение на сайте организации в личных кабинетах, передача информации в структурные подразделение через заведующих, расположение на информационном стенде – все способы предоставления общего доступа к нововведениям.

Этап 5. Систематическая оценка эффективности, улучшение и корректировка при неудовлетворительных результатах. Статичная система приводит к привыканию, сотрудники теряют интерес. На изменение мотиваторов оказывают влияние множество факторов, в том числе изменения; целей деятельности, во внутренней структуре организации, повышение текучести персонала, что говорит о потере интереса к рабочему месту, это ведет к поиску нового что способно материально и нематериально достичь потребностей и амбиций. Долгосрочные достижения необходимо отслеживать масштабно, анализ не нужно проводить часто, достаточно раз в год [6, с.385].

Важно отметить, что для достижения эффективной работы сотрудников и повышения производительности труда необходимо создать систему не только материального стимулирования, но и нематериального.

Денежные стимулы со временем теряют свою ценность, вызывают привыкание и не воспринимаются сотрудниками на должном уровне. В таком случает на помощь придет система нематериального стимулирования, которая поможет удержать интерес к работе, привлечет персонал высокой квалификации и уменьшит текучесть кадров. Система должна быть актуальна и прозрачна для каждого сотрудника фармацевтического предприятия и учитывать потребности индивидуально. Для России нематериальное стимулирование является чем-то новым для большинства организаций. Но выполнение задачи по данному стимулированию работников не только принесет в скором времени свои плоды, но и повысит уровень отечественной отрасли в целом.

Список литературы

  1. Озерникова Т. Г. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Озерникова. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. – 183 с.
  2. Фаррахов А. Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
  3. Кардапольцев К.В. Реализация системы мотивации через систему управления персоналом / Кардапольцев К.В., Романова Е.Д. // Науч. журн.- 2016.-№6.-С.84-87.
  4. Жевнерчук В. Л. Концепция разработки системы стимулирования труда рабочих / В. Л. Жевнерчук, А. А. Фомин // Труд и социальные отношения. – 2014. – № 9. – С. 50–62.
  5. Ландсберг М. Дао мотивации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. – 192 с.
  6. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности; Проспект- Москва, 2012. - 419 c.

Поделиться

2433

Палагина А. А. Формирование системы нематериального стимулирования труда работников на фармацевтическом предприятии // Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 декабря 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/3389-formirovanie-sistemi-nematerialnogo-stimulir

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января