В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования. Причиной тому является необходимость постоянного развития общества, а именно совершенствования интеллектуального ресурса человека, являющегося базовым компонентом социально-экономического благополучия государства. Система высшего образования выступает в качестве основного механизма такого развития, так как она построена на процессах систематизации, творческой переработки и организованного усвоения социокультурного опыта предшествующих поколений [1].
Система военного образования – важнейший инструмент формирования кадрового потенциала Вооружённых Сил. Поэтому её развитие было и остаётся приоритетным. Масштабное переоснащение армии и флота ставит перед системой военного образования задачу подготовки специалистов, способных умело применять новое вооружение и военную технику.
Роль высшего образования трудно переоценить. В преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль принадлежит высшему образованию. Высшее образование признано ведущим фактором социального и экономического прогресса.
Военное образование как фактор влияния на развитие Вооруженных Сил также подвержено модернизации. Внимание к нему продиктовано тем, что в большой степени именно военное образование обеспечивает высокую боеспособность и боеготовность Вооруженным Силам, так как передовые достижения технического прогресса, использование новейших образцов военной техники и вооружения, развитие тактики и стратегии вооруженной борьбы обеспечивают безопасность государства.
Проблема адаптации к условиям высших военных учебных заведений была всегда. И военная педагогика, и психология не одно десятилетие стремились найти решение оптимизации процесса адаптации. Но современные реалии диктуют свои условия. И в своем исследовании мы постарались ответить на вопрос, что же сейчас в наибольшей степени тревожит курсантов младших курсов, что же сильнее их беспокоит и вызывает наибольшие трудности, замедляя процесс вхождения в новые для них условия жизнедеятельности.
Актуальность проблемы адаптации курсантов младших курсов заключается в необходимости, в условиях современного образования, оптимизировать процесс обучения, повышать эффективность принятия не только новой для молодых людей информации, но и существующих правил и норм поведения в вооруженных силах. А также сохранять максимальную эффективность при значительных эмоциональных и Физических нагрузках. Сохранять способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению при постоянно возрастающих требованиях к знаниям, навыкам и умениям будущего офицера, а также к его морально-нравственным качествам.
Выпускники военных вузов должны быть готовы решать самые сложные задачи. А для этого необходимо совершенствовать обучающие технологии, внедрять в учебный процесс всё новое, что есть в нашей стране и за рубежом, учитывать в подготовке кадров вероятные изменения в характере вооружённой борьбы.
Возрастающая психо-эмоциональная нагрузка в связи с постоянно нарастающими требованиями к военнослужащим в сфере национальной безопасности, изучение новых технологий, усложняющийся процесс обучения, информационная нагрузка связанная с постоянно меняющейся политической обстановкой в мире, в значительной мере осложняют процесс адаптации интеграции молодых людей в условиях военного образования (учебного заведения) .
В статье рассмотрены данные проблемы с точки зрения самих участников образовательного процесса – курсантов. Раскрыта суть актуальных для них проблем.
Для этого на базе института проводилось исследование в методологический комплекс, которого были включены тесты, анкетирование, наблюдение и беседы, как с курсантами, так и с их родителями.
С целью определения успешности протекания процесса адаптации, был изучен уровень нервно-психической устойчивости. В конце первого семестра первого курса количество курсантов с неудовлетворительным показателем составило 0,6%. Этот показатель изучался у этих же курсантов на втором курсе через год обучения в высшем военном учебном заведении, для определения способности выполнять служебные обязанности и активно участвовать в учебной деятельности. Неудовлетворительный уровень НПУ составил 3,2% от общего количества обследованных курсантов второго курса. Изначально процесс адаптации протекал удовлетворительно, что же повлияло на курсантов и привело к ухудшению психо-эмоционального состояния.
Условия довузовского воспитания молодых людей так же могут осложнять и замедлять адаптацию. Развитие социальных сетей уменьшает необходимость живого общения, и как итог, оказавшись в ситуации необходимости непосредственного и непрерывного взаимодействия, друг с другом (в условиях проживания в казарме), курсанты испытывают дискомфорт. В условиях развития информационных технологий и средств связи, молодые люди привыкли постоянно быть в контакте с родными и близкими, обучение в военных ВУЗах ограничивает данную возможность в значительной мере, вызывает трудности и негативные эмоции.
Индивидуальный подход в воспитании детей, с одной стороны, позволяет в полной мере развить у ребенка его индивидуальные способности, сформировать личность способную к самореализации в нестандартных условиях. Но в тоже время в условиях жесткой иерархии и подчинения военной среды может в значительной степени трансформировать сложившиеся мировоззрение и жизненные принципы молодого человека, замедлять и осложнять процесс адаптации. При проведении анкетирования были учтены те волнующие курсантов вопросы, которые озвучивались при беседах. Так на вопрос, что в большей степени вызывает трудности при обучении были даны следующие ответы: трудно привыкать к распорядку дня – 7,8% опрошенных, не хватает общения с близкими – 13,9% респондентов, трудно привыкнуть к подчинению – 6,2%, трудно привыкнуть к жизни в казарме – 3,2%, трудно постоянно находится в коллективе – 3,2%, информационная изолированность – 1,6%.
Таким образом, подтверждаются те факторы, затрудняющие адаптацию, которые мы выделили ранее.
Следует отметить, что выпускники кадетских корпусов, школ и классов, члены движения Юнармия входят в среду военного учебного заведения значительно быстрее, переживая меньше эмоциональное напряжение, легче перенося трудности, так как более подготовлены к предстоящим испытаниям в процессе обучения военных специалистов, будущих офицеров.
Исходя из проведенного исследования, была разработана программа психолого-педагогического сопровождения курсантов младших курсов, с целью уменьшить негативные проявления процесса адаптации и интеграции в образовательную среду высшего военного учебного заведения.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье курсантов, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение новых стандартов высшего военного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в учебных учреждениях, определяя точное место формам и видам приложения психологических и педагогических знаний в содержании и организации образовательной среды высшего учебного заведения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность военного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в высшем военном учебном заведении по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Программа педагогического сопровождения имеет следующие цели: преодоление затруднений курсантами в учебной деятельности, освоении военно-учетной специальности; овладение навыками взаимодействия курсантов с воинским коллективом; психолого-педагогическое сопровождение курсантов, имеющих проблемы в адаптации к жизни в высшем военном учебном заведении [10].
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются: 1) успешность деятельности обучающегося; 2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья; 3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением; 4) связывание своих личных планов и интересов с профессиональной деятельностью в перспективе.
Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые условия обучения в военных учебных заведениях по средствам организации педагогического сопровождения и поддержки.
Для достижения поставленных перед программой целей должны быть решены следующие задачи: 1) своевременно выявить курсантов с трудностями адаптации; 2) создать условия, способствующие освоению курсантами, испытывающими трудности адаптации в образовательной среде военного высшего заведения, образовательной программы с полной военной подготовкой и их интеграции в образовательном учреждении и воинском коллективе; 3) организовать индивидуальные или групповые занятия для курсантов с выраженными проявлениями дезадаптации к обучению в высшем военном учебном заведении; 4) реализовать систему мероприятий по социально-психологической адаптации курсантов первых курсов в образовательной среде высшего военного учебного заведения, с учетом особенностей обучения по программе с полной военной подготовкой; 5) организовать психолого-педагогического сопровождения педагогов, командиров, обучающихся, родителей на этапе адаптации; 6) развивать психолого-педагогическую компетентность курсантов, командиров, родителей, педагогов; 7) систематически отслеживать психолого-педагогический статус курсанта и динамику его психологического развития в процессе получения военно-учетной специальности, осуществить подбор методов и средств оценки сформированности профессионально важных компетенций.
Осуществляется социально-педагогическое сопровождение курсантов в период адаптации к условиям высшего военного учебного заведения по следующим основным направлениям.
1. Диагностика – выявление индивидуальных психологических особенностей курсанта, наиболее важных для успешной адаптации в воинском коллективе и освоения военно-учетной специальности. Психологическая диагностика может быть индивидуальной и групповой. Так же выделяются следующие этапы диагностики: первичное и углубленное изучение особенностей курсантов, социально-психологических процессов протекающих в воинских коллективах на этапе адаптации; формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с курсантами, требующими психолого-педагогического внимания, имеющих затруднения в адаптации к новым условиям военного вуза, составление долговременного плана формирования и развития необходимых профессиональных компетенций и психологических образований.
2. Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем военнослужащих (курсантов). Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, командирам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Разработка и осуществление развивающих программ для курсантов с учетом задач каждого этапа профессиональной подготовки; выявление психологических особенностей курсанта, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в социально-профессиональной адаптации; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом курсантов на следующую ступень профессионального развития.
3. Консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются командиры, курсанты, преподаватели, родители. Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению [3]. Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории курсантов с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего, с курсантами, имеющими проблемы в адаптации, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики [2]. Данное направление необходимо для уменьшения степени выраженности дезадаптации, ее поведенческих последствий; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала курсанта.
6. Педагогическое просвещение – формирование потребности в знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся (курсантов), на каждом этапе профессионального образования, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в профессиональном становлении и развитии личности [4]. Так же приобщение командиров, педагогического коллектива, курсантов и родителей к педагогической и психологической культуре.
7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Реализация программы осуществляется в работе с курсантами, профессорско-преподавательским составом, командирами и родителями курсантов.
Работа с курсантами проводится с целью повышения психолого-педагогической компетентности, оказания помощи при решении возникших проблемных вопросов. Профилактическая работа с курсантами с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. Выявление курсантов группы риска (методом мониторинга) и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Проведение тренингов, групповых развивающих занятий с курсантами по развитию коммуникативных и регулятивных компетенций, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование курсантов с целью оказания непосредственной помощи в решении проблем.
Работа с командирами, педагогами и другими участниками образовательного процесса организовывается с целью повышения психолого-педагогической компетентности, оказание методической помощи при решении возникших проблемных вопросов, просвещения. Работа с мотивацией, внутренней установкой командира, преподавателя, развитие креативности, готовности к инновациям. Развитие психологической компетентности. Консультирование командиров и преподавателей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий, оказание помощи при подготовке и анализе занятий). Проведение семинаров, инструкторско-методических занятий, лекций. Сопровождение взаимодействия «командир-курсант», «преподаватель – курсант» эффективность которого будет определяться максимальным решением образовательных и развивающих задач, с одной стороны, и максимально комфортными и психологически безопасными отношениями.
Работа с родителями курсантов имеет следующую цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах особенностей процесса адаптации к военной службе курсантов [11]. Проводится по направлениям: консультирование по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию курсантов к условиям военного вуза, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповых и индивидуальных консультаций, лекций, семинаров, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешению конфликтов. В мероприятиях принимают участие, как родители, так и курсанты и командиры. Профилактическая работа с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию конструктивного поведения в семье в процессе взаимодействия с молодыми людьми, выбравшими профессию офицера. Психологическое просвещение, проведение бесед, лекций, родительских собраний и рекомендации родителям для успешного взаимодействия с курсантами.
В заключении хочется сказать, что подготовка кадров – это фундамент развития Вооружённых Сил Российской Федерации и данному направлению деятельности следует уделять особое внимание. Ведь от этого зависит будущее нашей страны, наше спокойствие и безопасность. Социально-педагогическое сопровождение – необходимый вспомогательные элемент в образовательном процессе, который поможет ускорить и оптимизировать процесс адаптации. Что благоприятно скажется на качестве подготовки будущих специалистов.