История философии показывают, что далеко не всякий метод обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Основной функцией метода выступает организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод и сводится к совокупности определенных правил.
Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть орудием познания. Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. Главным сочинением Бэкона по методологии научного познания было «Новый Органон». В нем дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки [1, с. 35]. В качестве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения чувственных данных.
Ф. Бэкон поставил важный вопрос – о методе научного познания. В связи с этим, он выдвинул учение о так называемых «идолах». Идолы олицетворяют собой противоречивость процесса познания, его сложность и запутанность.
В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие разновидности идолов.
Во-первых, это «призраки рода». Они обусловлены самой природой человека, спецификой его органов чувств и разума, ограниченностью их возможностей.
Во-вторых, имеют место «призраки пещеры», которые также значительно ослабляют и искажают «свет природы».
В-третьих, Ф. Бэкон выделял «призраки площади» («рынка»). Они возникают в ходе общения людей и обусловлены, прежде всего, влиянием неправильных слов и ложных понятий на ход познания.
В-четвертых, существуют и «идолы театра». Они представляют собой слепую и фанатичную веру в авторитеты, что нередко имеет место в самой философии.
Ф. Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, который предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий к более сложным и развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное, как толкование фактов, получаемых путем опыта.
Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). "От частного к общему" – так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания.
Любой метод может и оказаться неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как “руководящей нитью” в научной или иной форме деятельности, а как и готовым шаблоном для перекраивания и фактов. Главное предназначение любого метода -- на основе соответствующих принципов обеспечить успешное решение определенных и познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов. В этом плане синергетика успешно исследует объект и анализирует место объекта в обществе [2, p. 59-61].
При проведении научного исследования:
- нельзя применять методы как готовые шаблоны, а необходимо осознанно их использовать, понимая их возможности и границы. Что сделает научное исследование более рациональным и эффективным.
- необходимо учитывать многие социальные факторы, а именно: связь науки с производством, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, “личностные особенности” субъекта деятельности и другие.
- необходимо комплексно использовать ряд методов в их единстве и взаимном дополнении, методологической обусловленности, определять правильное соотношение между методами "традиционными" для юриспруденции и новыми социологическими, философскими, политологическими и психологическими подходами к понятиям право и государство, эмпирическими и теоретическими приемами их познания.
Заложенную Ф. Бэконом традицию научной методологии продолжил французский философ и ученый Рене Декарт. Как и Бэкон, Декарт отмечал большое значение для науки правильного метода. Он подчеркивал, что идущий медленно по прямой дороге способен продвинуться значительно дальше того, кто бежит на удалении от правильного пути. Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.
В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что научный метод управляет разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себя определенные правила [3, с. 286].
Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:
- не принимать за истинное ничего такого, что еще не связано с очевидностью. В познании важно избегать поспешности, заинтересованности и предвзятости, проявлять здоровый скепсис;
- мысленно делить (анализировать) всякий исследуемый вопрос на максимально простые элементы и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более сложных вопросов;
- полученные в итоге идеи располагать в определенной последовательности, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому;
- накапливаемые научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы иметь максимально полное и всестороннее знание о предметах ("перечни полные" и "обзоры общие").
Важнейшим из всех названных выше правил является требование ясности и определенности в суждениях.
Итак, задачей этих методов является усилить гносеологические возможности наук в изучении природы и тем самым вооружить человека знаниями. На этом пути философы достигли определенных позитивных результатов. Были выявлены не использованные ранее эвристические возможности индукции, дедукции и других методов исследования.