Дифференциация обучения как способ повышения уровня литературного развития учащихся

В статье анализируется изменения в школьном литературном образовании, которые, связаны с обновлением содержания и структуры школьного курса, появлением новых типов школ, новых концепций преподавания школьных предметов, современных образовательных технологий.

Аннотация статьи
формирование личности
ученик
обучение
литературное развитие
Ключевые слова

В последнее время в процессе преподавания литературы, как и в дидактике вообще, стал актуальным не только результат, но и процесс его достижения, потому что в школе ученик не просто получает знания и учится их применять, но и вступает в этом процессе в сложные отношения с миром и людьми, изменяя их и изменяясь сам. Действительно, для формирования личности человека важно не только, сколько знаний усвоил ученик и чему он научился, но и какими способами шло усвоение знаний и выработка навыков, что в этом процессе школьник сделал под руководством учителя, а что научился выполнять самостоятельно.

Следовательно, процесс включения ученика в самостоятельное добывание знаний становится сегодня единственно приемлемым на всех этапах школьного литературного образования. Кроме того, класс, с которым работает учитель, не воспринимается как нечто однородное и нерасчленённое. От случайного учёта личностных особенностей школа пришла к необходимости создания системы выявления уровней обученности школьников, индивидуальных программ обучения каждого и отслеживания результатов обучения. Именно поэтому сегодня так важна дифференциация обучения внутри класса, на каждом уроке, когда максимально учитываются интересы и возможности учащихся, когда путь обучения каждого из них ведёт в конечном счёте к развитию личностных качеств как природных, так и сформированных в процессе обучения и развития.

Стоит отметить, что внимание личностным особенностям учеников уделялось в методических исследованиях прошлого, но учёт взаимосвязей индивидуальных качеств школьников и специфики литературных произведений не был системным, комплексным. Дифференциация касалась, прежде всего, уровня подготовки учащихся, а специфика самого литературного произведения, способов и этапов его изучения на уроках разных типов не являлась основанием для дифференцированного подхода к обучению литературе.

Поэтому, создавая систему повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения, следует опираться на положения, что в процессе литературного образования взаимодействуют три субъекта: ученик, учитель и художественное произведение, каждый из которых влияет на специфику дифференциации в обучении литературе. Характер дифференциации зависит как от личностных особенностей ученика (возраста, психического и литературного развития, читательского восприятия, интересов и способности к определённому виду познавательной деятельности), так и от идейно-эстетической и родо-жанровой природы произведения, его структуры, эпохи создания и культурологического контекста.

Сейчас потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребёнку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Для достижения данного результата класс лучше разделить на группы с учётом психологических особенностей, характера каждого ученика.

Несомненно, дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

  1. уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы (не секрет, например, что в первый класс приходят более 50% детей с отклонениями от нормы в психосоматическом развитии);
  2. решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;
  3. становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Ещё К.Д.Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».

Дифференцированное обучение предполагает соблюдение определённых условий:

  1. учитель хорошо знает школьника, его индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны;
  2. ученики достигли определённого уровня умений самостоятельно приобретать знания;
  3. в классе есть коллектив;
  4. свой «образ ученика» учитель должен подвергать критическому пересмотру.

Кроме того, для положительных результатов дифференциации важен профессиональный уровень учителя, его способность осуществлять системный, деятельностный, личностно-ориентированный подход в обучении, дифференцировать этот процесс на различных этапах изучения произведения и на этапе контроля литературного развития учащихся.

Разработанная система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения включает в себя несколько этапов:

  1. проектирования и диагностики, когда мы выявляем уровень литературного развития учащихся и определяем особенности содержания и форм изучения литературы в общеобразовательных и профильных гуманитарных классах;
  2. обучения восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения, когда дифференцированный подход в обучении зависит от родо-жанровой природы текста, вида урока литературы (урок обучения выразительному чтению, беседа, урок обучения сочинению, урок внеклассного чтения, а в средней школе также лекция, практикум по анализу фрагмента эпического или драматического произведения или одного стихотворения, семинар и др.) и этапа изучения произведения в процессе работы над литературной темой в старших классах;
  3. контроля, когда для выявления уровня литературного развития учащихся предусматривается дифференциация контрольных заданий (сочинения, контрольные работы по литературе, тесты, литературные игры, олимпиадные задания и др.).

На первом этапе необходимы:

  1. проектирование образа ученика с высоким литературным развитием в соответствии с требованиями образовательного стандарта;
  2. диагностика уровня литературного развития учащихся;
  3. внутриклассная дифференциация на уровне однородных групп с минимальным, средним, высоким уровнями обученности литературе;
  4. проектирование системы индивидуального развития школьников разного уровня;
  5. дифференциация содержания и форм литературного развития учащихся и тематическое планирование курса в зависимости от профиля класса и его качественных характеристик.

На вступительных уроках дифференциация связана также с диагностикой индивидуальных особенностей учеников, их литературных интересов, активизацией познавательной деятельности школьников и их мотивацией к самостоятельной исследовательской работе.

Нельзя забывать и о том, что учителю важно дифференцированно развивать разные грани чувственной сферы учащихся: творческое воображение, фантазию, наглядную образность художественного восприятия, способность воспринимать мир красок и звуков в литературном тексте, совершенствовать эмоциональную остроту и чуткость восприятия образной речи.

На уроках обучения выразительному чтению актуализируются такие стиховедческие категории, как ритм, стих, интонация, пауза, темп, звукопись. Они становятся основой для дифференциации обучения, т.к. наблюдения за каждой из них способствуют развитию определённых граней восприятия текста.

На этапе обучения интерпретации текста необходима система разноуровневых заданий, развивающих слабые стороны литературной подготовки, выявленные в результате диагностики. Это задание на умение видеть характерные черты речи героев, на выявление авторской позиции, смысла сюжетных и композиционных особенностей произведения, на внимание к художественной детали, на развитие навыков сравнительного анализа и др.

Постепенно дифференцированные задания должны усложняться, оказывая влияние на различные сферы читательского восприятия. Так, от определения литературного приёма в начальной школе читатели-старшеклассники поднимаются до выявления его художественной функции, от воссоздающего воображения восходят к воображению творческому. На высшей ступени литературного образования дифференциация заданий связана с объёмом использования дополнительного материала, уровнем развития монологической речи и направлена на развитие исследовательских навыков.

Дифференцированный подход способствует активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях, для чего используются опережающие задания разного уровня сложности, а также задания на составление планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов. При этом учитываются интересы, уровень литературного развития школьников и направленность на развитие тех сфер читательской деятельности, которые сформированы недостаточно.

Дифференциация обучения способствует подготовке учащихся к созданию самостоятельных интерпретаций произведений с разной родо-жанровой природой. При изучении эпоса дифференцируются и усложняются задания, направленные на выявление функций сюжета, композиции, системы образов, языка и стиля писателя. На уроках по анализу драмы – задания на выявление главных и второстепенных персонажей пьесы, речевых характеристик, функций авторских ремарок, писательской манеры драматурга, развитие художественного воображения, помогающего представить сценическое воплощение пьесы. При изучении лирики актуализируется исследование структурно-семантических элементов текста, изучение связей лирики с биографией поэтов, с литературными манифестами, критическими оценками современников, составление биографических и историко-культурных комментариев.

На заключительных занятиях по анализу литературных произведений дифференциации обучения способствуют индивидуальные и групповые задания, связанные с идейно-эстетической природой произведения, его композиционными особенностями, спецификой создания системы образов и художественной формой. Эффективной технологией на заключительных занятиях становится обучение в группах, где дифференциация обусловлена их качественным составом и варьируется от степени сложности задания для всей группы до индивидуальных заданий в микрогруппах с учётом особенностей учащихся, их интересов, личностного и литературного развития. Разнообразие заданий на заключительных занятиях помогает школьникам выбрать тот уровень сложности, который им по силам.

Для повышения эффективности обучения сочинениям в старшей школе необходимы дифференцированные задания на создание различных видов вступлений и заключений. На выявление роли композиции произведения и её структурных элементов, на самостоятельную работу с дополнительной критической и справочной литературой. При изучении монографической темы дифференциация обучения связана не только с личностно ориентированным подходом к ученику, но и с особенностями самого произведения: его родо-жанровой природой, спецификой художественной структуры, культурологическим контекстом. Для разных учеников сочетание этих параметров будет индивидуальным.

Дифференциация обучения на уроках внеклассного чтения направлена на привлечение на урок форм внеклассной работы по литературе. Подготовка концертных номеров, исполнение музыкальных фрагментов, привлечение к работе с текстом изобразительных, драматических или кинематографических произведений, инсценирование, сопоставление литературы с музыкой, изобразительным искусством становятся производными от личностных интересов и склонностей школьников. К уроку внеклассного чтения важно подобрать такие эпизоды, стихотворения, которые будут отличаться интересной художественной структурой и культурно-биографическим подтекстом. Для школьников продвинутого уровня возможны индивидуальные задания повышенной сложности, исследующие элементы поэтики писателя. В старшей школе, когда ведущей психологической деятельностью становится самопознание, на уроках литературы следует развивать естественный интерес читателей к проблемам исторических и эстетических связей искусства и жизни.

Дифференцированный контроль уровня литературной подготовки основан на учёте психологических особенностей личности школьников, их склонностей и ориентации на определённую оценку. Успешность дифференцированного контроля зависит от разнообразия его форм, оптимально оценивающих уровень литературного развития учащихся от класса к классу. От проверки навыков чтения и пересказа, литературных игр и викторин в начальной школе существенно возрастает количество форм контроля в среднем и старшем звене обучения: сочинение, диагностические и контрольные работы, тестирование, олимпиадные задания и др.

Итак, совершенствование читательского восприятия, реализованное в школьном преподавании на основе дифференцированного подхода к обучению, во-первых, способствует воспитанию внутренней культуры, во-вторых, помогает углублению понимания литературы и развитию умений самостоятельных оценок прочитанного.

Текст статьи
  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  2. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М., Институт практической психологии.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М., 2000.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 28 мая по 03 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 июня
Загрузка в eLibrary
07 июня
Рассылка печатных экземпляров
16 июня