научный журнал «Актуальные исследования» #50 (77), декабрь '21

Развитие музыкальности у детей в старшей группе детского сада в процессе освоения произведений музыкального фольклора

В статье рассмотрена важность развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация статьи
мышление
воспитание
музыкальность
музыкальный фольклор
дошкольный возраст
Ключевые слова

Обращение к музыкальному фольклору в развитии музыкальности старших дошкольников открывает широкие возможности педагогическому процессу, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Ориентир на старший дошкольный возраст ребенка объясняется тем, что в этот период происходит углубление и систематизация представлений о музыкальном искусстве, музыкальном звуке и его практическом воплощении в образах окружающей жизни. Именно в этом возрасте происходит активное формирование музыкальных способностей и потребностей [1].

Музыкальность – это понятие, объединяющее в себе комплекс музыкальных способностей, позволяющих успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в общекультурном развитии человека [2].

Под музыкальностью понимают комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, позволяющий успешно выполнять музыкальную деятельность. Музыкальность присуща всем, без исключения, людям, имеющим физический слух, но выражается она у каждого индивидуально в силу уникальности каждого индивида, отчего выполнение деятельности происходит у каждого человека по-разному.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

  • проявление музыкальной впечатлительности малыша;
  • характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;
  • потребность в музыкальных впечатлениях.

В русской народной песне заложены большие возможности для развития у детей старшего дошкольного возраста следующих способностей и навыков: усвоения интонационных, гармонических, ладовых и ритмических особенностей музыки; развитие навыков восприятия вокального и инструментального исполнения; навыков музыкально-ритмического движения; вокальной и инструментальной импровизации.

Включение детей старшего дошкольного возраста в различные виды музыкальной деятельности, основанной на материале музыкального фольклора, - одно из главных условий их полноценного эстетического воспитания, а также развития их музыкально-творческих способностей.

Таким образом, главный принцип освоения музыкального фольклора – не имитация народной традиции, народного исполнения, а глубокое проникновение в сущность фольклорного творчества, народного художественного мышления. Именно такой подход к музыкальному фольклору можно рассматривать как средство развития музыкальности ребенка.

Формирование музыкальности в старшей группе дошкольного возраста в процессе освоения произведений музыкального фольклора

Целью практической части явилось развитие музыкальности старших дошкольников в ходе изучения музыкального фольклора, на занятии музыки в детском саду.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:

  1. На констатирующем этапе с использованием диагностических методик был выявлен первоначальный уровень развития музыкальности у старших дошкольников.
  2. На формирующем этапе был разработан и реализован комплекс занятий старших дошкольников на развитие музыкальности.
  3. На контрольном этапе была проведена диагностика.

Цель констатирующего эксперимента  выявить уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Выявить особенности музыкального развития детей.
  2. Выявить уровень музыкальных способностей.
  3. Выявить роль развития музыкальности в ходе исполнительской музыкальной деятельности на основе включения фольклорного компонента в занятия музыки.

Констатирующий этап.

На первом году жизни слушание музыки как средство музыкального развития ребенка играет главную роль.

Воспитатель исполняет простые народные песенки, попевки, контрастные по звучанию, вызывая эмоциональную реакцию малыша: улыбку, гуляние, отдельные действия [2].

Выявляя музыкальный слух, детей приучают сосредоточивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детских музыкальных инструментах (дудочке, губной гармонике, металлофоне).

На втором году жизни у малышей появляется интерес к музыке. Они могут слушать небольшие музыкальные произведения и не просто радоваться, услышав их, но и выражать свое эмоциональное состояние – бодрое, задорное при слушании песни «Лошадка» Е.Тиличеевой, спокойное, доброжелательное при слушании песни «Кошка» А.Н. Александрова и т.д. [5].

В процессе формирования музыкального восприятия ставится задача приучать детей прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать ее при повторном слушании.

На занятиях были проведены народные игры-тесты:

  • на выявление уровня развития чувства метра: «Колпачок», «Заинька» «Цынцы-брынцы, балалайка»;
  • на изучение чувства ритма: «Ладошки», воспроизводящий и воспринимающий тесты. Проверку ритмического чувства проводилось также в форме игры «Эхо». Дети прохлопывали ритм вслед за нами.

Изучать эту способность можно посредством предъявления одной и той же мелодии (музыкального фрагмента) в последовательно дифференцированном ее исполнении различными инструментами и голосами. Например, использовалась тест-игра «Тембровые прятки» на песню «Скок, скок, поскок, молодой дроздок».

Определение способности адекватной аудиальномоторной реакции на динамические изменения инструментальной и вокально-инструментальной помогла игра «Мы поедем в «Тихо-громко» [3].

На достаточно раннем этапе развития оказались наиболее простые компоненты музыкальности: динамический и тембровый слух, а также вокально-хоровые навыки. Были выявлены такие проблемы, как недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства у группы детей (низкий уровень): Максим Б., Василиса П., Ангелина А., Валерия К., Мария Л. Дети справляются лишь с несложными заданиями по метру-ритму. К числу их относится воспроизведение постоянного ритма, к тому же длящегося достаточное время. Явно затрудняются дети при выполнении более детализированной реализации в движении, например различие и воспроизведение неодинаковых по длительности звуков.

На констатирующем этапе экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание сформированности музыкальности у группы детей (средний уровень): Владислав З., Иван Н., Дмитрий П., Вадим А., Владимир Ж., Анна М., Кристина С. В процессе выполнения заданий дети данной группы значительно отличаются от детей с низким уровнем развития. Подавляющее большинство детей выполняет задание. Но обращает внимание тот факт, что значительно лучше удается ускорение и значительно хуже замедленнее. Это различие было отмечено у большинства детей.

Также были выявлены высокие показатели уровня развития музыкальности у группы детей (высокий уровень): Сергей К., Егор Е. Дети свободно выполняют задания, самостоятельно хорошо справляются, чувствуют равномерность смены фраз – меняют движения. Довольно отчетливо ими воспринимается как быстрый, так и медленный темп.

Формирующий этап.

На данном этапе учитывались особенности программы обучения данной группы, интересы детей в данной группе, способности детей и каждого ребенка в отдельности. Нами было осуществлено прослушивание детей и диагностические исследования, с целью определения музыкальности: чистоты интонирования мелодий, чувства темпа, общего уровня сформированности вокально-хоровых навыков [4].

Критерии и оценки выполнения задания: нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку – 0 баллов; слушает невнимательно, отвлекается, проявляет эмоциональные реакции – 1 балл; проявляет интерес к ситуации с отдельными элементами новизны – 2 балла; внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления и двигательная реакция – 3 балла.

Уже с первых занятий музыки нацеливалось главное: не только слушать (слушание музыки) народную музыку, но и творчески интерпретировать ее. Прочувствованное и продуманное восприятие и исполнение активизирует внутренний мир детей, делает их душевно богаче, утонченнее, способствует развитию музыкальности и общей культуры личности ребенка в целом [1].

Так, например, на занятии по теме «Как сложили песню», после прослушивания «Колыбельная» - обработка А.Лядова, «Ты, река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «А мы просо сеяли» мы предложили детям разучить и исполнить русскую народную песню «Я сажала ленок» [3]. Дети с огромным удовольствием разучили эту песню и исполнили ее, изображая различные трудовые действия:

Воспитатель: В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком [3].

Вставайте, ребята, в круг. Сейчас мы с вами будем петь и изображать действия, о которых поется в песне.

1-й куплет

Я сажала, сажала ленок,
Я сажала, сажала ленок,
Я сажала, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок».

На первом куплете мы показываем, как будто разбрасываем семена.

2-й куплет

Я полола, полола ленок - 2 раза
Я полола, приговаривала
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок» (наклоняются до земли, изображая, как -будто полят).

3-й куплет

Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону)

Таким образом, используя разные методы и приемы на каждом занятии в различных видах деятельности в процессе освоения музыкального фольклора, мы развивали музыкальность детей.

На формирующем этапе экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание высшего уровня сформированности музыкальности детей старшего дошкольного возраста [4].

Контрольный этап.

На третьем этапе нами были подведены результаты педагогического исследования. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в той же группе. Для выявления эффективности использовался тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Это позволило, объективно контролировать динамику уровня сформированности музыкального восприятия и развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста [4].

Выяснилось, что, если работа ведется постоянно на каждом занятии музыки, с использованием разных видов деятельности, эффективность применения различных методов и приемов по формированию музыкальности повышается. В процессе занятий у детей формировались интерес, любовь к народной музыке, эмоциональная отзывчивость, способная обогатить их художественные впечатления, активизировалась мыслительная деятельность, развивалось их музыкальное восприятие и соответственно, музыкальность. По нашему мнению, уровень развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста вырос, об этом свидетельствуют результаты итоговой диагностики.

Если в начале формирующего этапа сумма показателей сформированности музыкальности у детей была с высоким и средним уровнем соответствовала в 46,9%, то в конце она составляла 73,5%. Эффективность сформированности музыкальности у детей возросла в 2,2 раза.

Таким образом, проверка единство содержания, целей и задач обучения с учетом психолого-возрастных особенностей развития детей, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество руководителя и воспитуемых, а также применение различных методов, подтверждается полученный результат, из которого можно заключить, что использованные методы и приемы значительно повлияли на уровень развития музыкальности детей.

Текст статьи
  1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева; под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. – М.: Прометей, 2013. – 336 с.
  2. Богатырев П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
  3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. Уч-щ по спец. «Дошкол. Воспитание» / Н.А. Ветлугина – 2 -е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1982. – 298 с.
  4. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2019. – №3. – С. 4–12.
  5. Кирнарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]: учеб.пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. Заведений / [и др.]; отв. ред. Г. М. Цыпина; – М.: Академия, 2003. – 362с.
  6. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. – СПб.: Алетейя, 2012. – 384 с.
Список литературы