Авторы:
Рогова Анастасия Андреевна
Рубрика
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Обращение к музыкальному фольклору в развитии музыкальности старших дошкольников открывает широкие возможности педагогическому процессу, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Ориентир на старший дошкольный возраст ребенка объясняется тем, что в этот период происходит углубление и систематизация представлений о музыкальном искусстве, музыкальном звуке и его практическом воплощении в образах окружающей жизни. Именно в этом возрасте происходит активное формирование музыкальных способностей и потребностей [1].
Музыкальность – это понятие, объединяющее в себе комплекс музыкальных способностей, позволяющих успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в общекультурном развитии человека [2].
Под музыкальностью понимают комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, позволяющий успешно выполнять музыкальную деятельность. Музыкальность присуща всем, без исключения, людям, имеющим физический слух, но выражается она у каждого индивидуально в силу уникальности каждого индивида, отчего выполнение деятельности происходит у каждого человека по-разному.
Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:
В русской народной песне заложены большие возможности для развития у детей старшего дошкольного возраста следующих способностей и навыков: усвоения интонационных, гармонических, ладовых и ритмических особенностей музыки; развитие навыков восприятия вокального и инструментального исполнения; навыков музыкально-ритмического движения; вокальной и инструментальной импровизации.
Включение детей старшего дошкольного возраста в различные виды музыкальной деятельности, основанной на материале музыкального фольклора, - одно из главных условий их полноценного эстетического воспитания, а также развития их музыкально-творческих способностей.
Таким образом, главный принцип освоения музыкального фольклора – не имитация народной традиции, народного исполнения, а глубокое проникновение в сущность фольклорного творчества, народного художественного мышления. Именно такой подход к музыкальному фольклору можно рассматривать как средство развития музыкальности ребенка.
Формирование музыкальности в старшей группе дошкольного возраста в процессе освоения произведений музыкального фольклора
Целью практической части явилось развитие музыкальности старших дошкольников в ходе изучения музыкального фольклора, на занятии музыки в детском саду.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:
Констатирующий этап.
На первом году жизни слушание музыки как средство музыкального развития ребенка играет главную роль.
Воспитатель исполняет простые народные песенки, попевки, контрастные по звучанию, вызывая эмоциональную реакцию малыша: улыбку, гуляние, отдельные действия [2].
Выявляя музыкальный слух, детей приучают сосредоточивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детских музыкальных инструментах (дудочке, губной гармонике, металлофоне).
На втором году жизни у малышей появляется интерес к музыке. Они могут слушать небольшие музыкальные произведения и не просто радоваться, услышав их, но и выражать свое эмоциональное состояние – бодрое, задорное при слушании песни «Лошадка» Е.Тиличеевой, спокойное, доброжелательное при слушании песни «Кошка» А.Н. Александрова и т.д. [5].
В процессе формирования музыкального восприятия ставится задача приучать детей прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать ее при повторном слушании.
На занятиях были проведены народные игры-тесты:
Изучать эту способность можно посредством предъявления одной и той же мелодии (музыкального фрагмента) в последовательно дифференцированном ее исполнении различными инструментами и голосами. Например, использовалась тест-игра «Тембровые прятки» на песню «Скок, скок, поскок, молодой дроздок».
Определение способности адекватной аудиальномоторной реакции на динамические изменения инструментальной и вокально-инструментальной помогла игра «Мы поедем в «Тихо-громко» [3].
На достаточно раннем этапе развития оказались наиболее простые компоненты музыкальности: динамический и тембровый слух, а также вокально-хоровые навыки. Были выявлены такие проблемы, как недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства у группы детей (низкий уровень): Максим Б., Василиса П., Ангелина А., Валерия К., Мария Л. Дети справляются лишь с несложными заданиями по метру-ритму. К числу их относится воспроизведение постоянного ритма, к тому же длящегося достаточное время. Явно затрудняются дети при выполнении более детализированной реализации в движении, например различие и воспроизведение неодинаковых по длительности звуков.
На констатирующем этапе экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание сформированности музыкальности у группы детей (средний уровень): Владислав З., Иван Н., Дмитрий П., Вадим А., Владимир Ж., Анна М., Кристина С. В процессе выполнения заданий дети данной группы значительно отличаются от детей с низким уровнем развития. Подавляющее большинство детей выполняет задание. Но обращает внимание тот факт, что значительно лучше удается ускорение и значительно хуже замедленнее. Это различие было отмечено у большинства детей.
Также были выявлены высокие показатели уровня развития музыкальности у группы детей (высокий уровень): Сергей К., Егор Е. Дети свободно выполняют задания, самостоятельно хорошо справляются, чувствуют равномерность смены фраз – меняют движения. Довольно отчетливо ими воспринимается как быстрый, так и медленный темп.
Формирующий этап.
На данном этапе учитывались особенности программы обучения данной группы, интересы детей в данной группе, способности детей и каждого ребенка в отдельности. Нами было осуществлено прослушивание детей и диагностические исследования, с целью определения музыкальности: чистоты интонирования мелодий, чувства темпа, общего уровня сформированности вокально-хоровых навыков [4].
Критерии и оценки выполнения задания: нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку – 0 баллов; слушает невнимательно, отвлекается, проявляет эмоциональные реакции – 1 балл; проявляет интерес к ситуации с отдельными элементами новизны – 2 балла; внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления и двигательная реакция – 3 балла.
Уже с первых занятий музыки нацеливалось главное: не только слушать (слушание музыки) народную музыку, но и творчески интерпретировать ее. Прочувствованное и продуманное восприятие и исполнение активизирует внутренний мир детей, делает их душевно богаче, утонченнее, способствует развитию музыкальности и общей культуры личности ребенка в целом [1].
Так, например, на занятии по теме «Как сложили песню», после прослушивания «Колыбельная» - обработка А.Лядова, «Ты, река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «А мы просо сеяли» мы предложили детям разучить и исполнить русскую народную песню «Я сажала ленок» [3]. Дети с огромным удовольствием разучили эту песню и исполнили ее, изображая различные трудовые действия:
Воспитатель: В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком [3].
Вставайте, ребята, в круг. Сейчас мы с вами будем петь и изображать действия, о которых поется в песне.
1-й куплет
Я сажала, сажала ленок,
Я сажала, сажала ленок,
Я сажала, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок».
На первом куплете мы показываем, как будто разбрасываем семена.
2-й куплет
Я полола, полола ленок - 2 раза
Я полола, приговаривала
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок» (наклоняются до земли, изображая, как -будто полят).
3-й куплет
Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону)
Таким образом, используя разные методы и приемы на каждом занятии в различных видах деятельности в процессе освоения музыкального фольклора, мы развивали музыкальность детей.
На формирующем этапе экспериментального исследования в ходе проверки по выделенным выше параметрам было зафиксировано преобладание высшего уровня сформированности музыкальности детей старшего дошкольного возраста [4].
Контрольный этап.
На третьем этапе нами были подведены результаты педагогического исследования. Сопоставление результатов и проверка их достоверности проводились в той же группе. Для выявления эффективности использовался тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Это позволило, объективно контролировать динамику уровня сформированности музыкального восприятия и развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста [4].
Выяснилось, что, если работа ведется постоянно на каждом занятии музыки, с использованием разных видов деятельности, эффективность применения различных методов и приемов по формированию музыкальности повышается. В процессе занятий у детей формировались интерес, любовь к народной музыке, эмоциональная отзывчивость, способная обогатить их художественные впечатления, активизировалась мыслительная деятельность, развивалось их музыкальное восприятие и соответственно, музыкальность. По нашему мнению, уровень развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста вырос, об этом свидетельствуют результаты итоговой диагностики.
Если в начале формирующего этапа сумма показателей сформированности музыкальности у детей была с высоким и средним уровнем соответствовала в 46,9%, то в конце она составляла 73,5%. Эффективность сформированности музыкальности у детей возросла в 2,2 раза.
Таким образом, проверка единство содержания, целей и задач обучения с учетом психолого-возрастных особенностей развития детей, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество руководителя и воспитуемых, а также применение различных методов, подтверждается полученный результат, из которого можно заключить, что использованные методы и приемы значительно повлияли на уровень развития музыкальности детей.
Список литературы
Поделиться
Рогова А. А. Развитие музыкальности у детей в старшей группе детского сада в процессе освоения произведений музыкального фольклора // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 115-118. URL: https://apni.ru/article/3396-razvitie-muzikalnosti-u-detej-v-starshej-grup
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru