Lego-конструирование как средство развития конструкторских умений у детей дошкольного возраста

В данной статье использование конструирования из Lego рассматривается как средство развития конструкторских способностей у детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
педагогика
lego-конструирование
конструкторские способности
Ключевые слова

В связи с развитием новых технологий обществу требуются люди, способные нестандартно мыслить и решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

Современные дети живут в эпоху повсеместной информатизации, компьютеризации и роботостроения. В настоящее время государство испытывает нехватку квалифицированных специалистов в области информатизации. Начинать готовить будущих инженеров-конструкторов нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольных учреждениях, когда у детей проявляется интерес к техническому творчеству [2, c.56].

Конструирование в детском саду было всегда. Сейчас, в связи с введением нового государственного стандарта, требуются новые подходы, реализация которых будет соответствовать современным целям и задачам развития дошкольника.

В Федеральном государственном образовательном стандарте детского дошкольного учреждения (ФГОС ДОО) [4] обозначена интеграция образовательной деятельности, которая способствует развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется развитию психических и личностных качеств дошкольника, таких как самостоятельность, целеустремленность, любознательность, креативность.

Благодаря разработкам компаний производителей конструкторов, в частности конструктора ЛЕГО, дети могут уже в дошкольном возрасте знакомиться с основами строения объектов, учатся работать по схеме, экспериментируют, обсуждают идеи, воплощают их в постройке. Таким образом у детей формируется адекватная самооценка, креативное и творческое мышление, умение работать в команде и распределять роли в группе. Поэтому конструктивная деятельность является эффективным способом сочетания в игре элементов обучения, воспитания и развития. Этим определяется актуальность исследования.

Проблема конструктивной деятельности не является новой, ей посвятили сои работы такие педагоги и психологи, как В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, А.Н. Давидчук, Л.В. Куцаковская и др.

Говоря о конструкторских умениях, необходимо дать определение понятию конструирования. Под конструированием мы будем понимать приведение в заданное положение предметов, элементов, частей [2, c.65].

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие конструктивные умения: умение абстрагироваться (т.е. видеть существенное); умение синтезировать (собрать объект из готовых частей); умение анализировать (выделить составные части); умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом объект с новыми свойствами [3].

Для формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста средствами конструкторов типа Lego, необходимо создать определенные условия. Под такими условиями, исследователи Ишмакова М.С., Лусс Т.С., Фешина Е.В. понимают: создание конструирующей среды, использование конструирования в различных видах деятельности дошкольника, включение родителей в процесс конструирования, используя конструктор Lego [2, c.122].

Рассматривая первое условие – создание конструирующей среды, необходимо выделить, что в ФГОС ДОО особое внимание уделяется организации образовательной среды дошкольного учреждения. Образовательная среда характеризуется как развивающая предметно-пространственная среда.

С этой точки зрения необходимо рассматривать пространство для Lego -конструирования, как средства проявления творчества. Эта среда должна включать в себя конструкторы для ребенка персонально, схемы, предложенные образцы. В зависимости от возраста, конструкторы Lego делятся на виды:

Duplo (дупло) – кубики в 8 раз больше стандартных лего-деталей, подходят для самостоятельной игры детей раннего возраста. Детали окрашены в яркие цвета: желтый, зеленый, красный, белый и т.д. В серии представлены различные тематические объекты: зоопарк, пожарные станции, больницы, аэропорты [5].

City (сити) – главная особенность – «городские темы». Создавая мегаполисы и проигрывая ситуации, дети готовятся к адаптации в обществе, пополняют знания об окружающем мире, развивают фантазию, тренируют коммуникативные навыки [5].

Classic (классик) – наборы с основными элементами lego, подходит для детей от 5 лет, так как включает в себя элементы маленького размера. Данный вид lego предназначен для свободного творчества с простейшими элементами. Производитель предлагает буклет-инструкцию с некоторыми идеями [5].

Creator (криэйтер) – наборы, из которых дети могут собрать 3 модели, используя одинаковый набор деталей [5].

Таким образом, организовывая lego-среду, необходимо учитывать возраст детей, подбирать тематику конструктора в зависимости от интереса ребенка. Работа может быть индивидуально и группами, предварительно дети знакомятся с темой, основными идеями построения. После завершения конструкторской деятельности, детям предлагается презентовать свою модель.

Кроме этого, могут использоваться следующие формы организации обучения дошкольников конструированию [2, c.210]:

  1. Конструирование по образцу (формируется умение абстрагироваться, т.е. видеть существенное);
  2. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам (формируется умение синтезировать, т.е. собрать объект из готовых частей);
  3. Конструирование по замыслу (формируется умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом объект с новыми свойствами);
  4. Конструирование по теме (формируется умение анализировать, т.е. выделить составные части).

Все эти формы могут варьироваться в соответствии с целями и задачами, которыми поставил педагог.

Второе условие предполагает использование конструирования в различных видах деятельности, как в качестве дидактического материала, в виде дидактической, сюжетно-ролевой или театрализованной игры.

Тематические наборы Lego можно использовать как на занятиях по развитию речи (например, составление рассказа по сюжетной линии: зоопарк, профессии, дикие/домашние животные, части света и т.д.), так и на занятиях математикой (например, при изучении сравнений множеств, геометрических фигур, состава числа). Применение деталей, макетов, построек из Lego способствует формированию интереса дошкольников к изучаемой теме.

Третье условие предполагает повышение грамотности родителей в вопросах развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста.

Сотрудничество с семьей, работа с родителями являются одним из основных принципов дошкольного образования, который находит свое отражение в ФГОС ДОО [4].

При работе с родителями рекомендуем использовать мастер-классы, консультирования, Lego-праздники, проекты, тренинги. В процессе такой работы у родителей формируется инициативность, повышается компетентность в условиях современного образования [1, c.76].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, формирование конструкторских способностей у детей дошкольного возраста происходит в различных видах деятельности, но работа в Lego-среде обеспечивает наиболее гармоничное формирование умений абстрагироваться, синтезировать, анализировать, воссоздавать по образцу новую модель с заданными свойствами. Кроме этого, у дошкольников формируется мотивация к получению новых знаний, навыков, умений работать самостоятельно и по группам, способности договариваться, находить компромисс.

Текст статьи
  1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. – М.: Сфера, 2009 – 128 с.
  2. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду / В.Г.Нечаева. - М.: Кронос, 2010 – 301 с.
  3. Скичко О.В. Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста. / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625394/.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
  5. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.lego.com/ru-ru/kids
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября