Главная
АИ #50 (77)
Статьи журнала АИ #50 (77)
Воспитание активности: формы, методы, средства

Воспитание активности: формы, методы, средства

Авторы:

Малова Кристина Михайловна

Савушкина Елена Васильевна

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

познавательная активность
воспитание
познавательное развитие
методы
средства
формы

Аннотация статьи

В статье рассмотрены формы, методы, средства воспитания активности у детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства. Воспитание направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру» [4, с. 145].

Чтобы иметь представление о формах воспитания, будем руководствоваться определением А.М. Руденко, который говорит, что форма воспитания – это способ организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в котором провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам. Любая форма воспитательной работы должна иметь цель - развитие определенного отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе [4, с. 239.].

Форма воспитания – выражение процесса воспитания. Она зависит от его содержания, целей, методов и обуславливает воплощение задуманных идей в конкретном деле. Данная педагогическая ситуация определяет форму взаимодействия.

Классификация форм воспитания строится на основе какого-то одного определяющего признака. По количеству участников процесса можно выделить следующие формы воспитания:

  • групповые (несколько участников непосредственно контактируют друг с другом – кружок, дошкольная группа детского сада);
  • индивидуальные (два участника – педагог и ребенок – беседы, занятия, консультация, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем и др.) В процессе общения воспитатель должен распознать возможности воспитанника, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру и мешает проявить себя;
  • массовые (большое количество участников, в том числе и педагогов).

Формы воспитания классифицируются по основному виду деятельности на познавательно-исследовательские, двигательные, игровые, продуктивные, коммуникативные, музыкально-художественные, трудовые [5].

Формы воспитания можно разделить по методу воздействия: практические (в виде походов, конкурсов, субботников, экскурсий); словесные (в виде собраний, встреч, конференций, семинаров); на наглядные (в виде оформлений выставок, стенгазет, стендов, мини-музеев) [5].

Способы организации существования и выражения содержания воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, на образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, на самостоятельную деятельность детей, на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2].

Главными формами воспитания активности для педагога в дошкольной образовательной организации будут являться организованные занятия или какие-либо виды деятельности с детьми. Чтобы использовать любую форму воспитания активности, необходимо составить определенный алгоритм, схему, план, которые позволяют наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс [4].

По мнению Л.Р. Болотиной, С.П. Баранова Т.С. Комаровой, «методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания» [1, с 144].

Существуют методы воспитания, которые классифицируются по разным основаниям. К ним относятся убеждение и беседа, положительный личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие и недоверие, приучение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

Методы воспитания как главные инструменты осуществления воспитательного процесса постоянно совершенствуются, отвечая на актуальные запросы современного дошкольного образования. Творческая позиция педагога в выборе методов воспитания является залогом успешного решения воспитательных задач [2].

С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

В своей работе педагог использует средства воспитания, которые сегодня в дошкольных образовательных организациях рассматриваются с разных сторон. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами.

Средствами воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности, которые типичны для дошкольного возраста. В них включены коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность. К средствам воспитания также относятся развивающая предметно-пространственная среда, предметы и приспособления для того, чтобы осуществить какую-либо совместную деятельность воспитателю с детьми.

Педагог в своей работе включает такие средства воспитания познавательной активности: развивающие образовательные ситуации, опытно-экспериментальная, познавательно-исследовательская и проектная деятельность с детьми. Активное внедрение дидактических игр в образовательный процесс, которые также считаются средствами воспитания познавательной активности, способствуют проявлению познавательной активности у ребенка, помогают активизировать психические процессы, расширяют познавательный интерес, позволяя в полной мере раскрыться ему в познавательной деятельности.

Главными формами воспитания активности будут являться организованные занятия (групповые, индивидуальные), а также какие-либо виды деятельности с детьми. Чтобы использовать любую форму воспитания познавательной активности, необходимо составить определенный алгоритм, схему, план, которые позволяют наиболее рационально и грамотно организовывать воспитательный процесс.

Методы воспитания активности будут являться: наглядные, практические и игровые. Разновидностью наглядного метода является метод примера. В этом случае воспитатель стимулирует ребенка своим примером на положительные действия. Для ребенка более действенны реальные поступки воспитателя. Он воспринимает образы действий воспитателя и в памяти у него эти образы откладываются, которые будут управлять поведением ребенка.

В практических методах воспитанник выполняет действия, которые он воспринял от воспитателя. Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. Именно в силу особенностей наглядно-образного мышления дошкольника отдается предпочтение наглядным, игровым и практическим методам.

Средствами воспитания активности выступают разнообразные виды детской деятельности, которые типичны для дошкольного возраста. В них включены коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная музыкально-художественная деятельность. К средствам воспитания познавательной активности также относится развивающая предметно-пространственная среда, предметы и приспособления для того, чтобы осуществить какую-либо совместную деятельность воспитателю с детьми.

Успешное осуществление задач по воспитанию активности зависит от педагогически обоснованного выбора его форм, методов и средств, от правильной организации работы с детьми по данному направлению.

Список литературы

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  3. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство): учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О; СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с.
  4. Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 303 с.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ, и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение: Владос, 2005. – 291 с.

Поделиться

2166

Малова К. М., Савушкина Е. В. Воспитание активности: формы, методы, средства // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 108-110. URL: https://apni.ru/article/3402-vospitanie-aktivnosti-formi-metodi-sredstva

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая