Проблемы подготовки экономистов в современной России

Статья посвящена исследованию проблемных полей процесса подготовки экономистов в современной России.

Аннотация статьи
образование
вуз
система
экономист
модернизация
Ключевые слова

Социально-экономические и политические перемены в стране, в последнее десятилетие прошлого века привели к существенным изменениям во всей образовательной системе. Система образования в настоящее время перестраивается. Модернизация системы образования направлена на преодоление социально-экономического кризиса, решение проблем снижения качества образования, разрыва информационных связей, девальвации статуса преподавательской и научной деятельности, отсталости материально-технической базы высшей школы.

Повышение академической мобильности студентов расширения доступа к высшему образованию, являющиеся основными целями Болонского процесса, становятся все более актуальными в России. Образование всегда занимало главное место и являлось определяющим в экономическом и политического развитии России, но реформа образования проходила без активного направляющего воздействия со стороны государства. Именно спрос на рынке образовательных услуг сделал свое дело и заставил преподавателей переквалифицироваться, так как в первые годы реформ, рынок экономического образования характеризовался существенным превышением величины спроса над величиной предложения. Спрос сдвинулся от инженерно-технических специальностей к таким, которые могли найти непосредственное применение в нарождающейся рыночной экономике. Процесс перехода к новым экономическим условиям хозяйствования сразу показал, что такие явления как безработица, конкуренция на рынке труда, вынуждают постоянно учиться и переучиваться, всех субъектов образования. Именно удачно подобранная модель образования может обеспечить общий устойчивый прогресс страны во всех областях политики и экономики.

Технический прогресс, внедрение новых информационных технологий на всех уровнях управления экономикой, ситуацией, требующие принятие быстрых решений, нарастающие потоки информации, умение в ней ориентироваться в этой информации требует от современного экономиста достаточно высокого уровня знаний в области информационных технологий.

Экономические преобразования в стране, формулирование рыночных отношений, бесконечные поправки в бухгалтерское и налоговое и другие законодательства делают актуальной проблему внедрения новейших методик в процессе вузовской подготовки специалистов в экономической сфере.

Современный специалист в сфере экономики должен обладать запасом знаний как по своей специализации, так в иных областях, тесно взаимосвязанных с его профилем. Причем, данные требования предъявляются к специалистам и руководящего, и исполнительного звена. Следует особо отметить, что в последние годы существенно изменилось отношение работодателей к уровню подготовки наемных сотрудников-экономистов. Как показывает практика, не последнюю роль в данном случае играет умение работниками ориентироваться в смежных с экономическим законодательством отраслях права.

В настоящее время в системе российского высшего профессионального образования наметилось тенденция привлечения к преподавательской деятельности практикующих специалистов, что благотворно влияет на качество образования. Студенты, обучающиеся по экономическим специальностям не являются исключением.

Спрос на экономическое образование в нашей стране значительно активизировался. В России происходят качественные изменения в экономической жизни и соответственно – в профессиональной деятельности специалистов экономического профиля. Следовательно, модернизация системы высшего профессионального образования направлена на внедрение новых форм и методов организации как аудиторной, так и научно- исследовательской работы студентов с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности. Использование исключительно стандартных форм обучения, таких как чтение лекций и решение типовых задач, не способно в настоящее время удовлетворить потребности студента. Разработка, внедрение новых форм и методов обучения, а также научно-исследовательской деятельности позволяет сформировать у студентов четкое представление о необходимости изучения дисциплин, входящих в учебный план. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но также предъявляет к нему определенные требования – умение самостоятельно выбирать, быть готовым к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимо [1]. В связи с постоянными изменениями экономической сферы, с позиции усложнения взаимоотношений участников этой сферы, преобразования экономических норм и правил, развивается интерес к профессиональной подготовке экономистов, готовых подстраиваться под вышеуказанные трансформации. Как следствие, возникают новые подходы и методики подготовки высококвалифицированных кадров для работы в сфере экономики и менеджмента. Примером образования на основе формирования компетенций выпускника могут служить учебные модельные предприятия или модельные программы предприятий.

Особенность таких программ заключается в том, что при их реализации используются различные методы и формы моделирования будущей профессиональной деятельности обучающихся. Такая модель обучения представляется более динамичной, она принимает во внимание специфику конкретных действий и ситуаций, позволяет работать с абстрактными данными, как с реальной ситуацией, что в итоге позволяет сформировать у обучающегося компетенции, необходимые для сокращения влияния односторонне ориентированного теоретического обучения, увеличения возможностей обучающихся по получению практического и социального опыта в области решения профессиональных задач.

Так же остро стоит вопрос о реформировании в образовании в России, о доведении его до общемировых стандартов. Экономика – молодой школьный предмет, который преподают пока не во всех школах. На сегодняшний день еще не разработана четкая методика его преподавания. Отсутствие учебно-методического материала и кадров – вот проблемы, с которыми приходится сталкиваться в школах. Преподавание экономики в школах – относительно новое явление в России. В данный момент рынок переполнен множеством всякого рода научной литературы, авторы которой придерживаются противоположных точек зрения на экономическую теорию. Поэтому, прочтя тот или иной учебник, может столкнуться с проблемами понимания получаемого материала. Из – за этого важно создать комплекс учебников программ, описывающих основные механизмы действия рынка, государства и людей в определенных хозяйственных ситуациях без влияния на них распространенных экономических теорий. Ни одна из теорий не должна быть главенствующей в подобном учебнике. Процесс формирования экономической теории, адекватно реагирующей на особенности России, еще не завершен. Поэтому такой учебник, программа должен быть универсальным. В частности, написан понятным языком, с множеством примеров из жизни, иллюстрациями основных экономических процессов.

Огромное значение имеет проведение различных тренингов, деловых игр, открытых дебатов на актуальные экономические темы. Подобные мероприятия только способствуют закреплению полученных знаний, формированию самостоятельного мышления и повышению интереса к предмету.

Задачей преподавателя является способность на высоком научном и теоретическом уровне раскрыть вопросы учебных занятий, с использованием современных активных и интерактивных методов обучения; – материально-техническая база модельного предприятия; – особенности содержания учебного и дидактического процессов. Содержание обучения неразрывно связано с потребностями современного мира в формировании профессиональных компетенций обучающихся. Содержание учебного процесса тесно связано со спецификой охватываемого материала. Конкретные методы, используемые в учебном процессе – это различные интерактивные модели, в том числе, выполнение различных кейс-заданий, проектный метод, разбор различных ситуаций, метод фасилитации, проведение деловых игр и т. д.; – организационные формы педагогической деятельности. К организационным формам при обучении на модельном предприятии, как правило, относят: индивидуальное обучение, групповое обучение, работа в малых группах, выполнение индивидуальных и/или групповых заданий и т. д. Обучение по модельным программам не исключает необходимость обращения к теоретическим основам экономики, менеджмента и т. д., хотя и сокращает влияние односторонне ориентированного теоретического обучения, увеличивает возможности обучающихся по получению практического и социального опыта в области решения профессиональных задач.

Одной из основных причин, тормозящих развитие образования в России, это проблема квалифицированности преподавательского состава. Опасная тенденция, наметившаяся в современной России, это снижения качества выпускников педагогических вузов. Многие из них совершенно не заинтересованы в преподавании. Их цель проста это - получение заработанной платы за свой труд, и все. Новую систему образования спасает «старая гвардия» и небольшое, число молодых преподавателей, любящих свое дело. К сожалению, заработанная плата в сфере образования оставляет желать лучшего. Именно низкий уровень оплаты труды и есть одна из проблем современной системы образования. Преподаватель может уйти совершенно в другую сферу деятельности, где сможет заработать больше. Как бы резко то ни звучало, учителями хотят стать либо энтузиасты, либо люди, которым податься уже просто некуда.

Несмотря на все, проблемы внедрение преподавания экономики в школах достаточно важно, хотя на сегодняшний день возник переизбыток экономистов. Вот только талантливых и активных мало или совсем нет. Поэтому в перспективе экономическое образование не теряет своей актуальности. Пора от количества переходить к качеству. И школьное экономическое образование послужит его продвижению.

Не мало важной проблемой остается старение кадров-проблема современных вузов. Процесс «воспроизводство» идет гораздо медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам приходится брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной того, что преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех вузах.

Вузам необходимо стремиться повышать активность профессорско- преподавательского состава. Для этого необходимо повышать уровень оплаты труда в сфере образования, стимулировать научную деятельность путем предоставления грантов и т.п. Преподавателя должны стать заинтересованы в непосредственном диалоге со способными и талантливыми студентами. Совместная научная и исследовательская деятельность будет способствовать взаимному росту уровня накопленных знаний.

В России необходимо восстановить честь и репутацию высшей школы. Преподаватель вуза должен вызывать уважение в глазах населения. И государство необходимо сыграть ключевую роль в этом процессе. Преподаватели – основное звено в цепи. Именно от них зависит, каким вырастет новое поколение Россиян.

Вуз – символ прогресса. Современный университет должен быть укомплектован самым совершенным техническим оборудованием. Это касается как обустройства научных лабораторий, так и простых аудиторий. Повсеместно должны вводится мультимедийные средств обучения. Так лекционные занятия могут превратится из прочтения сложного и непонятного материала в увлекательный процесс уяснения получаемых знаний. Как минимум это приведет к сокращению времени на рисование различных диаграмм, формул и т. п. и позволит тратить больше времени на комментарии и объяснения пройденного материала. Большую роль играет степень обеспеченности научных библиотек отечественной и зарубежной литературой. Помочь здесь могут различные международные проекта сотрудничества.

Всем известно, что качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, с каждым годом снижается.

Во-первых, посещаемость. Если посещаемость студентом лекций и семинаров хотя бы одного предмета низка, то ставится вопрос об отчислении, если нет уважительной причины.

Во-вторых, запрет совмещения учебы с работой. Допускается только производственная практика и работа в университете.

В-третьих, соблюдение элементарных правил поведения в обществе. В случае оскорбления преподавателя, появление в нетрезвом виде – отчисление.

Надо понять, что смотреть «сквозь пальцы» на подобные нарушения нельзя. Это ведет к подрыву авторитета преподавателя. А если студент знает, что может сделать почти все, что ему угодно, и при этом выйти сухим из воды, то ни о какой дисциплине не может быть и речи.

Только 15-20 % студентов приходит в вуз за получением знаний, большинство учащихся пассивно. Стимулирование их активности заключено в самоуправлении.

Огромную роль должно играть взаимодействие между преподавателями и студентами. Стимулирование и поощрение совместных работ, исследований должно стать нормой. Преподаватель должен организовывать работу студента так, чтобы не нарушить педагогический процесс.

Таким образом, развитие и совершенствование система образования зависит от воли правительства России и администрации вузов. Кризис – время перемен. Именно в кризисы рождались гениальные идеи, свершались грандиозные преобразования.

Текст статьи
  1. Зайцева О. А. Роль образования в формировании профессионального самоопределения молодежи // Роль образования в формировании политической и правовой культуры: сборник докладов Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2013.
  2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru
  3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня