Главная
Конференции
Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России
Общенаучные основы исследования неправомерного поведения несовершеннолетних

Общенаучные основы исследования неправомерного поведения несовершеннолетних

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

несовершеннолетний
противоправное поведение
неправомерное поведение

Аннотация статьи

В статье рассматривается такая дефиниция, как противоправное и неправомерное поведение среди несовершеннолетних. В частности, изучаются причины, особенности и предпосылки подобного явления, а также его освещение и трактовка в гражданском законодательстве РФ. Также предпринята попытка анализа направлений противодействия такому негативному явлению и возможные направления совершенствования противодействия противоправному и неправомерному поведению несовершеннолетнего.

Текст статьи

В течение жизни нам так или иначе приходится кого-то воспитывать. Даже если это не собственные дети, то, вероятно, племянники или те, кто прислушивается к твоему мнению. Мы можем пытаться воспитывать свое близкое окружение, но не задумываемся, о том, что подходы и понимание, отношение и взгляды к этому воспитанию у всех разное. Соответственно и результаты многообразных подходов тоже будут различны [4, с. 598].

Подростковый возраст – это самый сложный и трудный период в жизни каждого ребенка. В процессе его развития, и закладки самых необходимых качеств, он становиться личностью со своими специфическими особенностями. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей. Именно в этот период у подростка, формируется впечатлительность, и под действием детской наивности, он попадает под влияние близкого его окружения, как в хорошем, так и плохом его качестве.

Правильно организованная педагогическая помощь, и вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков, играют важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к необдуманным проступкам, правонарушениям и преступлениям.

Границы поведения с отклонениями очень часто, и довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций.

Да, здесь хотелось бы отметить, что работа с детьми очень трудоемкий, не быстрый процесс, процесс непредсказуемости и неповторимости, он индивидуален, и по мере своего адаптационного начала вовлекает в себя тонкую грань трудных и жизненных историй, открывая сердца нежных и ранимых детских судеб, судеб детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Но как не странно, и как ни печально, но отметить невозможно: в нормальных социально-обеспеченных полных семьях, все больше и больше мы часто встречаем потерянных и забытых детей – в прямом и переносном смысле слова. Они получают все, что хотят, ведь способность отложить удовлетворение своих потребностей это один из ключевых факторов будущего успеха.

Мы хотим сделать наших детей счастливыми, но, к сожалению, мы делаем их счастливыми только в настоящий момент и несчастными в долгосрочной перспективе.

Мы создали для наших детей искусственный мир, мир гаджетов и нанотехнологий, ведь телефон, который сидит с ребенком вместо нас не научит его общаться, а повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью для него скучна.

Анализируя определенный опыт работы с детьми, можно с уверенностью аргументировать – родители сами воспроизводят своими поступками действия своих детей, они есть отражение и мыслительная основа, некий словарный запас, культура и наследие.

Первопричиной противоправного поведения подростка являются условия семейного воспитания. Нестабильная экономическая ситуация, связанная со снижением реальных доходов населения, ростом цен на большинство товаров и услуг, приводит к семейному неблагополучию, в том числе социальному, ведет к нарушению детско-родительских отношений, приводит к формированию у ребенка психологических комплексов и проблем, способствует безнадзорности, что в итоге провоцирует дальнейшую криминализацию поведения несовершеннолетнего.

Сам факт влияния поведения родителей на формирование поведения ребенка очевиден, поскольку родители практически всегда выступают для ребенка как значимые другие, служат прообразом модели для подражания, могут поощрять или наказывать.

В работе доктора психологических наук Е.В.Змановской, такие определения, как подражание, идентификация, моделирование, научение через наблюдение, рассматриваются как ключевые процессы социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого и одобренного в его социальном окружении [2, с. 182].

По мнению советского и российского психолога, педагога и философа, основателя и руководителя научной школы «Феноменология развития и бытия личности» В. С. Мухиной, - через механизм идентификации, осуществляется присвоение из социума всех достижений человечества: высших психических функций, ценностных ориентаций, конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе [3, с. 145].

Для того чтобы ребенок стал индивидуальностью, родители организуют ситуации, которые учат его необходимому для его развития обособлению, которое позволяет присваивать внешнее через внутреннее, порождая индивидуализацию поведения, ценностные ориентации и мотивы [5, с. 456].

По мере взросления каждый подросток стремиться к самосовершенствованию, пытается встать на ноги и самоутвердиться не в кругу родительской опеки, а среди ровесников, найти в этой группе общий интерес и цели [1, с. 281].

В процессе этого взаимодействия совершая проступок и не задумываясь о последствиях, его глаза тотчас покрываются пеленой недоразумения и обиды. И осознать содеянное, в скором времени не так-то просто, но все же, большая часть подростков к этому стремиться...

На сегодняшний день в фазе возрастания можно выделить 4 стадии отклонения в поведении подростка:

1) Неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостью озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

2) Порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, не только родителей, но и педагогов (эпизододические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости);

3) Дивиантное поведение – нравственно-отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность).

Вышеуказанные определения могут выражаться в гражданском законодательстве Российской Федерации в виде нанесения морального ущерба, вреда имуществу человека или организации, дискредитации репутации юридического лица или отдельной личности.

4) Делинквентное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного. Это эпизодические умышленные нарушения норм, хулиганство, избиение, вымогательство, распитие спиртных напитков. Здесь стоит отметить, что алкоголизация, а равно как наркомания, относиться к одной из разновидности социальных проблем, представляющих серьезнейшую угрозу для развития общества, формирования будущего поколения в целом.

В сравнении с гражданскими проступками, делинквентное поведение несет в себе более глубокое погружение в дискриминацию. Последовательное наслоение отклонений, приводит к слиянию нескольких видов поведенческих девиаций, что в следствии может привести к деградации личности человека.

Противоправное в гражданском законодательстве и преступное в уголовном, представляют собой соединение - цепочку взаимосвязи между проступком подростка и прогрессирующим пороком, выраженным последовательным в периодизации времени, неконтролирующим отклонением, его конечным результатом. Безнадзорность поступка, выражается определенным видом ответственности, его безграничным плодом, приносящим подростку психологическую травму в будущем...

Анализируя результаты работ отечественных цивилистов, и специалистов по уголовному праву в части противоправного поведения в области гражданского и уголовного законодательства, работы таких заслуженных авторов как А.Н. Макаренко, известного педагога и писателя в области воспитания и перевоспитания молодёжи, В.А. Сухомлинского, советского педагога-новатора, можно с уверенностью утверждать, что на протяжении многих лет и смены поколений, содержание сводиться в одном – детство некий фундамент заложенных в него качеств, и все то, что происходит в именно в детстве, ведет к дальнейшему формированию, его характерных черт и свойств в поведении, его стабилизации и уплотнению, развитию и дальнейшему прогрессированию.... Ответственность за конечный результат, его исходника и начало зарождения.

Вина тому – родители. Их безразличие, даже в мелочах, приводит к трагедии и глубокой травме ребенка в будущем. Подросток негативно и недоверчиво настроен по отношению к обществу и его не останавливает закон, пока он не будет этим законом наказан.

Обозначенные случаи иллюстрируют стремление несовершеннолетних выйти за пределы норм права и морали, без должной реакции со стороны государства такие несовершеннолетние, вероятнее всего, продолжат совершать противоправные деяния в будущем. И несмотря на множество исследований, посвященных поиску эффективных способов и мер противодействия, заметного прогресса в решении этой проблемы не наблюдается…

Несовершеннолетний, как любой гражданин, имеет права и обязанности и несёт юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Эта ответственность зависит от возраста несовершеннолетнего и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, нужно знать основные положения законодательства об ответственности.

Основная обязанность любого гражданина, соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности: уголовной; административной; юридической; дисциплинарной.

1. Гражданско-правовая ответственность – наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинения вреда здоровью, чести и достоинству. Это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

Даже если несовершеннолетний причинил вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если подростку нет 14 лет, гражданскую ответственность за причиненный вред будут нести его родители или опекуны.

Если подростку от 14 до 18 лет, он сам должен возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у него его нет или его недостаточно, возмещать будут родители.

2. Дисциплинарная ответственность, как правило применяется, только если несовершеннолетний работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т. д.). Различается по форме: замечание, выговор, увольнение. Однако если будет причинён вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба.

3. Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д.

Однако если несовершеннолетний распивает спиртные напитки (включая пиво) или появляется в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом ему не исполнилось 16 лет, административную ответственность будут нести его родители. При этом не имеет определенного значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие несовершеннолетнему спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.

Административными наказаниями, в основном применяемыми к несовершеннолетним, являются: штраф.

Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. Уголовная ответственность самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.

Уголовная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет, но за многие деяния, которые являются преступлениями, с 14 лет.

Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

В процессе проведенного анализа в части сравнения всех видов ответственности мы приходим к единоличному выводу – занятость подростка разнообразными видами деятельности имеет место быть, и является основным путем профилактики противоправного поведения подростков.

В системе профилактики и пресечения правонарушений несовершеннолетними участвуют различные субъекты, к ним относятся, в том числе, правоохранительные органы, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних.

Главная роль в едином процессе, принадлежит учреждениям дополнительного образования, культурно-досуговым учреждениям (кружкам, секциям), осуществляющим работу с детьми, подростками, молодежью и пользующихся государственной поддержкой в сфере образования, молодежной политики.

Здесь, хотелось бы отметить работу правоохранительных органов, а именно Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Волгоградской области.

Так, совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защиты их прав, администраций муниципальных образований региона, регулярно проводится различного рода агитационная работа по привлечению подростков в спортивные секции, дома творчества, кружки; оказывается помощь во временном или постоянном трудоустройстве; в период летних каникул дети направляются в оздоровительные лагеря труда и отдыха, пришкольные лагеря, а также в профильные, специализированные смены, открытые с целью предупреждения и рецидива правонарушений несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Нерешенные проблемы школьной и социальной адаптации, учебной, досуговой и трудовой занятости подростков оказывают негативное влияние на поведение учащихся образовательных учреждений.

В последнее время противоправное поведение среди учащихся общеобразовательных учреждений приобрела негативные качественные и количественные изменения, что актуализирует проблемы комплексного изучения процессов, происходящих в школьной среде.

Официальная статистика и криминологические исследования на протяжении длительного времени фиксируют тенденцию интенсивного роста преступности среди учащихся на всей территории Российской Федерации.

На сегодняшний день актуальные проблемы, связанные с противоправным поведением среди учащихся общеобразовательных учреждений, усугубляется в целом кризисным состоянием системы образования и воспитания как в школе таки вне ее.

Существенно снизилось финансирование образовательных учреждений. Обостряется проблема лиц школьного возраста, оказавшихся вне образования. Как правило, у таких лиц формируется устойчивая установка на жестокость, возникает чувство обездоленности, констатируется сниженный интеллектуальный потенциал, который у многих подрывает веру в свои позитивные возможности, что нередко или даже неизбежно выражается в различных формах асоциального поведения.

Так в целях контроля за готовностью детей к новому учебному году на территории Волгоградской области в период с 23 августа по 3 сентября 2021 года, сотрудниками органов внутренних дел по линии ПДН, была организована и проведена профилактическая акция «Помоги пойти учиться».

В ходе проведения акции на территории региона проведено 161 рейдовое мероприятие, в том числе 73 мероприятия организовано и проведено совместно с органами системы профилактики, такие как - «Скоро в школу», «Собери ребенка в школу», «Мой первый звонок», «Здравствуй, школа!», «К школе готов!», «Первоклашка», «Школьный портфель», «Планета знаний».

К участию, в мероприятиях, привлекались волонтеры, добровольцы, благотворители, представители социально ориентированных некоммерческих организаций.

Межведомственные рейды и профилактические мероприятия были направлены на семьи, состоящие на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних и едином банке данных муниципальных районов, в которых проживают «первоклассники». При содействии органов социальной защиты населения – 359 детей школьного возраста из неблагополучных, малообеспеченных семей получили помощь в виде школьных принадлежностей.

Проблема роста правонарушений и преступности иллюстрирует объективные и субъективные факторы негативного характера: кризисные явления в экономике, низкий уровень правовой культуры, нивелирование института семьи, отсутствие должной реакции соответствующих государственных и муниципальных органов.

Смею предположить, что противоправность, приводящая к противомерности поведения несовершеннолетнего – важнейший показатель социального развития страны в целом и отдельного региона в частности.

Комплекс дополнительных эффективных мер, направленных на повышение роли институтов гражданского общества в управлении делами государства, а также создание механизмов взаимодействия государственных и общественных институтов, должно выступать актуальным направлением в совершенствовании социума, а именно подрастающего поколения в целом.

Каждый родитель на собственном опыте, обязан убедиться, что воспитание ребенка – это одна из самых сложных миссий в жизни человека. Если взрослые обладают знаниями, как это делать правильно, то растить малыша во взаимопонимании и любви им будет намного проще.

У ребёнка никогда не бывает злого умысла. Он ошибается. И если мы помогли ему правильно понять и пережить ошибку, он всем сердцем постигнет моральный смысл своего поступка и будет стараться избегать аналогичной ошибки в будущем.

Хулиган, сознательный нарушитель дисциплины не рождается внезапно. Его создают годы чёрствости, равнодушия и бессердечности взрослых [5, с.250].

Список литературы

  1. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы : учебное пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология // учебное пособие 4-е издание - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / - М.: Правда, 1976. - 638 с.
  5. Сухомлинский В.А Воспитание без наказаний / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / сост.о.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981. - Т.3. - С.432-436.

Поделиться

1922

Новикова О. Б., Сигова Е. В. Общенаучные основы исследования неправомерного поведения несовершеннолетних // Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 декабря 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 96-103. URL: https://apni.ru/article/3404-obshchenauchnie-osnovi-issledovaniya-nepravom

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября