Главная
АИ #50 (77)
Статьи журнала АИ #50 (77)
Роль цифровых технологий в лизинговой деятельности

Роль цифровых технологий в лизинговой деятельности

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

лизинг
договор лизинга
лизинговые услуги
LeasingPlace
единая лизинговая площадка

Аннотация статьи

Проблемой развития лизинга является недостаточное внедрение цифровых и информационных технологий в деятельности лизинговых компаний. В статье цифровые технологии рассматриваются как ключевые факторы развития отрасли.

Текст статьи

На современном этапе развития рыночной экономики у предприятий появляются различные проблемы: распределение финансовых ресурсов и развитие в конкурентной среде, привлечение поте клиентов, определение ценовой политики на товары и услуги, контроль дебиторской задолженности, привлечение и поиск поставщиков оборудования. Сложности переоснащения и совершенствования основных и оборотных средств, а также деятельность по предложению собственной продукции покупателю вызывают необходимость обращения к финансово-кредитным организациям. Те в свою очередь предоставляют кредиты и займы, которые помогают осуществлять предприятиям деятельность. В случае высокой стоимости кредита, компания может воспользоваться такой альтернативой, как лизинг, который имеет большое количество положительных аспектов. Выгода лизинга заключается в возможности экономии денежных средств при заключении договора аренды. При покупке основных фондов только 10% от цены оборудования перечисляются за полный период лизинга (до 5 лет) [6].

Лизинг (согласно федеральному закону «О лизинге») – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, которая направлена на инвестирование финансовых средств в приобретение имущества в собственность и передачу его в аренду [4]. Договор лизинга подразумевает под собой договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и передать лизингополучателю данное имущество за плату во временное владение и пользование.

Финансовая процедура выглядит следующим образом: один участник берет заём и на определённом промежутке времени погашает данный заем, при этом эксплуатирует необходимое техническое средство, которое необходимо для осуществления деятельности; второй участник предоставляет обязательства по погашению ссуды, в связи с тем, что субъектом лизинга является имущество банка или арендодателя, который сопровождает данную процедуру лизинга, до получения последнего взноса.

По оценкам аналитического агентства «Эксперт-РА», экономическая ситуация в России создает благоприятные условия для развития лизинга, что способствует увеличению спроса лизинговую деятельность. На рынке лизинга на данный момент ведут свою деятельность большое количество компаний с различной организационной структурой, отраслевой специализацией. Лизинговые услуги – одно из наиболее востребованных направлений финансирования предпринимательской деятельности. Несмотря на это, в ходе лизинговых операций субъекты отношений сталкиваются с различными проблемами. Одними из таких проблем являются отставание в развитие цифровых и информационных технологий, прозрачности информационных ресурсов. Способом решения данной проблемы является внедрение информационных ресурсов и цифровых технологий.

Для повышения качества и доступности лизинга в 2021 г. планируется реформа под руководством Центрального банка, при поддержке Министерства финансов России по лизинговой отрасли. Будет создан государственный реестр лизинговых компаний с государственным участием, в котором будет хранится вся основная информация участников. Благодаря данному реестру можно будет определить объём рынка, а также официальную статистику по лизинговым компаниям [3].

Внедрение цифровых технологий происходит в большинстве отраслей экономики, что способствует доступности информации для всех участников рынка, но формирование информационной базы лизингодателями происходит изолированно от возможных потребностей арендаторов. Арендаторы не понимают возможностей арендодателей, не имеют возможности ознакомиться с информацией об условиях использования арендованных активов и многими другими преимуществами этого финансового инструмента. Большое количество лизинговых сделок заключаются после длительного поиска лизингополучателями лизинговых компаний, способных удовлетворить их запросы на условиях, приемлемых для обеих сторон [2].

Создание единой информационной базы является оптимальным решением для сокращения издержек связанных с поиском компаний, удовлетворяющих потребности лизингополучателей. На данный момент информация об оборудовании, которым которое находится во владении лизинговых компаний, работающих по операционной лизинговой схеме, а также о его качественных, технических характеристиках и условиях эксплуатации может быть затруднена для использования. При отсутствии информации о возможности приобретения и пользования объекта лизинга, потенциальный лизингополучатель вынужден прибегать к традиционным банковским кредитам. Поэтому наиболее эффективным вариантом использования такой информационной базы было бы использование цифровых технологий, таких как финансовые калькуляторы, для расчета и сопоставления всех источников финансовых ресурсов и принятия правильных решений с учетом их финансовых возможностей [5].

На данный момент информацию о финансовых возможностях лизинга на сайте лизинговых компаний получить сложнее, чем на сайтах банков, где можно сравнить условия получения денежных кредитов от различных банков на приобретение необходимого оборудования или имущества.

Создание такой информационной базы может быть инициировано Национальной ассоциацией лизинговых компаний (Рослизинг) [2].

Перспективным направлением деятельности Рослизинга должно стать создание полной информационной базы услуг лизинговых компаний, доступной каждому потенциальному лизингополучателю. В качестве примера можно было бы использовать имеющийся опыт развития информационных технологий в деятельности Европейской ассоциации национальных лизинговых ассоциаций (Евро-лизинг) [2].

Big data может стать одним из инструментов развития лизинговых компаний. Big data – это современная цифровая сеть, связанная с новыми технологическими возможностями обработки данных. Она позволяет обрабатывать информацию из множества источников. Big data направлена на изучение клиентов и привлечение новую целевую аудиторию. С помощью данной технологии можно оценить удовлетворенность клиентов, применить новые способы повышения лояльности клиентов и реализовать проекты, которые будут востребованы [1].

Еще одним инструментом является возможность использования обработки цифровой информации с использованием 3D (объем – объем физического объема, скорость – скорость роста и необходимость быстрой обработки данных для получения результатов, разнообразие – позволит одновременно обрабатывать различные виды данных). Данная система позволит проводить регулярный анализ финансовых возможностей лизинговых объектов, отслеживать заинтересованность банков в финансовом лизинге и потребности потенциальных лизингополучателей.

Развитие информационной базы поможет создать национальную, а в дальнейшем интегрировать её с европейской, и глобальной базой данных. Данный инструмент увеличит возможности лизинговых компаний по привлечению лизингополучателей. Информационные интернет-ресурсы способствуют поиску оптимального объекта лизинга, который наиболее полным образом удовлетворит потребности лизингополучателя. Максимально эффективное использование большого количества информации, а также скорость обработки данных выведут лизинговые компании на лидирующие позиции в отрасли, а также откроют возможность для открытия новых направлений в предоставлении услуг [6].

Для оптимизации бизнес-процессов лизинговые компании могут в будущем использовать платформу данных и приложений in-memory под названием SAP HANA, с помощью которой можно вести бизнес в режиме реального времени. Платформа автоматизирует учет арендуемого оборудования, расчет цен, предоставляет сотрудникам информацию и экономит аппаратные ресурсы.

Несмотря на отсталость внедрения цифровых технологий в лизинговой деятельности, компании постепенно начинают осваивать потенциал компьютерных технологий. На рынке лизинга появились онлайн площадки, которые дают возможность отправить запрос сразу в несколько лизинговых компаний. Такие агрегаторы наиболее востребованы в сегменте автолизинга и лизинге оборудования. Сейчас существуют две платформы в новом направлении: это LeasingPlace и Единая лизинговая площадка. Принцип работы данных площадок похож: поданная заявка рассылается во все компании, зарегистрированные на платформе. Различия данных площадок следующие:

  • LeasingPlace предлагает отправить заявку во все лизинговые компании и выбрать подходящее предложение из полученных, после чего можно направить документы для рассмотрения.
  • Функционал Единой лизинговой площадки предусматривает подачу заявки и пакета финансовых документов сразу во все лизинговые компании, получение заявителем сводной таблицы для сравнения расчетов и условий лизинга, а также онлайн-аукцион на понижение общей суммы договора лизинга по полученным предложениям.

Данный инструмент является абсолютно новым для поиска и согласования лизинга. На данный момент нет большого количества запросов небольшой, так как зачастую лизинговым компаниям выгодней платить продавцам/дилерам/брокерам комиссии с проведенных сделок, чем оплачивать присутствие на специальных площадках по фиксированному ежемесячному тарифу.

Наибольшего успеха в цифровизации лизинговой деятельности добился один отрасли АО «Сбербанк Лизинг». Компания внедрила систему электронного документооборота E-Liesing. E-Leasing – сервис юридически значимого электронного документооборота (ЭДО). Основное преимущество новой системы в том, что она позволяет полностью отказаться от бумажного документооборота и подписывать договоры в режиме «онлайн», вне зависимости от расстояния между контрагентами, вида деятельности и масштабов бизнеса.

Также «Сбербанк Лизинг» АО «Сбербанк Лизинг» впервые в лизинговой отрасли провел полностью цифровую сделку. Все этапы сделки – поиск и подбор автомобиля, выбор условий лизинга, расчет графика лизинговых платежей, предоставление персональных данных, отправка сделки на рассмотрение, а также само подписание договорной документации, были пройдены клиентом самостоятельно, без участия сотрудников АО «Сбербанк Лизинг».

Использование лизинга в рамках цифровых технологий в отдельных странах говорит о необходимости его использования в целях преодоления инвестиционного кризиса и развития в этой области. Применение лизинга позволяет построить эффективную систему обновления основных средств предприятий, а также улучшить их финансовое положение. Для этого необходимо внедрение цифровых и информационных ресурсов. Развитие информационных ресурсов происходит с большой скоростью, объем доступных данных постоянно увеличивается, а аналитические технологии постоянно развиваются и становятся еще более информативными. Таким образом, можно сделать вывод, что использование и развитие цифровых технологий в деятельности лизинговые компании является стратегическим активом, который определит эффективность деятельности компании и будет причиной процветания организации, а игнорирование внедрения информационных технологий приведёт к отставанию.

Список литературы

  1. Казанкина О.А. Лизинг как институционная финансовая модель предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 133–135.
  2. Казанкина. О.А. Перспективы развития лизинга в условиях цифровой экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. – №3(77). – С.160-163.
  3. Козлова А.С., Тараскин Д.С. Методика формирования портфеля ценых бумаг на основе риска, доходности и справедливой стоимости компании // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 104–109.
  4. Мироненко, В. О. Понятие, сущность и виды лизинга // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство. – 2017. – С.69-72.
  5. Нестеренко Е.А., Ермакова Е.А. Особенности регулирования краудфандинга в цифровой экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 3(73). С. 121–124.
  6. Солнышкова Ю.Н. Проблемы и возможности увеличения доходов местных бюджетов // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: мат. IV междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 240–245.
  7. Солнышкова Ю.Н. Пути повышения эффективности проведения налоговых проверок // Наука и общество. 2017. –№ 3 (29). С. 50–58.
  8. Шевченко Л.М. Трансформация регулирования в области обеспечения устойчивости Российской финансовой системы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 142–144.

Поделиться

2059

Нестеренко В. Н. Роль цифровых технологий в лизинговой деятельности // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 97-100. URL: https://apni.ru/article/3406-rol-tsifrovikh-tekhnologij-v-lizingovoj-deyat

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря