Понятие «эстетическое воспитание» в более широком смысле обозначает целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, в узком смысле – это содержание, методы и формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки. Уже на ранней стадии развития цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающего мира [1].
Методы эстетического воспитания имеют достаточно разнообразную структуру и зависит от многих условий: качество и содержательность художественной информации, формы организации и вид деятельности, уровень подготовки и способности педагога, возрастная категория детей. Существуют следующие методы эстетического воспитания младших подростков: метод убеждения, метод приучения, метод создания проблемных ситуаций, метод побуждения к сопереживанию. Рассмотрим более подробно каждый из них [3].
Развитие такого компонента, как эмоциональная сфера, в эстетическом воспитании может осуществляться методом убеждения. Данный метод представляет собой специально спроектированное влияние, оказанное на поведение учащихся, а также психологическую, сознательную систему, которая выстраивает эмоциональное состояние ребенка. Знания, умения и навыки, полученные методом убеждения на уроках английского языка, помогают преподавателю использовать мотивирующие приемы для полноценного развития эстетического восприятия младших подростков. В творческой деятельности происходит индивидуальный подход к каждому учащемуся с использованием специальных творческих заданий. Единственным минусом является то, что не все учащиеся готовы внушить себе переданную педагогом и целенаправленную информацию по принятию того или иного суждения.
Рассматриваемый компонент эстетического воспитания в эмоциональной сфере также может осуществляться методом приучения. Как известно, в эмоциональной сфере мы можем наблюдать то, что метод приучения отражает деятельностные особенности эмоционального состояния ребенка, его способности к восприятию и принятию окружающего мира. Во втором компоненте эстетического воспитания, полученные ЗУН показывают нам то, что у учащихся происходит проработка трудностей в эстетическом плане и формирование творческого мышления, умение находить цели и задачи эстетического воспитания, их осознание. В третьем компоненте, а именно творческая деятельность, указано целенаправленное приучение к творческой среде с помощью специальных инструментов (картины, анимация и т.д.) и определенных заданий (мини-тренинг приучения «Комплимент», тренинг этикета и т.д.). Одним из минусов данном метода является то, что многим младшим подросткам очень сложно перестроить свои старые, и принять новые, взгляды и видения об эстетике.
Благодаря первому компоненту, происходит погружение в эмоциональную атмосферу с помощью создания проблемных ситуаций. Такой метод придает учащимся, в системе ЗУН, изучение существующих сторон, созданных во время проблемных ситуаций, а также полученный опыт можно в дальнейшем использовать при решении практических упражнений. К сожалению, и в данном методе существуют минусы, которые нельзя игнорировать. Реакция младших подростков совершенно непредсказуема, и при создании проблемных ситуаций педагогу необходимо крайне осторожно подбирать учебный материал для того, чтобы не спровоцировать конфликт между школьниками.
Завершающий метод побуждения к сопереживанию в эмоциональной сфере указывает нам на то, что преподаватель пользуется побуждением эмоциональных качеств у школьников с целью научить каждого применять свои эмоции и чувства правильно. Полученные ЗУН, события, проступки, которые были совершены учащимися раннее, школьник имеет возможность воспроизвести их анализ и в будущем сможет соблюдать контроль над своими эмоциями и чувствами. В творческой деятельности указано воспроизведение упражнений в процессе изучения английского языка на основе представленных средств (комиксы, мемы на основе произведений искусства и т.д.). Что касается минусов данном метода, то здесь основной проблемой для полноценного побуждения к сопереживанию является личный характер учащихся. Не каждый склонен полностью погрузиться в сопереживание каких-либо предметов, явлений, ведь школьники по-своему дают оценку: кто-то проявляет равнодушие и не умеет сопереживать, а кто-то способен реагировать слишком эмоционально на сопереживание чего-либо.
Несмотря на все это, представленные выше методы являются актуальными и востребованными для эстетического воспитания младших подростков в процессе изучения английского языка.
Для того, чтобы эстетическое воспитание было на максимальном уровне, педагогу необходимо применять на уроках английского языка обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся:
- способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);
- способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать – будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);
- способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);
- способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве [2].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что эстетическое воспитание младших подростков на уроках английского языка стало одной из актуальнейших проблем методики преподавания иностранного языка, поскольку методические приемы и способы еще недостаточно исследованы в современной науке.