Мария Монтессори родилась в 1870 году, в Италии, в строгой религиозной семье.
В 14 лет начала интересоваться математикой. Родители хотели, чтобы она стала учительницей, но в то время Марии хотелось стать инженером и она стала обучаться в технической школе, куда принимались только мальчики. Затем Мария поступает в медицинский университет, с успехом заканчивает его и становится первым в Италии женщиной врачом. Последние 2 года обучения Мария изучала педиатрию и психиатрию, работала в службе скорой помощи, педиатром-консультантом. Именно в это время она решает спасать детей, которые считались безнадежными, умственно отсталыми. Опираясь на труды врачей, педагогов и свой опыт, она начала по крупицам создавать свою систему. Первые успехи Монтессори стали отмечать, когда эти дети легко сдавали экзамены, которые были ориентированы на «нормальных детей». Вскоре, при поддержке влиятельных людей, Мария стала применять свою методику и с нормальными детьми и в 1907г была открыт первый «Дом ребенка». Монтессори стала экспертом именно в детской медицине и одной из первых женщин в истории Италии получила звание доктора наук.
Так в чем же заключается суть этой уникальной методики? Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Метод состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, воспитатель (учитель). Основная идея метода заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную окружающую среду с Монтессори-материалами. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Задачей же воспитателя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Меньше всего требований Монтессори предъявляет к ребёнку. Смысл основных идей Монтессори – стимулировать ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, самообучению. Роль воспитателя (учителя) состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Главный принцип «ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ!» Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ребенок здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, буквами, постирать или посадить цветок. Еще одна ключевая особенность Монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном Монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу. Монтессори-система дает ребенку основательную базу для формирования личности, огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, навыки общения в социуме и внутреннюю дисциплину.
Что же мы имеем на сегодняшний день?
Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 90х годах, после образовательного фестиваля в Крыму. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Постепенно открывались новые детские сады, построенные на этом. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих во всех регионах нашей страны.
Принципы ФГОС Российского современного дошкольного образования практически во всем совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условиям, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Я решила применять в работе с малышами методику Монтессори, т.к. считаю ее актуальной и востребованной. Согласитесь, у многих детей старшего дошкольного возраста в недостаточной мере сформированы логика, мышление, внимание, восприятие, дети социально не адаптированы, не имеют своего мнения, не умеют сделать выбор, отстоять свою точку зрения. Я считаю, что, начиная применять данную методику с раннего возраста, можно избежать подобных проблем в будущем.
Конечно же, полностью перейти на работу по системе Монтессори мы не можем по ряду причин. Во-первых, потому что Монтессори-материалы требуют больших затрат. Но многое мы можем создать сами и пример этому моя группа. Практически все пособия и материалы сделаны своими руками (фото). Во-вторых, данная система требует специально подготовленных, обученных Монтессори-педагогов. Подготовка одного такого специалиста оценивается около 2-х миллионов рублей! Но мы с вами можем изучить методику самостоятельно или на курсах и успешно применять ее на практике. В-третьих, методы Монтессори не совсем вписываются в традиционную систему образования. Где в группе или классе дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки и этот состав сохраняется в основном на весь период дошкольного и школьного обучения (по Монтессори должна быть разновозрастная группа). Где группа или класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Где занятие или урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего дети работают с одним и тем же материалом (по Монтессори, ребенок сам должен выбирать чем ему заниматься). Где работой на занятии или уроке руководит педагог: он оценивает результаты обучения, уровень обученности каждого воспитанника или ученика (по Монтессори, педагог занимает второстепенное место в процессе обучения и воспитания, он может только стимулировать ребенка к саморазвитию и самообучению). Учебный год, учебный день, расписание занятий или уроков, перерыв между занятиями и перемены – вот атрибуты системы образования, от которой мы не можем отказаться. Но, мы можем добиваться своих целей, не нарушая привычной системы, а внедряя новое! А именно педагогические методы Монтессори и элементы ее системы.
В своей работе с младшими дошкольниками, а у меня разновозрастная группа, я это успешно применяю. Любой ребенок от 2х до 4х лет может найти себе здесь занятие по интересам и желаниям.
Изготовленные своими руками и приобретенные Монтессори-материалы, прошедшие многолетнюю апробацию в детских садах всего мира, не являются просто материалами для манипуляций и развлечения детей.
Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это – автодидактические материалы.
После моего показа (презентации) алгоритма работы с ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка.
Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые мы проводим на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы с материалами.
Хочу обратить внимание на то, что все материалы имеются только в одном экземпляре. Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам таким как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. Когда одновременно два ребенка хотят поработать с одни и тем же материалом, им предстоит разрешить эту ситуацию, сначала с помощью педагога, который покажет им, как можно обсудить и решить, кто будет работать первым, а затем неоднократно отрабатывать этот навык в подобных ситуациях самостоятельно.
Созданная нами предметная среда конечно же трансформируется в соответствии с потребностями детей. Но и наши дети сами являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка -любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место! Малыши поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Так мы вырабатываем в детях саморегуляцию и осознанную самодисциплину.
Конечно, нельзя не отметить тот факт, что в педагогике Монтессори отсутствует игра, как основной вид детской деятельности. Присутствуют только дидактические и настольно-печатные игры. Нет детского творчества, музыкального воспитания, наблюдений в природе, общения с книгой. Но эта система настолько гибкая и пластичная, что мы с легкостью подстраиваем ее под существующий образовательный процесс.
Я глубоко убеждена, что как вчера и сегодня, так и завтра методика Монтессори и ее педагогические принципы будут актуальны. Феномен педагогики М.Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, в формировании сознательного послушания и дисциплины, тренировки воли, высокого чувства ответственности, трудолюбия и стремления к самосовершенствованию.
Как в настоящем, так в будущем, общество нуждается в умных, активных, волевых, самодостаточных, уникальных, социально адаптированных личностях. Педагогическая система Марии Монтессори как нельзя лучше подходит для повышения качества образования и воспитания детей, для придания процессу образования гуманистического, личностно-ориентированного характера.