научный журнал «Актуальные исследования» #50 (77), декабрь '21

Исследовательская деятельность как технология коррекционно-развивающей работы с инициативной устной речью у дошкольников

В статье рассматривается исследовательская деятельность как технология коррекционно-развивающей работы с инициативной устной речью у дошкольников.

Аннотация статьи
воспитание
устная речь
исследовательская деятельность
дошкольник
Ключевые слова

В 21 веке особенно востребованы образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Сегодня процесс обучения состоит не просто в сообщении знаний учащемуся или воспитаннику, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира и самостоятельный творческий поиск. Такой подход к получению знаний зависит от педагогов-воспитателей, работающих с дошкольниками, то есть формирующими становления личности. Поэтому создание условий для развития экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении является важной задачей. Экспериментальная деятельность или исследовательски-познавательная деятельность воспитанников детского сада - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников способствующая развитию детской индивидуальности, способностей и речевой активности, познавательной мотивации существенно расширяющая возможности использования ее в коррекционно-развивающей работе.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) утверждёнными приказом МО РФ от 17.11.2013 года № 1155 педагогам рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые стимулируют познавательную активность воспитанников, при этом основной формой воздействия является экспериментирование в дошкольном образовательном учреждении.

В работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. П. Усовой отмечено, что дошкольное детство – это период, когда активно развиваются различные виды речевой деятельности.

В современном обществе необходим человек инициативный, творческий, который мог бы проявить свою инициативу в работе, который смог бы высказать свое мнение по любой проблеме, внести предложения, творческие направления в решении какой-либо проблемы. Поэтому перед педагогами, особенно стоит одна из главных задач в воспитании личности дошкольника – развитие инициативной речи.

Слободчиков А.А., Заремская С.И. указывают что инициативная речь – это такая речь, в которой ребенок показывает умение привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнера по общению, т.е. достичь своей реальной коммуникативной цели. При этом инициативная речевая коммуникация не рождается в школе сама по себе.

Инициативная речь детей с нарушениями речи это самостоятельная (устная, письменная) речь, которая осуществляется ребенком по собственному побуждению по собственной инициативе, без специального задания или вопроса со стороны взрослых. Беседу между детьми, в ходе совместной деятельности возникшую без побуждения взрослых, также можно назвать инициативная речь.

Заремская С.И. отмечает, новые образовательные требования федерального государственного образовательного стандарта уделяют значительное внимание формированию у детей самостоятельности и инициативности. Для расширения кругозора рекомендуется проводить игры с элементами простых и увлекательных опытов не требующих специально оборудованных помещений. Педагог может включить эксперименты в различные виды повседневной деятельности дошкольников. В основе любой творческой и экспериментальной деятельности лежит способность мыслить, анализировать и синтезировать. Часто в эксперименте происходят некоторые изменения цвета, света, температуры и так далее, что сходно с фокусами и стимулирует ребенка к повторению. В повторении уведенного развивается познавательная активность, любознательность, речь и речевая инициатива и пытливость ума.

Н.Н. Поддъяков отмечает, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года - практически единственным способом познания окружающего мира.

З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Т.В. Земцова, О.Л. Князева, Л.Н. Меньшикова Н.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, одним из универсальных средств для обнаружения скрытых (внутренних) связей определяют практические действия, которые могут выступать в форме экспериментирования как разновидности познавательно-исследовательской деятельности.

Анализ научных исследований, посвященных проблеме организации экспериментальной деятельности в работе по развитию инициативной устной речи с детьми старшего дошкольного возраста позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования навыков развития речи в экспериментировании у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, обеспечивающие развитие речи с применением технологии исследовательской деятельности в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: речевое развитие в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности.

Предмет исследования: применение исследовательской деятельности как технологии коррекционно-развивающей работы с инициативной устной речью у дошкольников.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

  • раскрыть состояние исследуемой проблемы на современном этапе;
  • повести анализ и выявить уровень сформированности видов детского экспериментирования в дошкольном возрасте;
  • провести диагностику уровня развития устной речи детей старшего дошкольного возраста;
  • выявить особенности развития инициативной устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии исследовательской деятельности;
  • разработать программу развития инициативной устной речи с применение технологии исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • провести анализ динамики уровня сформированности инициативной устной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии исследовательской деятельности.

Использованы методы:

  • теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
  • эмпирические: беседа, интервью; наблюдение; изучение педагогической документации; методы психологической диагностики: эксперимент;
  • статистические: математическая и статистическая обработка результатов, полученных в ходе исследования.

Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что особенностями развития инициативной устной речи дошкольников, являются применение исследовательской деятельности как технологии коррекционной-развивающей работы, направленной на:

  • расширение запаса слов;
  • развитие связной фразовой речи;
  • развитие потребности и мотивов общения словесной речью;
  • коммуникативного компонента речи;
  • мотивационного компонента речи;
  • творческого компонента инициативной устной речи;
  • поведенческого компонента инициативной устной речи.

Теоретическую основу исследования составили работы Л.С. Выготского, Л.А. Вергер, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина о реализации субъектно-деятельностного подхода к развитию личности и положения о детском экспериментировании и его организации в работе с дошкольниками отраженные в исследованиях Н.И. Апполонова, А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаева, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков, В.В. Щетинина и других.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы психолого-педагогические условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии экспериментальной деятельности. Проанализировано состояние изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе; доказана возможность развития инициативной устной речи у детей старшего дошкольного возраста навыками опытно-экспериментальной деятельности в организованных психолого-педагогических условиях.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги дошкольных образовательных учреждений могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей старшего дошкольного возраста уровня сформированности навыков экспериментирования, а также предложена Программа развития инициативной устной речи с применение технологии исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В рамках теоретического исследования было установлено:

  • детское экспериментирование – это особый не изолированный от других вид деятельности, тесно связанный со всеми видами деятельности дошкольника, и в первую очередь с такими, как инициативная речь и ее развитие, наблюдение, игра и труд;
  • экспериментирование является разновидностью познавательно-исследовательской деятельности, активно стимулирующей развитие инициативной устной речи;
  • ФГОС ДОУ рекомендует, применять образовательные программы ДОУ, обеспечивающие развитие личности, устной речи, мотивации и способностей детей в различных видах экспериментальной деятельности;
  • основным условием развития инициативной устной речи у дошкольников является включение в коррекционно-развивающую работу логопеда элементов исследовательской деятельности;
  • развитию речи в исследовательских умениях дошкольников способствует наличие специальной коррекционно-развивающей программы инновационной направленности, применяемой в деятельности учителя-логопеда;
  • инновационные программы предполагают создание в ДОУ исследовательских станций или детских лабораторий, использование в работе с дошкольниками бесед познавательно-эвристического характера, дидактических и развивающих игр, упражнений, экспериментов и опытов;
  • особенностями развития инициативной устной речи дошкольников, являются применение исследовательской деятельности как технологии коррекционной-развивающей работы, направленной на расширение запаса слов, развитие связной фразовой речи, развитие потребности и мотивов общения словесной речью;
  • коммуникативный компонент устной речи предполагает способность дошкольника включаться в общение, говорить с собеседником, понимать и поддерживать разговор не только с использованием жестов, часто не имеющих словесного содержания. Этот компонент связан с вербальной составляющей устной речи;
  • мотивационный компонент устной речи связан с необходимостью познания ребенком того или иного предмета. Начиная инициативу говорения, дошкольник, прежде всего, для себя отвечает на вопрос зачем ему это нужно;
  • творческая составляющая развития инициативной устной речи предполагает, что дошкольник способен действовать и говорить не только в условиях стандартных жизненных ситуаций и в экспериментальной деятельности;
  • поведенческий компонент инициативной устной речи детей предполагает, что дошкольник сможет не просто говорить, а понимает цель, задачу говорения, а также смысл вступления в контакт с другим человеком для достижения результата;
  • работа в рамках исследовательской деятельности как технология коррекционно-развивающей работы с инициативной устной речью у дошкольников в коррекционных группах позволяет формировать инициативную устную речь дошкольников.
Текст статьи
  1. Аксенова ТА. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. №12.6. – С. 1-6.
  2. Атмахова Л.Н. Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста/ Атмахова Л.Н.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 5-3. С.21.
  3. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 2001. - № 3. - С. 123-127.
  4. Воробьева Н.А, Зебзеева В.А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности // Научно исследовательские публикации. - 2014. - № 8(12).
  5. Захарова А.С. Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы) // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 954-958.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 августа по 12 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 августа
Загрузка в eLibrary
16 августа
Рассылка печатных экземпляров
26 августа