Резкий скачок научно-технического прогресса, обусловивший повсеместное развитие цифровых технологий, поспособствовал возникновению новых способов осуществления предпринимательской деятельности. В связи с утверждением в 2017 г. Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] особую актуальность приобрели правовые вопросы, связанные с развитием интернет-торговли. К тому же, согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, к национальным интересам в области цифровой экономики, помимо прочего, относится «укрепление российской экономики, в том числе тех ее отраслей, в которых развитие бизнеса с использованием информационных и коммуникационных технологий предоставит конкурентные преимущества российским организациям, обеспечит эффективность производства и рост производительности труда» [2].
Актуальность данных положений подтверждается и тем, что в настоящее время можно встретить достаточное количество статистических и аналитических исследований, посвященных онлайн-торговле в России. Так, согласно статистическим аспектам электронной коммерции, приведенным исследовательским агентством DATAinsight, объем рынка за 2020 год в России составляет 721 млрд рублей (+108% в рублях). Среди крупных универсальных маркетплейсов выделяют Wildberries, Ozon, Aliexpress Russia (только продажи российских продавцов), Яндекс Маркет [3].
Нельзя не отметить влияние пандемии на данную сферу. Доля заказов «до двери» в первой половине 2020 года превышает долю таких заказов в 2019 году в среднем на 9%. В среднем в первой половине 2019 года был сделан 71% заказов с доставкой «до двери» и 29% с доставкой в пункты самовывоза. В первом квартале 2020 данные показатели существенно не отличаются по сравнению с первым кварталом 2019. Во втором квартале 2020 существенно выросла доля заказов с доставкой в пункты самовывоза – на 15% по сравнению с первым кварталом. Несмотря на более равномерное распределение заказов по способам доставки, перевес остался в сторону доставки «до двери» (55% от всех заказов) [3].
К вопросу теоретического определения отношений, связанных с заключением электронных договоров, в рамках осуществления дистанционного способа продажи товаров по договору розничной купли-продажи в частности, обращались многие ученые. На наш взгляд, наиболее точную характеристику дали М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, которые отмечают, что «стороны признают наличие соглашения о подчинении их отношений нормам диспозитивных и квазинормальных регуляторов в виде хозяйственных обычаев, установившихся практик между сторонами, при отсутствии иных указаний в договоре» [4, с. 14].
Осуществление правового анализа невозможно без определения нормативной терминологической базы. Стоит обратиться к «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», в котором можно найти правовое значение многих важнейших терминов, связанных, как с классической торговлей («торговая деятельность», «оптовая торговля», «розничная торговля», потребительский рынок», «магазин» и т. д.), так и осуществляемой дистанционным способом («интернет-магазин», «дистанционная торговля», «электронная процедура торговли», «интернет-торговля» и т. д.) [5].
В целом, договорные отношения, возникающие в рамках дистанционной продажи, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в частности, статьями 492-505. В то же время, отдельного внимания заслуживает статья 497 ГК РФ, имеющая определяющее название – «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара» [6].
На покупки, совершенные онлайн, также распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». На основании статьи 26.1 данного закона «Дистанционный способ продажи товара» сформулированы требования изложения необходимых данных в целях корректного информирования потребителя, к которым относятся: «свойства товара, адрес продавца, место изготовления товара, полное фирменное наименование, цена и условия приобретения товара, порядок оплаты и сроки» [7, ст. 26.1]. На основе анализа данной статьи можно прийти к выводу, что основным правилом в данной сфере является следующее: право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю, а отказаться от заказа можно в любое время до момента его передачи.
В рамках исследования данного вопроса нельзя не упомянуть о достаточно новом документе – Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. В разделе «Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи» можно встретить следующее положение: «при дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты» [8].
Стоит обратить внимание на важный момент, связанный с регулированием интернет-торговли, производимой не в рамках маркетплейсов или интернет-магазинов, а посредством использования социальных сетей. Особая опасность для покупателя заключается в том, что такие «продавцы» чаще всего не регистрируют себя в качестве индивидуальных предпринимателей и не создают юридическое лицо. С учетом того, что фактически договор купли-продажи будет заключен между физическими лицами, соответственно Закон РФ «О защите прав потребителей» и вышеупомянутое Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 будут неприменимы в данной ситуации, а значит вернуть или заменить товар (при желании покупателя) будет невозможно.
Стоит отметить и другой проблемный момент. С учетом того, что с 1 января 2021 года вступили в действие обновленные правила продажи товаров в розницу, нужно учитывать определенные нюансы. Так, для покупок товаров в офлайн-магазинах существует так называемый «невозвратный список» – то есть товар, который нельзя возвращать за отсутствием брака (ювелирные украшения; технически сложные товары; мебельные гарнитуры и т. д.). Несмотря на то, что формально для онлайн-покупок такого списка нет (а в судах единого мнения не было: кто-то вставал на сторону покупателя, кто-то – на сторону продавца), магазины далеко не всегда принимали возврат, что влекло дальнейшие судебные разбирательства. Теперь, в соответствии с новыми правилами предприниматели, осуществляющие торговлю онлайн, будут обязаны отдельные товары, даже за отсутствием брака.
Подтвердим данные положения примерами из судебной практики.
Так, купленный через интернет IPhone можно вернуть в течение семи дней с даты получения товара. Как следует из материалов дела: «Доводы жалобы о принадлежности смартфона к категории технически сложных товаров и применении в связи с этим ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» судебной коллегией отклоняются на основании следующего. Действительно, Постановлением Правительства РФ № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров» приобретенный смартфон отнесен к технически сложным товарам. Между тем, на основании ч. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе вернуть продавцу товар, приобретенный дистанционным способом, если соблюдены следующие условия: сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, а также имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Поскольку данные требования истцом соблюдены, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований истца» [9].
В то же время, существует следующая позиция: в момент покупки товара дистанционным способом покупатель наделен лишь правом в течение семи дней с даты получения товара отказаться от него, но не обладает правом выдвинуть требование о его замене. В рамках одного дела было отмечено следующее: «Отказывая в иске в полном объеме, районный суд исходил из того, что ответчик права истца, как потребителя не нарушили, холодильник включен в Перечень технически сложных товаров, истцу был продан товар надлежащего качества, в связи с чем право на замену товара он не имел, но был вправе в течение семи дней отказаться от договора и требовать возврат денежных средств, при этом ответчик по заявлению истца об отказе от договора произвел возврат денежных средств в полном объеме и в срок, предусмотренный действующим законодательством» [10].
Таким образом, покупатель по-прежнему остается слабой стороной в данных отношениях, ведь осуществляет покупку вслепую, надеясь на добросовестность продавца. В связи с этим Правительством РФ было издано распоряжение от 28.08.2017 г. № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года», в котором поставлены цели на обеспечение надлежащего и неснижаемого уровня защиты всех базовых потребительских прав граждан, а также на улучшение конъюнктуры рынка и повышение качества товара в целом [11].
Нельзя не отметить, что чаще всего дискуссии относительно договора розничной купли-продажи, заключаемого дистанционно, касаются акцепта оферты продавца и, соответственно, непосредственно формы заключения такого договора. Что касается практики, то суды при анализе заключения «click-wrap» соглашений учитывают проставление «галочки» или нажатие кнопки «согласен» как техническую необходимость для получения товара или услуги [12]; когда при анализе заключения «browse-wrap» соглашений суды признают многие из них недействительными [13, с. 70].
Таким образом, несмотря на достаточно высокий уровень правового регулирования договора розничной купли-продажи в нашей стране, законодателю предстоит внести еще не мало изменений, связанных с развитием дистанционной торговли. В то же время, имеющаяся судебная практика показывает, что причиной правонарушений со стороны продавца зачастую выступает отсутствие необходимых юридических знаний у должностных лиц, а также нежелание нести ответственность за причиненный ущерб, да и в целом, недобросовестное поведение. В связи с этим, в качестве первостепенной задачи должно выступить прорабатывание новых механизмов защиты покупателей в рамках совершения подобных сделок.