Главная
Конференции
Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Особенности формирования лексических навыков при обучении иностранному языку дош...

Особенности формирования лексических навыков при обучении иностранному языку дошкольников

Автор(-ы):

Тенякова Елена Александровна

Павлова Карина Александровна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

лексическое навыки
иностранный язык
дошкольники
обучение
формирование

Аннотация статьи

Статья посвящена формированию иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста. В работе раскрываются особенности обучения лексической стороне иноязычной речи на раннем этапе обучения. Рассматриваются методические принципы, основные методы и приемы обучения лексике дошкольников. Авторами предлагаются примеры игр и игровых упражнений по презентации и закреплению новых лексических единиц, а также даются некоторые рекомендации по эффективной организации процесса формирования иноязычных лексических навыков в ДОУ.

Текст статьи

Иноязычная грамотность граждан нашей страны дает возможность осваивать иноязычную культуру, а также нести и распространять родную культуру. В последнее время активно происходит снижение возрастного порога обучения иностранному языку, которому начинают обучать уже с дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность в эффективных технологиях обучения иностранному языку с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Считается, что возрастной период от 4 до 8 лет благоприятен для усвоения иностранного языка, так как дети этого возраста отличаются пластичностью природного механизма усвоения речи, обладают неплохим речевым слухом, языковой памятью, отличной способностью к имитации. Дошкольники достаточно коммуникабельны. Кроме того, дети любознательны, им присуща потребность в новых впечатлениях [1]. У них развито эмоционально-образное восприятие языка. Однако лексическое и грамматическое чутье, функционально-стилистическое восприятие языка находятся у детей дошкольного возраста в стадии формирования и развиты еще недостаточно.

Обучение дошкольников фонетическому, грамматическому, лексическому аспектам английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из возрастных особенностей детей. При этом процесс обучения лексике считается для них приоритетным. Лексика является базовым строительным материалом речи, ее содержательной стороной. Владение лексикой обеспечивает развитие речевых умений и является средством обучения другим видам речевой деятельности.

Обучение лексической стороне речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Малыши любят игры, песни, музыку, яркие краски и картинки, двигательную активность, поэтому важно все это включать в процесс обучения. При разучивании стихов и песен дети двигаются в такт словам, во время игр они проговаривают рифмовки. Основной формой обучения детей является игра. Для ребенка игра – это увлекательное взаимодействие с детьми и учителем, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры.

Количество лексических единиц, лексические темы для изучения могут меняться в зависимости от вида, типа дошкольного учреждения, приоритетного направления деятельности ДОУ, учебного курса или индивидуальной программы учителя. При отборе лексического минимума для детей дошкольного возраста следует обращать внимание на то, чтобы слова обозначали понятия, хорошо известные детям на родном языке. Слова должны быть часто употребляемыми в речи и иметь большую сочетаемость друг с другом. Отбор лексического материала должен быть рассчитан на формирование активного и пассивного словаря. Примерную лексическую тематику, можно представить в виде таких тем, как: «Алфавит», «Животные», «Игрушки», «Счет», «Цвета предметов», «Глаголы», «Семья», «Мой дом», «Транспорт», «Мое тело», «Продукты», «Времена года», «Спорт».

Обучение лексической стороне речи происходит поэтапно. К основным этапам работы над лексикой относят: ознакомление с новым лексическим материалом (работа над формой слова, над его произношением); первичное закрепление (упражнения); развитие умений и навыков использования новых лексических единиц в различных видах речевой деятельности.

Общеизвестно, что дети дошкольного возраста, благодаря своему конкретно-образному мышлению, лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, особенно, если их можно увидеть или потрогать. Также им хорошо даются глаголы, обозначающие действия. Следовательно, при обучении лексике необходимо опираться на принцип наглядности и образности, принцип «делай и говори как я» (полное физическое реагирование / total physical response), принцип обучения на практике, без применения теоретических понятий. Поэтому на этапе презентации новой лексики и ее семантизации следует широко применять наглядность в виде красочных предметных, тематических и сюжетных картинок, игрушек, реальных предметов и др. Усвоение лексики идет успешнее, если ребенок видит пред собой игрушку или картинку и сам выполняет с ней действия. Важно настроить детей на усвоение новой лексики, создать коммуникативный фон с помощью сказки, рассказа, песни, музыки. Для лучшего запоминания новой лексики хорошо зарекомендовал себя так называемый метод фонетических ассоциаций. Приверженцы данного метода рекомендуют подбирать к слову на иностранном языке созвучное слово на родном языке. Например, слово «creek» (ручей) созвучно русскому слову «крик». Чтобы дети лучше его запомнили, учитель должен придумать какую-нибудь историю, например, как какой-нибудь персонаж пошел на ручей, случайно поскользнулся и вскрикнул.

Метод полного физического реагирования также считается достаточно эффективным. Дети изображают мимикой, жестами или действиями то, о чем говорят. Особенно рекомендуется использовать данный вид деятельности при работе над лексикой, связанной с глаголами движения. При помощи двигательных упражнений можно отрабатывать практически любую лексическую тему, если дошкольники уже владеют набором команд на английском языке.

Для детей дошкольного возраста характерно неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. В связи с этим занятия следует строить таким образом, чтобы виды деятельности менялись каждые 3-4 минуты. Это смена игр, упражнений, перемещение по аудитории. Для удержания внимания при выполнении лексических заданий методисты предлагают, например, такие приемы: произнести громко, затем шепотом, как кошка, как собака и так далее. Повторять, меняя положение: повторили стоя, присели на стульчики, затем встали в круг и так далее.

Особое внимание должно уделяться системе упражнений. Для формирования лексических навыков у дошкольников рекомендуются следующие упражнения: угадывание (слов, картинок, действий, игрушек, отгадывание загадок); аппликация, рисование, раскрашивание; лепка; физкультминутка (называние и выполнение действий и команд в одно и тоже время); выбор слов/картинок по теме или по ситуации; игра «детское домино» / «лото»; повторение слов по методике «снежного кома»; беседа по теме.

Музыкальный вид деятельности представлен песнями и чантами, помогающими расширению и закреплению слов и речевых образцов. Чанты (chants) – это рифмованные тексты, по звучанию похожие на рэп. Частые повторы материала облегчают запоминание. На сегодняшний день существует много обучающих сайтов с готовой подборкой видеосюжетов для детей, сопровождающихся чантами на самые разнообразные темы, которые позволяют легко и весело отрабатывать не только определенную лексику и грамматику, но и ударение, и интонацию [2].

Любимыми видами детского творчества были и остаются рисование, лепка, раскрашивание, аппликация. Использование заданий на раскрашивание, вырезание и наклеивание, обведение по точкам при отработке иноязычной лексики представляется достаточно эффективным. Каждое выражение, используемое вначале в самой простой форме, постепенно должно усложняться за счет расширения его структуры, например: «Draw! Draw a ball! Colour the ball! Colour the ball red!».

Говоря о важности игровых методов при обучении дошкольников иностранному языку, следует подчеркнуть, что моменты игры должны присутствовать во всех видах деятельности. Приведем некоторые фрагменты работы по овладению лексикой. При работе над темой «Животные» учитель достает игрушку, показывает ее и называет слово. Дети хором повторяют. Затем он передает игрушку одному ребенку и просит назвать животное. Ребенок проговаривает и передает игрушку следующему, и так – по цепочке. Если лексические задания увлекательны и интересны, то лексика хорошо запоминается; изучаемый материал прочно усваивается, дети испытывают радость от достигнутого результата, что способствует повышению мотивации к дальнейшему обучению. При отборе лексического материала необходимо учитывать его коммуникативную значимость для детей, объективную сложность. При обучении дошкольников иноязычной лексике следует учитывать возрастные особенности, уделять большое внимание использованию наглядно-иллюстративного материала, игр, песен, музыки, движений.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. – №6. – С. 62-76.
  2. Джазовые чанты [Электронный ресурс]. Режим доступа https://english-study-cafe.ru/index.php/180-video-uroki/892-dzhazovye-chanty (дата обращения 10.03.2021)

Поделиться

1526

Тенякова Е. А., Павлова К. А. Особенности формирования лексических навыков при обучении иностранному языку дошкольников // Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 дек. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 102-105. URL: https://apni.ru/article/3416-osobennosti-formirovaniya-leksicheskikh-navik

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая