Формирование навыка читательской компетенции у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается проблема формирования читательской компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Аннотация статьи
чтение
навыки
компетенция
формирование
Ключевые слова

Чтение у детей с тяжелыми нарушениями речи (в дальнейшем ТНР) распространяется на способы навыка чтения, темп чтения и на понимание прочитанного. Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуют побуквенное, угадывающее чтение. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. Нередко, у таких детей наблюдается тенденция объединения отдельно названных букв в процессе чтения в слова, и как следствие того, слово теряет свое значение. Учащиеся с недоразвитием речи при первичном прочтении текста могут правильно прочитывать слова, но при повторном чтении, могут допустить ошибки, воспринимая слово и текст, как что новое для них.

Часто встречающиеся ошибки у детей во время чтения:

  • замена одних букв другими;
  • ошибки носят неустойчивый характер;
  • происходят замены целых слов;
  • недочитывание или изменение окончаний;
  • некоторые виды ошибок характерны для нормально читающих детей.

Чтение детей с нарушениями речи представляет собой совокупность различных нарушений, а именно: замедленный темп, застревание при чтении отдельных слов, преимущественно возвращение к повторному прочтению отдельных букв, частей слова и целых слов. Преобладающие нарушения проявляются в фонетико-фонематической системе, так и в лексико-грамматической системе, все это выражается в общем недоразвитии речи.

Нарушение навыка чтения составляет отдельную группу детей. Данное нарушение проявляет себя в том, что у детей наблюдается нарушение технической стороны речи (затруднения в соотнесении зрительного образа слова с произношением), также и страдает смысловая сторона, которая является основой чтения. Чтение можно считать правильным, когда ребенок осуществляет в своем речевом потоке и четко дифференцирует отдельные звуки в речи, тогда буквенное содержание становится и наполняется звуковым содержанием.

В период начального обучения чтению главным становится процесс узнавания буквы и соответствующего ей звука, то в дальнейшем процесс чтения перерастает в соотнесение зрительного распознавания и звукового образа слога, слов, фраз.

Несформированность представлений о звуко-буквенном составе слова приводит к тому, что возникают нарушения формирования образа слова. Нарушение чёткого представления о звуковом составе слова формирует у ребенка и замедляет процесс дальнейшего зрительного представления образа слова. Необходимым условием для правильного зрительного представления, восприятия и узнавания слогов и слов, является четкое произношение фонем.

Нарушение навыка чтения у данной категории детей приводит к формированию у них дислексии. У таких детей наблюдаются затруднения в разучивании стихотворений, слабое воспроизведение графического ритма, преобладают затруднения в названии дней недели, месяцев, букв алфавита и т.д. Также наблюдаются и преобладает нарушение процесса овладения на ранних ступенях языкового развития, и как следствие – недоразвитие устной речи. Преобладает задержка в речевом развитии, которая проявляется в несвоевременном звукообразовании или в медленном развитии экспрессивного языка (отставание от нормальных детей не менее чем на 2 года), они испытывают большие затруднения при обучении чтению и письму. Эти затруднения проявляются в том, что дети при чтении не могут соотносить письменные знаки (зрительные символы) со звуками речи, называю буквы не верно, смешивают буквы сходные по начертанию, отдельные слоги, слова читают в обратном порядке.

Акт чтения осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов, принимающих участие в организации это процесса. В процессах чтения принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Нарушение любого анализатора приводит к нарушению процесса чтения.

При рассмотрении каждого из ведущих анализаторов процесса чтения, можно прийти к следующим характеристикам, которые стойко проявляются у детей с тяжелыми нарушениями речи:

  • роль слухового анализатора нужна для точной дифференциации фонемы и прочной связи с буквой (графемой). У детей с тяжелыми нарушениями речи часто наблюдается тенденция нарушение фонематического слуха, как следствия владением навыком чтения.
  • зрительный анализатор играет немаловажную роль в различных актах чтения. У детей с ТНР преобладает недоразвитие или снижение работы данного анализатора. Данное нарушение проявляется в недостаточном процессе формирования и развития процесса чтения. Преобладают повышенные или пониженные рефлексы, которые также отражаются на процессе формирования чтения.

Основными характеристиками дислексии являются:

  1. Дислексические ошибки проявляются в заменах, перестановках, и пропусках букв.
  2. Преобладает стойкость характера нарушения и продолжительности течения заболевания.

Несформированность чтения и проявление дислексии оказывает отрицательное влияние на развитие всех компонентов языковой системы, и как результат наблюдаются неуспехи в других предметных областях.

В чтении детей с ТНР на разных этапах развития проявляются следующие виды ошибок:

  1. добавление других звуков;
  2. пропуски букв;
  3. замены другими словами;
  4. нарушения в произношении букв;
  5. повторы слов.

Известно, что при чтении огромную роль играет боковое зрение, позволяющее вести глаз вдоль строки, не соскальзывая с нее. Кроме того, принято полагать, боковое видение расширяет равномерный охват тех слов, которые не находятся в фокусе, и тем самым ускоряет осмысление. Такой навык чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи не сформирован, и это часто приводит к тому, что замедляется процесс чтения. Дети при чтении сползают с одной строчки на другую, и указывает на обратное влияние бокового зрения. Процесс чтения нарушается из-за частых остановок, и происходит торможение.

Устная речь и чтение как различные стороны единого языкового процесса внутренне тесно связаны, поэтому различные нарушения устной речи, бесспорно, отражается на процессе чтения.

При чтении у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается частые смешения и пропуски букв, замена одних букв другими при смешении звуков, сходных по артикуляции и звучанию, затруднения при сливании букв в слоги и слова. Ошибки в чтении закономерно связаны с дефектами произношения.

Таким образом, лексические, морфологические и синтаксические трудности нередко наслаиваются и дополняют друг друга, что приводит к значительным нарушениям чтения и в итоге к не сформированности читательской компетенции.

Текст статьи
  1. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М.: Детская речь. - 1966. Ч. 1. – 245 с.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение 1999. - 328 с.
  3. Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях // Развитие и коррекция. М.: - 1998. - Вып. 1. - 159 с.
Список литературы