Обучение аудированию на уроках иностранного языка через методы ТРИЗ

В данной статье авторы рассматривают новый способ обучения навыкам аудирования (Listening Task) при помощи метода ТРИЗ. Авторы описывают происхождение данной технологии, ее разновидности, критерии, а также цели и задачи при изучении любого иностранного языка.

Аннотация статьи
мозговой штурм
Теория решения изобретательских задач
Listening Task
морфологический анализ
метод контрольных вопросов
метод самообслуживания
ТРИЗ
Ключевые слова

Важную роль в жизни любого человека играет язык. Без языка невозможно развитие человека – от получения новых знаний до культурного развития и ежедневного общения с окружающими людьми. Для того, чтобы изучать язык, а именно иностранный, необходимо использование в работе инновационных приложений, современных дидактических книг и развитие навыков аудирования путем просмотра фильмов и телепрограмм на иностранном языке.

Для того, чтобы организовать качественный процесс обучения иностранному языку необходимо использовать определенные технологии, которые включают в себя разнообразные пути запоминания новой лексики и грамматических правил изучаемого иностранного языка. Это могут быть такие технологии как: информационные, проектные, коммуникативные и игровые.

Подробнее обратимся к Теории Решения Изобретательских Задач. ТРИЗ – это способ формирования креативного и творческого мышления у обучающихся. Благодаря ТРИЗ проделана колоссальная работа педагогов по созданию и реализации определенного комплекса качеств, которые в той или иной мере характеризуют творчество личности [2, с. 9].

Концепция ТРИЗ состоит в том, что к любого рода задачам лежит креативный подход. Как следствие, в нем нет процесса оценивания обучающихся и нет единственно правильного ответа или варианта решения.

Любая творческая личность обладает своеобразным мышлением, которое отличается, что достигает своей цели путем неординарных, творческих абстракций.

Исследователи концепции ТРИЗ выделяют шесть основных критериев:

  1. Четко-поставленная цель.
  2. Наличие плана достижения цели.
  3. Необходимо прикладывать усилия для достижения своего плана.
  4. Для решения конкретных задач необходимо наличие подобранного оборудования.
  5. Необходимость противостояния авторитетам со стороны личности.
  6. Необходимо достижения любого результата [2, с. 58-61].

Концепция ТРИЗ зародилась в технической науке. Далее ее распространение оказалось во многих сферах деятельности человека. Таких как: политика, искусство, бизнес, педагогика, образование, маркетинг и так далее.

Первую версию ТРИЗ разработал советский инженер Генрих Саулович Альтшуллер в 1946 году, а первая публикацию выпустила им и Рафаэлем Шапиро в 1956 году [1, с.1-2].

Большую популярность и широкое распространение концепция ТРИЗ получила в образовательных учреждениях. Она активно помогает развивать у учащихся изобретательные способности и смекалку. В настоящее время существует градация целей и задач ТРИЗа в педагогике: усовершенствование навыков творческого воображения, формирование познавательной жизнедеятельности, обучение способам решения творческих задач при помощи лексики и грамматики осваиваемого языка при работе в коллективе.

Современная образовательная среда использует разнообразные виды ТРИЗ в преподавании иностранного языка.

Любой педагог может перестраивать ТРИЗ, согласно своему видению преподаванию иностранного языка. Его можно упростить, либо сделать сложнее. Его можно подстроить под возраст ребенка или под уровень владения иностранным языком.

Современная методика преподавания иностранного языка в школе включает в себя такие аспекты как Listening, Reading, Writing, Speaking, Use of English.

В данной статье рассматривается внедрение концепции ТРИЗ через аудирование (Listening Skills).

Изучение языка не происходит без восприятия речи на слух. Ученик обязательно должен слышать речь на иностранном языке, запоминать новые слова, улавливать произношение, анализировать, повторять и использовать в своей устной речи.

На первом этапе изучения языка всегда трудно воспринимать новую речь, но спустя время, благодаря песням, фильмам, телепередачам, подкастам, аудиокнигам у обучающихся возникает интерес к изучению иностранного языка. Спустя определенное количество занятий, они начинают понимать некоторые слова, улавливать смысл высказываний или воспринимать детали речи. Благодаря этому сами учащиеся видят прогресс в изучении иностранного языка, что и считается высокой мотивацией.

Во время обучения современные преподаватели часто используют задания аудирования из специально предназначенных для этого учебников, разбирают текст к нему вместе с учениками, учат грамматику и новую лексику.

При помощи средств ТРИЗ улучшение Listening безусловно возможен, так как данная технология обладает большим количеством методов. Например: Мозговой штурм, Синектика, Экспертиза, INSERT, Морфологический анализ, Метод контрольных вопросов, Бином фантазии, Метод ассоциаций, Синквейн, Метод фокальных объектов, Загадка, Круги Эйлера, НИЛ и другие.

Подробнее о методах ТИЗ:

  1. Мозговой штурм. Данный метод предложил А. Осборн в 40-х годах. За 20-30 минут группа предлагает свои решения и при этом не допускаются никакие осуждения, чтобы не появилась боязнь высказывать своё мнение. Этот метод можно использовать после того, как сделать задание Listening и обсудить с обучающимися эту тему, выявить проблемы, грамматические конструкции и перевести незнакомые слова.
  2. При морфологическом анализе, который был выдвинут швейцарским астрофизиком Цвикки, сначала выделяют оси - главные характеристики объекта, а затем по каждой оси записывают элементы – всевозможные варианты. Например, учитель проходит с детьми темы «Clothes» и «Weather» и подбирает подходящие упражнения Listening, в которые включены соответствующие слова, например, «rainy», «sunny», «windy», «a coat», «dress», «T-shirt» и так далее. После преподаватель может задавать наводящие вопросы «What kind of weather do you observe in winter?», «What kind of clothes we should wear in the window?” и другие.
  3. По методу контрольных вопросов поиск направляется списком наводящих пунктов, например, можно пройти вместе с детьми тему «Vowels [æ], [ʌ], [a:]», предоставив ряд слов, например, man, that, dad, but, love, blood, great, meat в аудио сопровождении. При этом обучающиеся должны будут правильно их сопоставить по видам [4, c.4-5].
  4. Метод самообслуживания. Ученик должен сам себя проверить, выполняя вспомогательные операции [4, с.41]. Это может использоваться при какой-нибудь проверочной работе, где будет присутствовать Listening. Например, в заданиях ЕГЭ по английскому языку существует такой раздел, в котором есть три его вида:
  • Сопоставить услышанное, выбрав правильные утверждения.
  • Прослушать текст и определить, какие утверждения подходят (True), какие не подходят (False) и о каких вообще не говорится (Not Stated).
  • Прослушать репортаж и ответить на вопросы, выбрав из трёх предложенных вариантов [4].

После проведения пробного экзамена учитель вместе с учениками проверяют ответы, анализируют работу и делают работу над ошибками.

Таким образом, методы ТРИЗ в обучении Listening помогают улучшить эффективность изучения иностранного языка, так как усваивать информацию через игровую или проектную деятельность намного проще и интереснее.

Текст статьи
  1. Гасанов А.И., Гохман Б.М., Ефимочкин А.П. и др. М. Теория решения изобретательских задач. – Интерпракс, 1995. 68 с.
  2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. – Новосибирск: Наука, 1986 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.), 392 с.
  3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979. 78 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля