Проблема развития речи слепого и слабовидящего ребенка затрагивает не только сферу обучения, но и отрицательно сказывается на его социализации, базовом явлении, отражающем культуру личности и общения в целом. Важность проблем развития речи для детей с нарушениями зрения отмечали: Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, Н.П. Блонский, ведь хорошо развитая речь является залогом успешного обучения, реабилитации такого ребенка.
В трудах Л.И. Солнцевой, Н.А Мёдовой, В.З. Денискиной отмечено, что становление речи у незрячих и слабовидящих детей начального школьного возраста осуществляется одинаково. Однако все авторы едины во мнении, что отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей чем у детей, не имеющих данных нарушений.
По мнению Л.И. Солнцевой, речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе деятельности и общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования: изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и Н.А. Медова отмечают, качественное освоение устной речи в дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения. Они имеют достаточно большой словарный запас и грамматически правильно выражают свои мысли.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что компенсация нарушений речевого, зрительного восприятия и вызванных ими затруднений в развитии речи ребенка является одной из ведущих в работе логопеда. Развитие словесно-логического мышления, умение четко, грамотно и логично излагать свои мысли речью, у детей с нарушением зрения является особо важным аспектом коррекционно-педагогической работы.
«Тифлокондуктивные технологии» – это комплекс методов и методик, сопровождающий воспитание и развитие слепого и слабовидящего ребенка раннего возраста. Тифлокондуктивные технологии включают: диагностику сенсомоторного развития слепого и слабовидящего ребенка (консультации врача, дефектолога и тифлопедагогов); разработку индивидуального воспитательно - образовательного маршрута (на основе карты сенсомоторного развития); дизайн-структурирование воспитательно-образовательного пространства (структурированное обучение; тифлокомментирование; кинестетический анализ окружающего пространства).
По мнению С.В.Телешевой, использование тифлокондуктивных технологий в речевом развитии детей младшего школьного возраста с нарушением зрения наиболее важно. Это связано с тем, что развитие речи, которая во многом может компенсировать последствия слепоты, в этом случае задерживается, и речь не выполняет свою компенсаторную функцию. Дефекты речи тормозят умственное развитие слепых детей, причем в гораздо большей степени, чем нормальное зрение, об этом не раз в своих трудах упоминали такие известные педагоги как А.Г. Литвак, Л.С.Выготский и многие другие.
Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская отмечали, что речевые расстройства у детей с дефектом зрения разнообразны, сложны по степени тяжести, структуре и влияют не только на речь ребенка, но и на его развитие в целом. Из-за нарушения активности зрительного анализатора дети, как правило, не имеют реальных, конкретных представлений об окружающем мире, о различных предметах и явлениях этого мира. Тифлокондуктивные технологии в речевом развитии детей младшего школьного возраста с нарушением зрения компенсируют отсутствие или недостаток сенсорного опыта, так называемый «сенсорный голод», который может проявляться личностными особенностями речевого развития, не укладывающегося в привычные возрастные рамки.
Цель исследования – исследование и выявление значимости применения тифлокондуктивных технологий в речевом развитии детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста.
Объект исследования – речевое развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования – особенности речевого развития в процессе организации коррекционной работы по развитию речи у младших школьников с нарушением зрения с использованием тифлокондуктивных технологий.
Задачи исследования:
- Провести анализ научной литературы по теме исследования.
- Проанализировать особенности формирования речи в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
- Выявить значимость применения тифлокондуктивных технологии в коррекционной работе по развитию речи детей, с нарушениями зрения.
- Разработать и апробировать программу коррекции речевого развития младших школьников с нарушением зрения с применением тифлокондуктивных технологий.
- Разработать методические рекомендации по реализации программы коррекции речевого развития школьников с нарушением зрения.
В работе применены такие методы исследования, как:
- теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, интервью; наблюдение; изучение педагогической документации; методы психологической диагностики; эксперимент;
- статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Гипотеза исследования выражена в предположении о том, что эффективность развития речи у детей начального школьного возраста с нарушением зрения обусловлено применением в коррекционной логопедической работе тифлокондуктивных технологий, направленных на развитие:
- фонематического восприятия;
- звукопроизношения;
- звукового анализа и синтеза;
- грамматического строя речи;
- связной речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материалов по изучаемой теме. Особенности речевого развития детей школьного возраста, имеющих дефекты зрения, стали предметом научных интересов зарубежных и отечественных ученых: Т. Геллер, А. Штумф, К. Бюрклен, З. Г. Ермолович, С.Л. Жильцова, А.А. Скребицкий, А.А. Крогиус, П.Г. Мельников, М.И. Земцова, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Солнцева и других. Содержание теоретической части работы может быть использовано студентами и специалистами логопедами для ознакомления с особенностями речевого развития и логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Проведен анализ применения инновационных тифлокондуктивных технологий в логопедической работе с детьми с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представлены методики применения тифлокондуктивных технологии в коррекционной логопедической работе по развития речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Разработана и апробирована программа коррекции речевого развития детей начального школьного возраста с нарушением зрения и методические рекомендации по ее применению.
База исследования: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» города Кисловодска.
Выборка исследования. Выборку исследования составили дети, посещающие дошкольную группу, 5 детей в возрасте от 6,3 до 6,6 лет дети с нарушениями речи, в том числе два мальчика и три девочки.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
Подготовительный этап требовал определения целей и задач исследования;
Констатирующий этап связан с выбором методов и подбором методик научного исследования.
Формирующий этап связан с реализацией коррекционной программы развития речевых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста в логопедических группах.
Использованы следующие методики:
- Методика обследования артикуляционного аппарата авторы Власенко И.Т., Чиркина Г.В.
- Методика обследования звукопроизношения под редакцией Власенко И.Т., Чиркиной Г.В.
- Методика обследования фонематического слуха Филичевой Т.Б.
- Методика обследования слоговой структуры автор Чиркина Г.В.
- Методика обследования грамматического строя языка и связной речи авторы Власенко И.Т., Чиркина Т.В., Трубникова Н.М.
- Методика обследования связной речи авторы Чиркина Т.В., Трубникова Н.М.; картинный материал автора Иншаковой О.Б.
Выводы по теоретическому исследованию
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей младшего школьного возрасте с нарушениями зрения позволил сделать следующие выводы:
Речевая деятельность – это процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема и выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой.
Младший школьный возраст у детей с нарушениями зрения характеризуется осознанием форм речи (фонематического восприятия, звукопроизношения, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи, связной речи звукового состава слова, лексики, грамматического строя), овладением письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивным развитием монолога. Однако из-за нарушений зрения письменная речь младшего школьника беднее, чем устная.
Овладение грамматикой – это овладение законами, которые лежат в основе построения устной и письменной речи также затруднено. Применяя эти законы, школьник с нарушениями зрения сознательно и произвольно строит свою устную и письменную речь, отбирает наиболее точные слова и выражения, превращая ее тем самым во все более совершенное средство общения с другими людьми.
Нарушение зрительного восприятия оказывает, хотя и косвенно, негативное влияние на формирование речевой функции. Отсутствие зрения связано с ограничениями в знакомстве с окружающим миром, ориентацией в пространстве и окружающей среде, трудностями в движении, общении и обучении.
Тифлокондуктивные технологии включают тифлокомментирование, коммуникации с помощью обмена картинками и предметами, сенсорная адаптация и интеграция, пространства или действий, которые непонятны слабовидящему ребенку без специальных словесных пояснений.
Структурированное обучение содержит ряд образовательных компонентов: визуальная поддержка включает в себя разнообразные подсказки, помогающие ребенку применять навыки более самостоятельно. Дизайн - структурированное обучение, использует тифлокомментирование, зрительные и звуковые опорные сигналы, помогающие слабовидящим детям сосредоточиться на актуальной информации, учитывая индивидуальные образовательные возможности ребенка.
Применение в логопедической работе тифлокомментирования подготовленного или прямого в сочетании с дизайн-структурированием образовательного пространства значительно изменяют качество речи детей младшего школьного возраста с нарушением зрения, а именно таких ее характеристик как: фонематическое восприятие, звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, грамматический строй речи и связную речь.