Авторы:
Думало Евгений Павлович
Конференция
Рубрика
Юридические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз»
Статья 1 Закона РФ «О безопасности»
Трагедия в Беслане, гибель учащихся во время пожаров, массовые заболевания и отравления, ситуации, носящие криминальный характер (избиения, стрельба, применение холодного и колющего оружия), дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи в быту – всё это уносит сотни совсем молодых жизней, наносит непоправимый моральный ущерб неокрепшим детским душам, наносит тяжелые психологические травмы как самим учащимся, так и их родителям.
В понятие Системы комплексной безопасности входит степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Более важной задачи для любого образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, в настоящее время нет. Именно работа по обеспечению безопасности образовательного учреждения – является первостепенной обязанностью её руководства.
На одного из заместителей директора (ректора) возлагаются обязанности по обеспечению безопасности. В его (её) обязанности входит:
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Схематично организация комплексной безопасности представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Комплексная безопасность учебного учреждения и основные направления её реализации
1. Работа по антитеррористической защищенности
Составными элементами этой работы являются:
Основанием для выполнения указанных мероприятий служит приказ директора. Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
Во исполнение требований указанных документов в каждом учебном заведении разрабатывается пакет документов, включающий в себя:
2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения
В дневное время обеспечение безопасности учащихся осуществляется дежурной сменой охраны. Также в любом учебном учреждении должен быть разработан и приказом директора введено в действие Положение о контрольно-пропускном режиме.
Организованный внутриобъектовый режим включает в себя следующий пакет документов:
На специально оборудованном месте должны быть:
Выполнение данных требований позволяет выполнять охранные функции в полном объёме.
По периметру территории учебного заведения необходимо установить ограждения, решетки на окнах первого этажа, металлические двери с запорами, закрывающимися изнутри, освещение прилегающей территории. Это исключит несанкционированное проникновение на территорию учебного заведения посторонних лиц, и, как следствие, снизит вероятность возникновения нестандартной ситуации.
Необходимо также исключить парковку автомобилей в непосредственной близости к учебным корпусам с целью исключения террористических актов (в частности, подрыв автомобилей, начинённых взрывчатыми веществами.
3. Пожарная безопасность
Требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ.
«О пожарной безопасности» [4, с.15] и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [8, c.42].
Анализируя причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях, можно сказать, что только в 20% случаев возгорания происходят вследствие неисправной электропроводки, а в 80% это вызвано халатностью, либо бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
К пожарной безопасности не допустим формальный подход: только практическая реализация противопожарных мероприятий позволит при возникновении пожароопасной ситуации действовать слаженно и решительно, не допуская паники и неосознанных действий.
Основными локальными нормативно-правовыми документами являются:
Главная цель по обеспечению пожарной безопасности – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала. Достигается эта цель регулярным проведением практических противопожарных тренировок с привлечением 100% личного состава.
4. Электробезопасность
Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 г.).
Входная дверь в электрощитовую комнату должна быть постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом жести на торец двери. На наружной стороне входной двери должно быть написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение». Комната должна быть оснащена огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток. Все электрические щиты освещения (ЩО) должны постоянно быть закрыты на замки.
Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ, категорически запрещено.
5. Охрана труда и техника безопасности
Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должен отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.006-2002) [9, c.62] Меры по охране труда и технике безопасности призваны не допустить травматизма учащихся в образовательном учреждении.
Законодательной и нормативной базой для отдела охраны труда является:
На основе этих документов в учебном заведении необходимо разработать:
Организованно провести обучение и проверку знаний по охране труда, с периодичностью один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.
6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния
Работа по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении. Регламентируется требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ [5, c.13] и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554, а также санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» [11, c.37] (СанПиН 2.4.2.1178-02).
7. Взаимодействие с правоохранительными органами
Учебные заведения должны регулярно посещаться сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими проверку с составлением акта обследования антитеррористической защищённости образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Они должны проводить лекции, беседы с руководством, преподавательским коллективом, разъяснять порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении подозрительных предметов.
8. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)
Масштабы техногенных катастроф, частые проявления разрушительных сил природы потребовали от общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и отсутствия навыков правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций. Подготовка человека к действиям в чрезвычайно ситуации должна носить постоянный характер, а именно - правильно организованное обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения в области ГО и ЧС.
В каждом учебном заведении должен быть оборудован «Уголок гражданской обороны», где можно обучить разбираться в сигналах оповещения населения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени, получить информацию о ЧС, которые могут возникнуть на территории региона, познакомиться с порядком защиты работников при возникновении ЧС, изучить способы оказания первой медицинской помощи, структуру ГО, организацию работы по ГО и ЧС.
Основными документами в области ГО и ЧС являются:
9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности
Работа в данном направлении организуется и проводится с целью формирования у обучающихся ответственного отношения к вопросам как личной безопасности, так и к безопасности окружающих.
Целью проводимых мероприятий должны являться:
Только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность. Любое неправильное сочетание отдельных элементов может привести к самым негативным последствиям. Однако в системе безопасности, как и в окружающей среде, имеются такие элементы, которыми трудно либо невозможно управлять, тем более регулировать их. Это стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия.
Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения является внедрение современных информационных технологий. В некоторых учебных заведениях устанавливается охранное оборудование с программным обеспечением, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности на всей территории. К сожалению, такие системы весьма дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.
Второй важный элемент – концепция безопасности образовательного учреждения. Под ней понимается система взглядов, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением безопасности. Она представлена в виде виртуальной модели, с её помощью можно понять, что представляет система безопасности образовательного учреждения.
Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать причины возникновения опасностей и угроз, определять механизмы, пути и способы защиты от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (рис. 2).
Рис. 2. Концепция безопасности образовательного учреждения
Все указанные элементы обеспечения безопасности образовательных учреждений не являются умозрительными правилами, разработанными в кабинетах и учебных аудиториях, а основные оставляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих элементов в том, что даже не подготовленный специально преподаватель или сотрудник образовательного учреждения сможет достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите от опасностей и угроз. Это критерии для выбора наиболее верного решения, связанного с обеспечением безопасности.
Важное место в системе безопасности занимают также цели ее обеспечения, основными из которых являются:
Из указанных целей возникают соответствующие задачи:
Успешное решение всех этих задач позволит обеспечить выполнение главной задачи – сохранение жизни и здоровья учащихся. Конечно, устанавливать единую систему безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику – в одних районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности могут преобладать опасности природного характера, в местах скопления опасных производств – техногенные или экологические аварии, в крупных городах, экономически неблагополучных регионах –криминогенные. Однако примерную систему безопасности образовательного учреждения и её составляющие элементы мы рассмотрели в нашей работе.
Список литературы
Поделиться
Думало Е. П. Обеспечение безопасности в учебном заведении // Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 дек. 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 38-47. URL: https://apni.ru/article/3435-obespechenie-bezopasnosti-v-uchebnom-zaveden
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru