Обеспечение безопасности в учебном заведении

В статье рассматривается степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Делается вывод о том, что только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность.

Аннотация статьи
безопасность
учебное заведение
моральный ущерб
безопасность учебно-воспитательного процесса
безопасные условия
Ключевые слова

«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз»
Статья 1 Закона РФ «О безопасности»

Трагедия в Беслане, гибель учащихся во время пожаров, массовые заболевания и отравления, ситуации, носящие криминальный характер (избиения, стрельба, применение холодного и колющего оружия), дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи в быту – всё это уносит сотни совсем молодых жизней, наносит непоправимый моральный ущерб неокрепшим детским душам, наносит тяжелые психологические травмы как самим учащимся, так и их родителям.

В понятие Системы комплексной безопасности входит степень защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз, обеспечивающая его безопасную повседневную деятельность. Более важной задачи для любого образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, в настоящее время нет. Именно работа по обеспечению безопасности образовательного учреждения – является первостепенной обязанностью её руководства.

На одного из заместителей директора (ректора) возлагаются обязанности по обеспечению безопасности. В его (её) обязанности входит:

  • организация работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
  • обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
  • своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
  • методическая работа по совершенствованию комплексной безопасности.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Схематично организация комплексной безопасности представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Комплексная безопасность учебного учреждения и основные направления её реализации

1. Работа по антитеррористической защищенности

Составными элементами этой работы являются:

  • проведение совещаний, инструктажей по вопросам антитеррористической защищённости;
  • постоянный контроль проводимых мероприятий по обеспечению безопасности;
  • организация взаимодействия с правоохранительными органами.

Основанием для выполнения указанных мероприятий служит приказ директора. Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

  • Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» [2, c 26];
  • Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [3, c.12];
  • Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» [6, c.84];
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» [7, с. 12].

Во исполнение требований указанных документов в каждом учебном заведении разрабатывается пакет документов, включающий в себя:

  • паспорт антитеррористической защищенности, согласованный с правоохранительными органами и утверждённый руководителем образовательного учреждения;
  • инструкции, памятки;
  • стенды, плакаты с рекомендациями о порядке действий при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

В дневное время обеспечение безопасности учащихся осуществляется дежурной сменой охраны. Также в любом учебном учреждении должен быть разработан и приказом директора введено в действие Положение о контрольно-пропускном режиме.

Организованный внутриобъектовый режим включает в себя следующий пакет документов:

  • список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
  • список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
  • рабочая тетрадь дежурного;
  • инструкция по охране объекта;
  • схема охраны объекта;
  • инструкция по пожарной безопасности;
  • инструкция дежурному при угрозе проведения террористических актов, обнаружении подозрительных предметов;
  • инструкция по оказанию первой медицинской помощи;
  • журнал учета посетителей;
  • журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
  • список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
  • расписание занятий; расписание звонков;
  • график дежурства должностных лиц и учителей;
  • список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На специально оборудованном месте должны быть:

  1. Закрывающийся на замок ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений.
  2. Кнопка тревожной сигнализации.
  3. Телефон (мобильный и стационарный).
  4. Система оповещения (звонок).
  5. Укомплектованная медицинская аптечка.
  6. Фонарь с запасными батареями (аккумуляторами).
  7. Средства индивидуальной защиты.

Выполнение данных требований позволяет выполнять охранные функции в полном объёме.

По периметру территории учебного заведения необходимо установить ограждения, решетки на окнах первого этажа, металлические двери с запорами, закрывающимися изнутри, освещение прилегающей территории. Это исключит несанкционированное проникновение на территорию учебного заведения посторонних лиц, и, как следствие, снизит вероятность возникновения нестандартной ситуации.

Необходимо также исключить парковку автомобилей в непосредственной близости к учебным корпусам с целью исключения террористических актов (в частности, подрыв автомобилей, начинённых взрывчатыми веществами.

3. Пожарная безопасность

Требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ.

«О пожарной безопасности» [4, с.15] и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [8, c.42].

Анализируя причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях, можно сказать, что только в 20% случаев возгорания происходят вследствие неисправной электропроводки, а в 80% это вызвано халатностью, либо бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, своевременное проведение противопожарных мероприятий;
  • обеспечение первичными средствами пожаротушения, согласно норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
  • выполнение требований органов пожарного надзора по устранению выявленных в ходе проверок недостатков по пожарной безопасности;
  • совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • своевременную перезарядку огнетушителей;
  • защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
  • поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

К пожарной безопасности не допустим формальный подход: только практическая реализация противопожарных мероприятий позволит при возникновении пожароопасной ситуации действовать слаженно и решительно, не допуская паники и неосознанных действий.

Основными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
  • Инструкция по пожарной безопасности, в которой должны быть отражены все действия в случае возникновения пожара.
  • План эвакуации учащихся при возникновении пожара.
  • Памятка о действиях при пожаре.
  • Ситуационный план.

Главная цель по обеспечению пожарной безопасности – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала. Достигается эта цель регулярным проведением практических противопожарных тренировок с привлечением 100% личного состава.

4. Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 г.).

Входная дверь в электрощитовую комнату должна быть постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом жести на торец двери. На наружной стороне входной двери должно быть написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение». Комната должна быть оснащена огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток. Все электрические щиты освещения (ЩО) должны постоянно быть закрыты на замки.

Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ, категорически запрещено.

5. Охрана труда и техника безопасности

Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должен отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.006-2002) [9, c.62] Меры по охране труда и технике безопасности призваны не допустить травматизма учащихся в образовательном учреждении.

Законодательной и нормативной базой для отдела охраны труда является:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»;
  • Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Министерства труда России от 8 февраля 2000 года № 14;
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О службе охраны труда образовательных учреждений» от 11 марта 1998 года № 662 [10, c.40];

На основе этих документов в учебном заведении необходимо разработать:

  • Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию безопасности работы;
  • Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
  • Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
  • Приказ об организации пожарной безопасности;
  • Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
  • Положение о комиссии по охране труда;
  • Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
  • План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
  • План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • План мероприятий по противопожарной безопасности.

Организованно провести обучение и проверку знаний по охране труда, с периодичностью один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца со дня принятия на работу.

6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния

Работа по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении. Регламентируется требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ [5, c.13] и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554, а также санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» [11, c.37] (СанПиН 2.4.2.1178-02).

7. Взаимодействие с правоохранительными органами

Учебные заведения должны регулярно посещаться сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими проверку с составлением акта обследования антитеррористической защищённости образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Они должны проводить лекции, беседы с руководством, преподавательским коллективом, разъяснять порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении подозрительных предметов.

8. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)

Масштабы техногенных катастроф, частые проявления разрушительных сил природы потребовали от общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и отсутствия навыков правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций. Подготовка человека к действиям в чрезвычайно ситуации должна носить постоянный характер, а именно - правильно организованное обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения в области ГО и ЧС.

В каждом учебном заведении должен быть оборудован «Уголок гражданской обороны», где можно обучить разбираться в сигналах оповещения населения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени, получить информацию о ЧС, которые могут возникнуть на территории региона, познакомиться с порядком защиты работников при возникновении ЧС, изучить способы оказания первой медицинской помощи, структуру ГО, организацию работы по ГО и ЧС.

Основными документами в области ГО и ЧС являются:

  • План гражданской обороны учебного заведения;
  • План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
  • Программа обучения в области ГО и ЧС на текущий год;
  • План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год.

9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа в данном направлении организуется и проводится с целью формирования у обучающихся ответственного отношения к вопросам как личной безопасности, так и к безопасности окружающих.

Целью проводимых мероприятий должны являться:

  • формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от пробы табака и алкоголя;
  • целенаправленная подготовка преподавателей к работе по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Только согласованность всех элементов системы безопасности гарантирует её эффективность и надежность. Любое неправильное сочетание отдельных элементов может привести к самым негативным последствиям. Однако в системе безопасности, как и в окружающей среде, имеются такие элементы, которыми трудно либо невозможно управлять, тем более регулировать их. Это стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения является внедрение современных информационных технологий. В некоторых учебных заведениях устанавливается охранное оборудование с программным обеспечением, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности на всей территории. К сожалению, такие системы весьма дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Второй важный элемент – концепция безопасности образовательного учреждения. Под ней понимается система взглядов, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением безопасности. Она представлена в виде виртуальной модели, с её помощью можно понять, что представляет система безопасности образовательного учреждения.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать причины возникновения опасностей и угроз, определять механизмы, пути и способы защиты от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (рис. 2).

Рис. 2. Концепция безопасности образовательного учреждения

Все указанные элементы обеспечения безопасности образовательных учреждений не являются умозрительными правилами, разработанными в кабинетах и учебных аудиториях, а основные оставляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих элементов в том, что даже не подготовленный специально преподаватель или сотрудник образовательного учреждения сможет достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите от опасностей и угроз. Это критерии для выбора наиболее верного решения, связанного с обеспечением безопасности.

Важное место в системе безопасности занимают также цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • обеспечение безопасного функционирования образовательного учреждения;
  • снижение ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций;
  • недопущение гибели, снижение травматизма, усиление охраны труда, здоровья, сохранности имущества.

Из указанных целей возникают соответствующие задачи:

  • подготовка персонала, преподавателей и студентов (учащихся) к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • своевременное выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • правовое и организационное обеспечение системы безопасности;
  • формирование культуры безопасности всего персонала образовательного заведения.

Успешное решение всех этих задач позволит обеспечить выполнение главной задачи – сохранение жизни и здоровья учащихся. Конечно, устанавливать единую систему безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику – в одних районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности могут преобладать опасности природного характера, в местах скопления опасных производств – техногенные или экологические аварии, в крупных городах, экономически неблагополучных регионах –криминогенные. Однако примерную систему безопасности образовательного учреждения и её составляющие элементы мы рассмотрели в нашей работе.

Текст статьи
  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: редакция от 01 июля 2020 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: по подписке.
  2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12010 № 390-ФЗ // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  3. Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  4. Федеральный закон Российской федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 12 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  6. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  7. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  9. ГОСТ 12.0.006-2002 ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.02021).
  10. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17 января 2001 г. № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  11. СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 25 октября 2002 г.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 августа по 12 августа
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 августа
Загрузка в eLibrary
16 августа
Рассылка печатных экземпляров
26 августа