Главная
Конференции
Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты
Проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности и пути их решения

Проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности и пути их решения

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

транспортная безопасность
национальная безопасность
правовое регулирование национальной безопасности
транспортная инфраструктура

Аннотация статьи

Несмотря на важность транспортной безопасности и ее значение для национальной безопасности России в целом, а также на определенные шаги, предпринимаемые государством по повышению эффективности ее обеспечения, до настоящего времени остается достаточное количество неразрешенных проблем. В данной статье обозначены некоторые из них и предложены пути их решения.

Текст статьи

Прежде чем перейти к анализу проблем, возникающих в сфере обеспечения транспортной безопасности, видится необходимым раскрыть ее понятие и определить значение для национальной безопасности страны. В настоящее время проблема уяснения содержания анализируемого термина разрешена, поскольку определение транспортной безопасности нашло свое закрепление на законодательном уровне, в соответствии с которым она трактуется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [1, c.16].

Транспортная сфера является очень важной для обеспечения жизнедеятельности общества, государства, граждан, в особенности, на современном этапе, когда в Российской Федерации прослеживается наличие определенных факторов, подрывающих национальную безопасность в целом. Так, сейчас существенно ослаблен научно-технический и технологический потенциал страны, разработки в области стратегически важных направлениях существенно сокращены, многие специалисты нашли применение своим знаниям в других государствах. Итогом всего этого является утрата Россией в мире тех передовых позиций, на которых она находилась в прежние годы, отличаясь высокой степень обороноспособности и военной мощью.

В военно-экономическом потенциале нашей страны немаловажная роль принадлежит именно транспорту, посредством которого обеспечивается сообщение между различными точками внутри страны и за ее пределами. Транспортная сеть должна всегда находиться в готовности вынести необходимые нагрузки, выходящие за пределы обычной деятельности транспортной инфраструктуры, в частность, в условиях возникновения чрезвычайной ситуации, во время военных действий, когда может возникнуть необходимость осуществлять эвакуационные и воинские перевозки. Безусловно, что все это свидетельствует о необходимости поддержания транспортной системы в надлежащем состоянии, поскольку это способствует обеспечению национальной безопасности страны в целом [2, c.42]

Однако, следует с сожалением констатировать наличие множественных проблем в данной сфере. Отдельные виды транспорта отличаются низкой мобилизационной готовностью, к примеру, флот, что влечет опасности при вовлечении нашей страны в систему международного транзита. Существенная проблема – отсутствие четкой и единой системы разделения сфер ответственности между государственным и частным сектором в сфере транспортной безопасности при осуществлении перевозок.

Военная угроза в настоящее время не единственная, существует и значительное число иных, которые могут потребовать масштабного использования транспортной сферы. В частности, научно-технический прогресс влечет существенные негативные последствия для природных явлений, что создает высокий риск угроз техногенного и природного характера. В условиях таких негативных и опасных ситуаций может возникнуть необходимость экстренно и массово произвести эвакуацию населения из крупных городов, для чего должна быть задействована вся система транспорта, посредством которого возможно вывести значительное число людей.

Представляется, что в настоящий момент возникла насущная проблема формирования в России системного подхода к обеспечению транспортной безопасности. Он должен включать в себя деятельность по:

  • определению перечня угроз транспортному комплексу, как потенциальных, так и реальных;
  • формированию четкого комплекса мер по предотвращению угроз транспортной безопасности;
  • распределению функций между частным и государственным сектором в сфере обеспечения безопасности на транспорте.

Государственная политика в сфере транспортной безопасности направлена на обеспечение национальной безопасности в целом, на предотвращение материального ущерба, причинения вреда здоровью людям, на предотвращение иных негативных последствий. И здесь несомненно недостаточно одной лишь декларированности законодательных норм, необходимо, чтобы система таких норм была совершенной, а механизм их реализации – действенным. Поскольку эффективно реализовать можно лишь те законодательные нормы, которые отвечают необходимостям существующей действительности и ясны, и понятны для правоприменителя. Поэтому, прежде всего, следует уделять внимание именно совершенствованию правовой базы.

Сейчас регулирование транспортной безопасности осуществляется посредством отдельного федерального закона, существуют и специальные программы развития транспорта, определяющих, в том числе, и содержание государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности [3, c.108] Таким образом, можно говорить о предпринимаемых позитивных шагах в сфере совершенствования законодательной базы, регламентирующей вопросы транспортной безопасности, но их явно недостаточно.

Таким образом, на современном этапе следует рассматривать совершенствование законодательства в анализируемой сфере в качестве приоритетной задачи. Однако, нельзя не обозначить такую проблему, как недооценка многих проблем, влекущих снижение защищенности транспортной сферы. Так, в качестве недостатков можно выделить следующие:

  • отсутствие осознания государством необходимости использовать на всех видах транспорта наиболее эффективные и современные технологии безопасности, руководствуясь при этом зарубежным опытом, и, как следствие, недостаточность финансирования данного направления;
  • отсутствие эффективного анализа соотношения затрат и выгод от тех или иных процедур, реализуемых в целях обеспечения транспортной безопасности.

Подводя итог, можно утверждать, что в настоящее время требуется совершенствовать нормативную базу регулирования транспортной безопасности, распределять зоны ответственности в данной сфере и формировать комплекс специальных мер, позволяющих минимизировать угрозы. И выработку системного подхода к повышению эффективности обеспечения транспортной безопасности нельзя откладывать на долгий срок, необходимо как можно быстрее начать работу в данном направлении, поскольку значение транспортной безопасности во всех сферах жизнедеятельности огромно, ее качество оказывает существенное влияние и на социально-экономическое развитие государства, и на защиту государственного суверенитета и национальной безопасности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ (в ред. от 02.122019) «О транспортной безопасности» // Российская газета. 2007. 14 февраля. № 31.
  2. Проценко С.В. Угрозы транспортной безопасности // Российская юстиция. 2010. № 8. С. 42.
  3. Чередниченко А.Е. Транспортная безопасность как важнейшая составляющая национальной безопасности // Актуальные вопросы науки и практики. Сборник научных трудов по материалам XIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 108.

Поделиться

4238

Коморин А. Н. Проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности и пути их решения // Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/3437-problemi-v-sfere-obespecheniya-transportnoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января