Автор(-ы):
Шагаева Наталья Леонидовна
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье проанализированы нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности. Рассмотрены первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Текст статьи
Согласно действующему законодательству администрациям местного самоуправления (АМСУ) предписаны полномочия по организации и реализации первичных мероприятий пожарной безопасности [1].
Первичные меры пожарной безопасности (ПМПБ) – комплекс базовых специфических действий по предотвращению пожаров, ликвидации очагов возгораний, эвакуации населения, спасению зданий и имущества. Их объем, порядок планирования, организации и особенности проведения на территории Российской Федерации, включая все населенные пункты и закрытые административно-территориальные образования, регламентируется ст. 63 ФЗ-123 [2].
Полномочия администрации местного самоуправления по реализации ПМПБ
Согласно ст. 19 ФЗ-69 от 21.12.1994 года, администрации местного самоуправления предусмотрены широкие полномочия как по планированию и организации, так и по проведению ПМПБ в пределах территории подконтрольных муниципальных образований:
1. Подготовительные мероприятия
Разработка и последующее принятие специальных решений, постановлений, приказов, предписаний:
2. Планирование ПМПБ
Разработка и утверждение планов обеспечения пожаробезопасности в пределах территории поселков, городов, поселений или других образований [3].
3. Обеспечение пожарной безопасности
Разработка с последующим утверждением и реализацией бюджетов в соответствии с планами обеспечения пожаробезопасности, включая расходы на содержание местных добровольных дружин (команд), оборудование средств оповещения, пожарных щитов и др. [3]
4. Установление особого противопожарного режима
Летом после получения штормовых предупреждений, а также при устойчиво сухой, жаркой и ветреной погоде рекомендуется организовывать и вводить на территории поселков, городов, поселений или других образований специальные противопожарные режимы. В это время администрации местного самоуправления должны принимать решения о запрещении на подконтрольной им территории сжигания сухой травы, разведения костров, проведения других работ, представляющих пожарную опасность. На наиболее опасных участках целесообразно временное приостановление топки печей, котельного и другого оборудования, работающего на жидких или твердых видах топлива.
Дополнительно органы местного самоуправления должны организовать регулярное патрулирование подконтрольной территории с привлечением членов добровольных пожарных бригад (дружин), а также предусмотреть возможность использования для устранения очагов пожара тракторов, экскаваторов, водовозной, землеройной и другой всевозможной спецтехники. С этой целью необходимо проводить соответствующие организационные и разъяснительные мероприятия в автопарках, на предприятиях и среди частных владельцев соответствующей техники по мерам пожарной безопасности и действиям при возникновении возгораний.
5. Обучение, агитация и популяризация ПМПБ
Администрации местного самоуправления должны обеспечить обучение жителей первичным мероприятиям пожаробезопасности в соответствии с ранее утвержденными планами. Занятия с жителями городов, поселков и других образований должны проводить специально назначенные лица, успешно прошедшие обучение мерам пожарной безопасности [4].
Обучение первичным мероприятиям пожарной безопасности целесообразно проводить с использованием всевозможных рекламно-наглядных материалов. В целях популяризации рекомендуется организовывать вручение небольших памяток, буклетов и листовок. Пункты раздачи организуются в местах массового посещения людей. В их числе узлы почтовой связи, магазины, медицинские и учебно-образовательные учреждения, собрания трудовых коллективов и служащих, наряды, другие сходы жильцов населенных пунктов и поселений.
6. Организация первичных мер пожарной безопасности
Согласно правилам пожарной безопасности администрации местного самоуправления должны организовать на подконтрольной территории проведение первичных мероприятий пожаробезопасности в следующем объеме:
Первичные средства тушения пожара
Возле всех жилых зданий, включая объекты, где постоянно работают или находятся люди, должны быть бочки или другие специальные емкости с водой, либо исправные огнетушители. А также для ликвидации возгораний на территории населенных пунктов должны быть созданы источники наружного противопожарного водоснабжения [5].
Сигнализация и оповещение
На территории поселений, городов и других образований должны быть смонтированы громкоговорители или другие системы звуковой (аудио) сигнализации и оповещения жителей при возникновении пожаров и чрезвычайных происшествий, а также определен порядок и специальные средства для вызова региональных пожарных команд МЧС. Звуковая сигнализация монтируется с использованием электрических средств или механических средств. Это могут быть колокола, куски рельс, пустые баллоны, другие подручные приспособления.
Пожарные щиты
Для размещения и постоянного хранения первичных средств ликвидации возгораний, а также ручных инструментов и пожарного инвентаря должны быть смонтированы и укомплектованы пожарные щиты на всех складах, технических и производственных объектах, которые не оборудованы системами внутреннего противопожарного водоснабжения или автоматическими установками пожаротушения (АУПТ). В эту категория также входят сооружения и другие объекты, расположенные на территории предприятий, учреждений или других организаций, которые не оборудованы наружными противопожарными водопроводами или если они находятся дальше 100 метров от источников наружных противопожарных водоемов.
Тип, комплектация и количество пожарных щитов зависят от категории пожарной и взрывопожарной опасности конкретных объектов (зданий, сооружений и помещений), а также типа АУПТ, специфики и объемов подконтрольной площади, в пределах которой используется конкретный щит.
Независимо от специфики объекта или типа пожарных щитов, на них должны постоянно находиться в работоспособном состоянии следующие ручные инструменты и инвентарь: две лопаты (совковая и штыковая); ведро, багор, определенное количество огнетушителей в соответствии с категорией объекта, лом, покрывала из негорючей ткани, кошмы или асбестовые полотна. Возле щитов обязательно размещаются ящики с песком, а также резервуары не менее 0,2 м3, постоянно наполненные водой для тушения пожаров.
Запасы воды для тушения возгораний
Резервы жидкости, необходимой для тушения возгораний формируются несколькими путями с учетом специфики конкретных объектов и окружающей местности. Это может быть обустройство специальных запруд на реках или ручьях, использование природных (прудов, озер, рек) или создание искусственных (специальные пожарные водоемы, водонапорные башни и др.) запасов воды. Во всех случаях необходимо обеспечить к ним подъездные пути с твердым покрытием, а также обустройство пирсов на водоемах и других приспособлений для удобного забора воды спецтехникой пожарных команд МЧС.
Средства вызова пожарных команд
Для оперативного оповещения о случившихся происшествиях и вызова пожарных команд МЧС в каждом городе, поселке или другом образовании должны быть исправные специальные линии телефонной или радиосвязи. При этом оны не должны быть платными или совмещенными с таксофонами. Категорически запрещено проводить регламентные, ремонтные или другие работы с отключением линий спецсвязи 01.
Действия жителей при возникновении возгорания или задымления помещений (зданий)
Каждый житель города, поселка или другого образования, как и любой другой гражданин, находящийся в здании (помещении), при обнаружении возгорания, задымления либо других малейших признаков пожара (запах гари, высокая температура и др.) обязан выполнить следующие действия [6]:
Действия уполномоченных лиц при возникновении пожаров
Главы администраций, другие должностные лица органов местного самоуправления, ответственные за материальные ценности или уполномоченные ими распоряжаться, владеть либо пользоваться, а также лица, которые назначены ответственными за обеспечение первичных мероприятий пожаробезопасности при обнаружении пожара, признаков возгорания (задымление, запах гари, высокая температура и др.) обязаны выполнить следующие действия:
– Организовать вывод за пределы объекта всего персонала, который не задействован в проведении первичных мероприятий пожаротушения.
– Осуществлять общее руководство по ликвидации возгораний с учетом специфики конкретного объекта до прибытия пожарных команд МЧС.
– Обеспечить соблюдение указаний по пожарной безопасности персоналом объекта, принимающим участие в проведении первичных мероприятий борьбы с пожаром.
– Организовать эвакуацию из здания и охрану материальных ценностей в местах временного складирования.
Организовать встречу пожарных команд МЧС на въезде в поселок, город или другое образование и последующую помощь в указании кратчайшего пути для безопасного подъезда к очагу возгорания.
По прибытии пожарных команд сообщить их командиру о происшествии, специфике работы объекта, указав список и объемы перерабатываемых, хранящихся опасных веществ и материалов, а также другие сведения, которые необходимы для обеспечения безопасности личного состава пожарных команд.
Строгое соблюдение первичных мер пожарной безопасности – ключевое условие сведения к минимуму рисков пожаров, а также залог постоянной готовности ответственных лиц к спасению жителей и имущества населенных пунктов от пожаров.
Список литературы
Поделиться
Шагаева Н. Л. Первичные меры пожарной безопасности в населенных пунктах Российской Федерации (рекомендации для администраций местного самоуправления) // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 76-79. URL: https://apni.ru/article/3439-pervichnie-meri-pozharnoj-bezopasnosti-v-nas