Главная
АИ #50 (77)
Статьи журнала АИ #50 (77)
Тенденции развития инновационного предпринимательства в России

Тенденции развития инновационного предпринимательства в России

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

корпорации
инновации
предпринимательство

Аннотация статьи

В статье обоснованы тенденции развития инновационного предпринимательства в России, способные обеспечивать конкурентоспособность предприятий на российском и мировом рынках.

Текст статьи

В условиях глобального бизнеса все более острой является проблема формирования конкурентоспособности отечественных предприятий. Ситуация складывается таким образом, когда зарубежные корпорации приходят на российский рынок и своим имиджем, признанностью бренда вытесняют с рынка менее популярные отечественные предприятия или же покупают их активы, интегрируясь в нашу экономику. Это естественно, поскольку обычно продукция иностранных производителей более качественная, надежная, обеспечивает более полное удовлетворение потребностей потребителей.

Такие компании не случайно становятся глобальными, находя своих поклонников по всему миру, а их руководство понимает, чтобы оставаться на месте, необходимо быстро бежать, а чтобы сдвинуться с места – необходимо бежать в два раза быстрее, постоянно развивая инновационную деятельность.

Инновационное направление предпринимательской деятельности гарантирует для субъектов хозяйствования конкурентные преимущества, обеспечивает им укрепление рыночных позиций, а, следовательно, способствует экономическому развитию тех стран, которые поддерживают и мотивируют развитие инновационного предпринимательства. Очевидно, что государство должно не только поддерживать или стимулировать инновационное развитие отечественных компаний, более того, оно должно поощрять их к инновационной деятельности.

Исходной точкой отсчета для понимания сущности инновационного предпринимательства считаются работы Й. Шумпетера, где предпринимательство впервые связывается с развитием технологий, нововведениями, экономическим ростом [1]. Такое толкование уже много лет позволяет рассматривать любую компанию как ключевую силу в реализации достижения НТП.

Диагностика инновационной деятельности отечественной экономики за период 2015-2020 годов дала возможность определить, что часть предприятий, проводивших инновационную деятельность, составила 34,6 %. Это сравнительно низкий процент за довольно длительный промежуток времени. Стоит отметить, что среди видов экономической деятельности в течение данного периода, самой высокой доля инновационно-активных предприятий была на предприятиях перерабатывающей промышленности (20,3%), по поставкам электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (18,6 %), а также информации и телекоммуникаций (16,3 %). Около 80 % общего объема инновационных затрат компании направили на приобретение машин, оборудования и программного обеспечения, и лишь порядка 9 % – на выполнение внутренних разработок, по 4 % – на приобретение других внешних знаний и на приобретение внешних НИР [2].

Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что инновационной деятельностью занимаются в основном крупные промышленные предприятия. Малым и средним предприятиям из-за административных барьеров, неразвитости инновационной предпринимательской среды и культуры, отсутствия поддержки на региональном и локальном уровнях довольно трудно заниматься инновационной деятельностью.

В России в течение 2015-2020 гг. лишь 28,7 % предприятий с технологическими инновациями сотрудничали с предприятиями и организациями, в том числе университетами, научно-исследовательскими институтами и т. п. [3].

Исследования деятельности предприятий с низким уровнем инновационности освещают основные проблемы, которые препятствовали ведению инновационной деятельности:

  • «…низкий спрос на инновации на рынке и их коммерциализации;
  • низкая конкурентная позиция предприятия;
  • отсутствие удачных идей и возможностей для создания инноваций;
  • недостаток средств у предприятия, отсутствие кредитов или реальных прямых инвестиций;
  • отсутствие работников в рамках предприятия с высоким уровнем компетентности;
  • сложности в получении государственной помощи или субсидий для инновационного развития» [2].

Мировой опыт показывает, что в «…высокоразвитых странах интеллектуальное производство гарантирует более 60% реального увеличения продукции, а в перспективном будущем будет обеспечивать до 90 %. Мы же имеем парадокс: значительный интеллектуальный потенциал не имеет эффективных рычагов влияния на обеспечение высоких темпов экономического роста» [3]. В России продолжает существовать сверхрасходное и неэффективное производство. Причинами этого являются несовершенное законодательство в сфере прав интеллектуальной собственности, низкий уровень оплаты труда ученых, отсутствие поддержки со стороны государства.

Еще одной важной проблемой развития инновационной деятельности среди предприятий РФ является не совсем точное понимание механизма инновационного предпринимательства. По сути это поиск идей, радикальных решений, которые помогут организовать инновации, это совокупность побудительных мотивов (индивидуальная инициатива приносит признание, успех предпринимателю, создает условия для воплощения в жизнь его личных интересов, обеспечивает материальный достаток). Для предприятия главной побудительной мотивацией внедрения инноваций должна быть не только возможная прибыль как результат конкурентных преимуществ или минимизации затрат, а возможность создать новый рынок, найти новую нишу на рынке, сформировать новый спрос, обеспечить потенциальным потребителям принципиально новые товары (услуги) или модифицировать существующие. Именно так достигали своих позиций все глобальные бренды, которые мы можем увидеть сегодня в списке Forbes и других мировых рейтингах.

В России же предприятия продолжают внедрять внешние инновации, не имея возможности полноценно проводить внутренние разработки. На современном этапе необходимо начать создание мощной инновационной инфраструктуры, усовершенствовать законодательство и на государственном уровне создать предпосылки для финансирования инновационных проектов и привлечения инвестиций.

Таким образом, Россия имеет значительный потенциал для развития инновационного предпринимательства, мощные креативные и интеллектуальные ресурсы, наше государство может и должно его развивать. Однако, чтобы воплотить все это в жизнь, необходимы радикальные изменения, эффективный менеджмент, государственная поддержка и ресурсное обеспечение.

Список литературы

  1. Джавадова С.А., Молчанова Л.А. Инновационные технологии в основе устойчивого развития отечественного агропромышленного комплекса / С.А. Джавадова, Л.А. Молчанова// Журнал прикладных исследований. - 2021. - №2. - С. 46-54.
  2. Глобальный инновационный индекс 2020 г. Кто будет финансировать инновации: Главные выводы.- Электронный ресурс Всемирной организации интеллектуальной собственности / режим доступа: https://www.wipo.int
  3. Капинос Р.В., Акупиян О.С. Инновационные кластеры некоммерческих аграрных экологической направленности как фактор развития региональной экономики / Р.В. Капинос, О.С. Акупиян // Инновации в АПК: Проблемы и перспективы. - 2019. - №4(24). - С. 130-140.

Поделиться

2415

Молчанова Л. А. Тенденции развития инновационного предпринимательства в России // Актуальные исследования. 2021. №50 (77). С. 94-96. URL: https://apni.ru/article/3441-tendentsii-razvitiya-innovatsionnogo-predprin

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря