научный журнал «Актуальные исследования» #51 (78), декабрь '21

Защита прав и интересов детей органами опеки и попечительства

Данная статья посвящена исследованию вопроса защиты прав и интересов детей органами опеки и попечительства. В ней проведен анализ системы органов опеки и попечительства, на которую возложены функции содействия ребенку в защите его прав.

Аннотация статьи
органы исполнительной власти
защита прав ребенка
органы опеки и попечительства
семейные права
интересы ребенка
Ключевые слова

По российскому законодательству, дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, подлежат опеке или попечительству.

Государство заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом. Таким образом, происходит защита прав и интересов несовершеннолетних детей.

Как отмечала, Л.Ю. Грудцина: «Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью оперировать ими в любой жизненной ситуации» [1]. Так, по мнению Н.М. Савельевой: «Действующее законодательство наделяет ребенка правом защищать свои интересы, в том числе и обращаться в суд, правда, не всегда ребенок может беспрепятственно реализовать свое право на судебную защиту» [2].

На наш взгляд, участие государства в обеспечении интересов ребенка в семье не ограничивается предоставлением ему прав, предусмотренных семейным законодательством. Также для несовершеннолетнего важно иметь гарантию для охраны этих прав, а также их защиты в случае нарушения. Именно поэтому защите интересов, прав детей и подростков уделяется значительное внимание, как на российском, так и международном уровне. Помимо этого, защита прав несовершеннолетних детей и подростков признается одной из главных тем развития социальной политики всех государств.

Так, согласно п.2 ст.3 Конвенции «О правах ребенка», «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия...» [3].

Однако, число детей, нуждающихся в защите со стороны государства, и государственных органов, осуществляющих защиту несовершеннолетних детей годами, не уменьшается. Учитывая сведения Росстата, увеличение численности детей, лишенных родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. На 1 января 2020 года, по оценке Росстата, численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в Российской Федерации, выросла на 234,7 тыс. человек (0,8%) и составила 50 215 тыс. человек, в том числе 500 тыс. детей-сирот (12%), на начало 2019 г. – 30,2 млн. детей, в том числе 429 тыс. детей-сирот (14%), по состоянию на начало 2017 г. – 26 млн. детей, в т.ч. 467,5 тыс. детей-сирот (17%).

Как считает Е.Г. Куропацкая: «Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей – одна из правовых форм защиты их личных и имущественных прав и интересов, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования» [4].

На наш взгляд, несмотря на некоторое снижение показателей, следует отметить, что это лишь официальная статистика, в которую входят лишь те дети, которые выявлены и учтены, а на самом деле их намного больше. Поскольку охрана прав ребенка заключается в создании предпосылок, гарантий их реализации, ей служат неодинаковые по своей отраслевой принадлежности, содержанию, целям законодательные акты Российской Федерации, субъектов Федерации, Указы Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, а также правовые акты органов исполнительной власти.

Немного иначе обстоит дело с защитой прав ребенка в семье, которая имеет целенаправленный характер и позволяет устранить препятствия на пути осуществления прав несовершеннолетнего и восстановить его права, предусмотренные Семейным кодексом.

Согласно определению, под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Так согласно ст. 30 ГК РФ под попечительством понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Органы опеки и попечительства обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Органами опеки и попечительства являются в настоящее время органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Таким образом, являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки и попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей.

Так, по нашему мнению, государство возлагает защиту прав несовершеннолетних детей только на органы опеки и попечительства, которые могут объединять усилия других государственных, муниципальных органов, учреждений, общественных организаций и фондов, в том числе благотворительных, для достижения единой цели – защиты прав ребенка.

Таким образом в развитие данных положений 25 июня 2007 года Министром образования и науки было подписано письмо «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», в рамках которого в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России разработана модель закона субъекта Российской Федерации «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации». Однако, стоит заметить, что развития данный вопрос не получил.

Анализируя все вышеизложенное моно сделать вывод, который позволит выделить следующие формы защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства:

  • самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);
  • направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;
  • участие в судебном разбирательстве.

Так, определения полномочий органов опеки и попечительства достаточно обратиться к статье 16 Федерального закона от 24.06.1999 года, которая устанавливает: «Органы опеки и попечительства:

  • дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;
  • участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами, либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства».

Наиболее обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его другому лиц. В безотлагательных случаях, то есть при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей.

Однако, государственные органы опеки и попечительства, во многих случаях проявили неспособность защитить права детей.

На наш взгляд, данный факт обусловлен отсутствием единообразия практики применения законодательства в работе и единого координирующего органа, который мог бы своевременно дать рекомендации и разъяснения специалистам органов опеки и попечительства. Приводимые негативные моменты в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов детей не могут и не должны рассматриваться как имеющие всеобщий характер.

Так же можно выделить основную проблему в деятельности органов опеки и попечительства, которая тесно связана с недостаточной численностью и профессионализмом сотрудников органов опеки и попечительства, отношением к деятельности этих органов как чему-то второстепенному и неосновательно обременяющему региональный бюджет.

В заключении хотелось бы отметить, что органы опеки и попечительства занимаются установлением надзора над несовершеннолетними детьми, которые остались без попечения родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Текст статьи
  1. Грудцина, Л.Ю. Семейное право России / Л.Ю. Грудинина // Юриспруденция. - 2006. - № 4.
  2. Савельева, Н.М. Правовое положение Ребенка в России / Н.М. Савельева // История. - 2000. - №46.
  3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990.
  4. Куропацкая Е.Г. Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними // Судья. 2014. № 7.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 15 января по 21 января
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
25 января
Загрузка в eLibrary
25 января
Рассылка печатных экземпляров
02 февраля